Виды памяти человека и их особенности
Лекция № 4
Память
§ 1. Понятие о памяти. Что такое память. Какую роль память играет в жизни человека. Какие процессы включает в себя память. Почему эти процессы выделяются и рассматриваются как отдельные. Каковы анатомо-физиологические основы памяти человека.
§ 2. Виды памяти человека и их особенности. Для чего человеку нужны разные виды памяти. Каковы критерии деления видов памяти человека на группы. Каковы основные виды памяти человека. Как взаимосвязаны виды памяти человека между собой. Что представляют собой количественные показатели, по которым оценивается память человека.
§ 3. Законы памяти. Что такое законы памяти, для чего их необходимо знать. Закон ассоциаций. Закон связи памяти с мышлением. Закон связи памяти с воображением. Закон связи памяти с речью. Закон связи памяти с потребностями. Закон связи памяти с эмоциями. Закон забывания. Закон Зейгарник.
§ 4. Формирование и развитие памяти. Что понимается под формированием и развитием памяти. По каким направлениям формируется и развивается память человека. Как формировалась и развивалась память людей в филогенезе. Что представляет собой формирование и развитие памяти человека в онтогенезе.
Понятие о памяти
Что такое память.Памятью называется особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Когда мы имеем дело с запоминанием, то предполагается, что человек не просто воспринимает, но сохраняет воспринятую информацию в течение определенного времени. Когда мы говорим о том, что человек пользуется памятью, припоминая или узнавая нечто, имеется в виду, что это нечто уже хранится в его голове, а не получается вновь из окружающей среды.
Таким образом, память — это психический процесс и одновременно способность, которая проявляется в сохранении информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого человеком жизненного опыта. Память — это также возможность вновь и вновь возвращаться к прошлому опыту, дополнять, использовать его.
Какую роль память играет в жизни человека.Ответить на этот вопрос одновременно и просто, и сложно. Просто на него ответить потому, что памятью человек пользуется практически беспрерывно и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения. Но чтобы получить полный, исчерпывающий ответ на вопрос, понадобилось бы очень долго перечислять те процессы и виды поведения, в которых память принимает участие. Тем не менее мы попытаемся ответить на данный вопрос одновременно и кратко, и достаточно полно.
Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может показаться на первый взгляд, пуста. Но это только на первый взгляд. На самом деле в ней очень много так называемой генетической информации, по которой человек развивается сам и строится его жизнь, по крайней мере в течение нескольких первых лет после рождения.
Зададимся в этой связи следующими вопросами. Почему человек рождается на свет и, развиваясь, становится внешне, анатомически и физиологически похожим именно на человека, а не на какое-либо другое живое существо? Откуда у него берутся рефлексы, основные жизненные инстинкты, элементарные, врожденные психические способности и формы поведения? Почему довольно рано, в возрасте 2—3 лет, то есть задолго до начала сознательного обучения, у ребенка отчетливо проявляются многие задатки?
Ответы на подобные вопросы очевидны: все это человек имеет с момента рождения, и все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, память человеку нужна также для того, чтобы сохранять свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни. Ведь то, что человек хранит в памяти (в данном случае мы имеем дело с так называемой генетической памятью), позволяет ему, не обучаясь вновь, сразу пользоваться информацией, которую он уже имеет, или очень быстро осваивать то, что ему крайне необходимо для жизни.
Однако люди, с тех пор как выделились из царства животных, далеко продвинулись вперед в своем развитии, причем речь идет не столько о физическом, сколько о психологическом развитии человека. История становления современного человека до его нынешнего физического облика на считывает около 3 млн. лет, а история человеческой цивилизации — не более 50 — 60 тыс. лет. По сравнению с историей развития человека как биологического существа это мизерный период, включающий в себя всего лишь 1 — 2% времени физического существования человека. Но и за это время человек в своем психологическом развитии ушел вперед в сотни раз дальше, чем за 98 — 99% всего времени своего существования как биологического вида.
Более того, установлено, что начиная с XX в. за каждые 50 лет уровень психологического развития человека повышается примерно в 2 раза по сравнению с предыдущим 50-летием. При этом ни внешне, ни анатомически, ни физиологически человек совершенно не меняется. Это происходит за счет того, что люди научились сохранять и передавать из поколения в поколение накопленные ими знания и умения. Они изобрели языки, знаковые системы, средства записи и хранения информации и продолжают их активно совершенствовать в наше время. Тем самым люди улучшили свою родовую память, и она в свою очередь сыграла важную роль в ускорении их психологического развития.
Однако того, что человеку дано с рождения, явно недостаточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы минимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Даже составляя весьма незначительную часть знаний и умений, которыми на данный момент времени располагает все человечество, индивидуально необходимые знания и умения все же достаточно велики по объему и достаточно трудны по содержанию, чтобы вновь родившийся на свет человек мог их самостоятельно освоить. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь.
Практически с рождения человек начинает приобретать новый жизненный опыт. Примерно с годовалого возраста, а иногда и раньше человека начинают систематически чему-то обучать. Постепенно, с возрастом этот процесс интенсифицируется и становится наиболее активным в школьные годы, а также когда человек получает профессиональное образование. Период обязательного и активного обучения у современных людей занимает от 10—12 до 15—20 лет. Но и на этом обучение не заканчивается. В иных, быть может, менее активных и менее организованных, формах оно продолжается дальше, нередко в течение всей жизни человека. Понятно, что без хорошей памяти обучаться чему-либо практически невозможно. В этом состоит одна из главных функций памяти человека.
Подводя итог поиску ответа на сформулированный выше вопрос, можно сказать, что если бы человек не обладал мощной, быстродействующей памятью, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливее утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.
Какие процессы включает в себя память.Память человека включает в себя следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание. Благодаря запоминанию человек вводит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате работы других познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, речи. Благодаря сохранению введенная в память человека информация оказывается доступной ему в любой момент. Правда, это не означает, что он в нужный момент сразу же сможет вспомнить то, что ему необходимо. Это лишь означает, что сохраняющаяся в памяти человека информация является потенциально доступной.
Сохранение информации в памяти человека вовсе не обязательно происходит в его голове или в его теле вообще. Нужная для человека информация может храниться в наибольшем объеме на разного рода материальных носителях: в предметах материальной культуры, в книгах, в виде магнитных, электронных и других технически выполненных записей. Воспроизведение представляет собой процесс памяти, в результате которого человек восстанавливает нужную для него в данный момент информацию, извлекая ее из хранилищ памяти. Воспроизведение — это процесс, противоположный запоминанию и не совместимый с ним. Это надо понимать так: если в данный момент человек запоминает информацию, то в это время ничего припомнить он не может, и наоборот, если сейчас человек воспроизводит информацию по памяти, то что-либо новое запоминать он не в состоянии.
Узнавание — это процесс памяти, в результате которого у человека при восприятии какой-либо ситуации, предмета, события возникает чувство знакомости, то есть ощущение того, что где-то, когда-то он это уже видел. Узнавание — это соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, что воспринималось раньше, и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека. Узнать — не значит точно вспомнить; это значит лишь иметь ощущение уже виденного, знакомого. Правда, в динамике процессов памяти узнавание обычно предшествует припоминанию, поэтому узнавание также можно рассматривать как этап припоминания.
Отдельно от указанных выше процессов стоит процесс забывания. Если запоминание, сохранение и воспроизведение в целом направлены на то, чтобы нечто сохранить в памяти (даже тогда, когда мы что-либо припоминаем, припоминаемое не исчезает из памяти, а по-прежнему остается в ней), то забывание ориентировано на то, чтобы нечто удалить из памяти.
Казалось бы, забывание — негативный процесс, так как мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забывания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о вещах, которые человеку нежелательно помнить для поддержания нормального существования, например о таких событиях, которые его психологически травмируют и порождают у него чувство тревоги.
В отношении процессов памяти разумно поставить следующий вопрос:
Почему эти процессы выделятся и рассматриваются как отдельные.Есть несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, все эти процессы играют разную роль в жизни человека и все они без исключения ему необходимы.
Во-вторых, эти процессы у одного и того же человека могут быть развитыми в различной степени. Один человек лучше запоминает, другой дольше сохраняет, третий легче припоминает информацию. Каждый человек в жизни чаще опирается на тот процесс памяти, который у него работает лучше всего.
В-третьих, в своем функционировании эти процессы подчиняются разным законам. Законы запоминания существенно отличаются от законов сохранения информации, а законы узнавания отличаются от законов забывания.
В-четвертых, на уровне анатомии и физиологии мозга все эти процессы представлены различными структурами и разными физиологическими явлениями.
Каковы анатомо-физиологические основы памяти человека.Из всех других познавательных процессов память человека представлена в структурах его мозга наиболее широко. С памятью связаны кора головного мозга, подкорка, мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющих различные виды памяти (с ними подробнее мы ознакомимся дальше).
Самую длительную по времени сохранения в ней информации память человека, способную хранить и передавать информацию по наследству, без обучения, называют генетической. Она связана со структурами и процессами, которые происходят в генах. Они, как известно, включают в себя два основных вида молекул, ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту) и РНК (рибонуклеиновую кислоту). В молекулах РНК закодирована, вероятно, самая прочная и неизменяемая генетическая память человека, определяющая его анатомо-физиологическое устройство, врожденные виды поведения и врожденные психологические явления. С молекулами ДНК связана долговременная память человека.
Установлено: когда человек что-либо запоминает прочно и надолго, в структуре молекул ДНК происходят биохимические процессы, с помощью которых эта информация кодируется и сохраняется в долговременной памяти человека. Кодировка осуществляется последовательностью расположения в молекуле оснований аминокислот.
Еще несколько физиологических теорий, которые объясняют механизм действия долговременной памяти человека, связывают запоминание, сохранение и воспроизведение информации с процессами, происходящими в отдельных биологических клетках, из которых состоит живой организм.
Нейронная теория памяти связывает память с нейронами — клетками, из которых состоит нервная система. В каждом нейроне имеются три основные части: тело нейрона, его короткие отростки (дендриты) и самый длинный из отростков, по которому проводятся нервные импульсы от тела нейрона к другим нервным клеткам (аксон). Согласно нейронной теории памяти, когда человек что-то надолго запоминает, в теле нейрона образуются новые сложные биохимические соединения, в которых кодируется и сохраняется запоминаемая информация.
Аналогичная гипотеза касается других биологических клеток, из которых наряду с нейронами состоит нервная система человека, — так назваемых глиалъных клеток. Предполагают, что они также участвуют в работе механизма долговременной памяти, что при запоминании и сохранении информации в них также происходят процессы, способствующие запоминанию и сохранению информации.
Важную роль в физиологическом обеспечении работы памяти играют места контактов нервных клеток друг с другом в головном мозге. Они называются синапсами. Если проводимость нервных импульсов через синапсы является достаточно хорошей, то память человека, включая процессы запоминания и припоминания, работает нормально. Если проводимость синапсов плохая, то и эти процессы идут с затруднениями.
В свою очередь проводимость синапсов зависит от многих причин: от молодости организма (в молодости она выше, а к старости ухудшается); от физического состояния организма в данный момент времени (в здоровом организме проводимость синапсов выше, в больном ниже); от психологического состояния человека (если человек бодр, находится в хорошем настроении, то проводимость синапсов лучше, чем когда он усталый или находится в плохом настроении).
С помощью механизма синапсической передачи нервных импульсов можно физиологически объяснить процессы запоминания, трудности припоминания. Если синапсический механизм передачи нервных импульсов работает хорошо, то как запоминание, так и припоминание информации осуществляется легко; если этот механизм работает плохо, то как запоминание новой информации, так и припоминание известной информации будут затруднены.
Еще одна интересная физиологическая теория касается механизма, обеспечивающего работу кратковременной памяти человека, то есть памяти, которая способна сохранять информацию в течение 20 — 30 с. Физиологический процесс, связанный с данным видом памяти, представлен в гипотезе так называемых реверберационных кругов. Эта гипотеза предполагает следующее. Когда человек запоминает что-либо для решения задачи с целью потом сразу забыть то, что он запомнил, в коре головного мозга образуются замкнутые цепи нейронов, по которым в некоторое время в закодированном виде, в форме специфических сочетаний и последовательностей нервных импульсов циркулирует (ревербериру-ет) соответствующая информация.
Виды памяти человека и их особенности
Для чего человеку нужны разные виды памяти.Каждодневно человек сталкивается с множеством разнообразных задач, которые предъявляют различные требования к запоминанию, сохранению, воспроизведению и узнаванию информации. В одних задачах ее нужно запоминать и сохранять на сравнительно короткое время, не превышающее несколько десятков секунд; в других задачах время сохранения занимает от нескольких минут до нескольких часов и даже дней; в третьих задачах то, что запоминается, необходимо сохранить в памяти как можно дольше. Поэтому требуется как минимум три разных вида памяти: кратковременная, оперативная и долговременная.
Некоторая информация, которую необходимо запоминать и сохранять, предлагается зрительно. Другая информация поступает через орган слуха. Третья информация может быть связана с кожными ощущениями. Иногда возникает необходимость запоминать вкусы, запахи, движения. В этих случаях человек должен обладать еще шестью разными видами памяти, связанными с работой различных органов чувств.
Случается так, что то, что необходимо запомнить и сохранить в памяти, запоминается и сохраняется как бы само собой, сравнительно легко. Здесь человеку для запоминания и сохранения, а также для воспроизведения запомненной ин формации вполне достаточно тех видов памяти, которые он имеет от природы и которыми он располагает с рождения. Однако иногда этих природных видов памяти ему недостаточно, и приходится для запоминания, сохранения и воспроизведения материала обращаться к приобретенным, социально обусловленным видам памяти. В данном случае необходимы еще шесть разных видов памяти, три из которых даны с рождения (непосредственная, непроизвольная и механическая) и три других приобретены в процессе жизни (опосредствованная, произвольная и логическая).
Память человека устроена таким образом, что для нормальной работы периодически требуется отдых. Вместе с тем память работает непрерывно, с момента рождения человека до конца его жизни. Множество различных видов памяти, которые в какой-то степени являются взаимозаменяемыми, позволяет время от времени переходить с одного вида памяти к другому, давая необходимый отдых каждому виду памяти.
Но, оказывается, это еще не все. Непрерывный поток информации, поступающей к человеку через все его органы чувств и нужной человеку для жизни, не может быть воспринят и эффективно переработан одним или двумя видами памяти. Необходимо, чтобы этот массовый поток информации воспринимался и перерабатывался одновременно разными анализаторами, и поэтому необходима параллельная работа множества различных видов памяти. По их числу и разнообразию человек намного превосходит всех других живых существ.
Каковы критерии деления видов памяти человека на группы.Таких критериев немало, если иметь в виду факт, что человек обладает множеством различных видов памяти. Они образуют как минимум 5 различных групп, выделяемых, соответственно, по следующим критериям, или основаниям:
— время хранения информации в памяти человека;
__ орган чувств, с работой которого связаны процессы памяти;
— использование в процессах памяти специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания информации (эти средства называются мнемотехническими);
— использование мышления в процессах памяти;
— использование воли в процессах памяти.
Теперь, пользуясь обозначенными выше критериями, выделим соответствующие им виды памяти, входящие в ту или иную группу.
По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти: мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую. Мгновенной или иконической называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию. Как только процесс восприятия прекратился, информация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью сознательно или как-то контролировать связанные с ней процессы человек не в состоянии.
Кратковременной называют память, способную сохранять информацию в течение 25—30 с после прекращения процесса ее восприятия. К примеру, после восприятия какой-либо картины, мгновенно закрыв глаза, человек в течение некоторого времени как бы продолжает видеть эту картину, то есть сохраняет ее образ. После этого, спустя указанный выше небольшой промежуток времени, картина исчезает и не восстанавливается вновь. Такое бывает также после того, как человек длительное время слушал мелодию. Она продолжает звучать в голове после фактического прекращения звуков мелодии и также, спустя некоторое время, пропадает.
Кратковременная память является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач.
Во-первых, он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных потребностей.
Во-вторых, он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25— 30 секунд. Если это так, то за указанное время человек успевает перевести соответствующую информацию в другой вид памяти — оперативную, которую мы рассмотрим дальше. Наконец, в-третьих, этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно будет перевести в долговременную память и там сохранить.
Кратковременная память человека имеет еще одну важную количественную характеристику, которая называется объемом кратковременной памяти. Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти. Здесь под единицей информации понимается то же самое, что при определении объема внимания, то есть любой объект, физически отдельный или отделяемый в нашем восприятии от других объектов.
Средний объем кратковременной памяти взрослого человека обычно равен величине 7±2 единицы, то есть находится в диапазоне от 5 до 9 единиц информации. Это означает, например, что, прослушав длинный ряд слов, букв или цифр, не связанных между собой, человек будет в состоянии воспроизвести сразу же по памяти от 5 до 9 разных букв, слов или цифр.
Оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи. Если задачу можно решить за несколько десятков секунд или минут, то и в оперативной памяти человека нужная информация будет сохраняться именно столько времени. Если задача сложна и для своего решения требует от нескольких часов до нескольких дней, то и в оперативной памяти человека информация будет сохраняться именно столько. Следовательно, мы можем сделать вывод: время хранения информации в оперативной памяти человека располагается в довольно широком диапазоне, от нескольких десятков секунд до нескольких дней.
Оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью (последнюю мы рассмотрим дальше), причем не только по времени сохранения информации, но и по другим основаниям. Всякая информация, воспринятая органами чувств, сначала попадает в хранилище кратковременной памяти и, прежде чем окажется в долговременной памяти, обязательно должна пройти через оперативную память. В этом смысле оперативная память на пути продвижения информации всегда находится между кратковременной и долговременной памятью. С кратковременной памятью ее объединяет факт, что информация, хранящаяся в оперативной памяти, утрачивается сразу же после того, как связанная с ней задача решена. Чтобы сохранять информацию в оперативной памяти, человек должен ее систематически повторять.
Долговременную память можно определить как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без ее потери. Предельный срок сохранения информации в долговременной памяти человека определяется продолжительностью его жизни. Предполагается, что информация, сохраняющаяся в долговременной памяти, по наследству не передается. Она приобретается каждым индивидуально, и как только жизнь человека завершается, утрачивается и опыт, хранящийся в долговременной памяти. Поэтому каждому вновь родившемуся человеку приходится приобретать этот опыт заново.
В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения и навыки, которые он получает за счет обучения и воспитания. Это, например, знание языка и речи, научные и житейские знания, многочисленные умения, прямохождение и многое другое. Долговременная память человека является самой большой по своему объему из всех видов памяти, которые работают при жизни человека, и, строго говоря, эта память до сих пор не имеет точно установленного объема, так как человек в течение жизни может запоминать сколько угодно информации.
Самый длительный по времени сохранения информации и вместе с тем самый специфический вид памяти — генетическая память. Само название этого вида памяти указывает на то, что она связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности. Действительно, через генетическую память от человека к человеку передается все то, что характеризует человеческий род в целом, то, что было свойственно далеким предкам данного человека, и то, что определяет индивидуально своеобразный физический облик этого человека. Через данный вид памяти по наследству передаются также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы.
По второму из указанных выше критериев — органу чувств, с которым связаны процессы памяти, — выделяются такие виды памяти, как зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, обонятельная и вкусовая. Эти виды памяти, соответственно, связаны с работой тех органов чувств, которые обозначены в названиях данных видов памяти.
Названные виды памяти для человека не являются функционально одинаковыми. Главный вид человеческой памяти — зрительная память. Через орган зрения человек получает наибольшую часть жизненно необходимой информации. На второе место по функциональной значимости можно поставить слуховую память, а далее, соответственно, в указанной выше последовательности остальные разновидности памяти.
Следует заметить, что у животных различные виды сенсорной памяти по их жизненному, приоритетному назначению классифицируются несколько иначе, чем у человека. Для большинства животных, за исключением, наверное, высших обезьян, основной вид памяти — это обонятельная память, так как этот орган чувств у животных является ведущим. У человекообразных обезьян, как и у человека, важную роль в жизни играет зрение, хотя обоняние также продолжает оставаться одним из основных органов чувств.
Если, к примеру, у человека очень хорошо развита двигательная память, то можно предполагать, что у него же имеются хорошие задатки к развитию двигательных способностей. Если обнаруживается высокий уровень развития слуховой памяти, особенно на музыкальные звуки или звуки человеческой речи, то можно ожидать, что имеются неплохие задатки к формированию музыкальных и лингвистических особенностей. Сравнительно редко встречающиеся случаи хорошо развитой обонятельной или вкусовой памяти могут свидетельствовать о наличии неплохих задатков к тому, чтобы стать дегустатором или специалистом по тонкому различению запахов. Последнего рода задатки широко используются, например, в виноделии и парфюмерной промышленности.
По третьему из обозначенных выше критериев — участию или неучастию мышления в процессах памяти — выделяются механическая и логическая память. Механическая память основана на том, что все процессы такой памяти построены на простом, многократном повторении запоминаемого или припоминаемого материала, без попыток его осмысления или представления в иной форме, чем та, в которой он предъявлен исходно. К этому виду памяти относятся, например, случаи механического запоминания стихотворений, таблицы умножения, формул и т.п.
Строго говоря, чисто механической памяти, при которой запоминаемый человеком материал никак бы не осмыслялся или не структурировался, не существует. Мы говорим о памяти как об условно механической в тех случаях, когда в процессах памяти явно преобладает многократное механическое повторение материала над его осмыслением.
Логической называют память, основанную на хорошем понимании, глубоком осмыслении запоминаемого материала, на его представлении в виде какой-нибудь сравнительно простой и легко запоминаемой схемы, например в форме плана, структуры и т.п. В этом случае запоминание и припоминание материала производится в основном за счет его понимания, а в долговременной памяти человека он хранится в виде обобщенной схемы или в форме смысла, который выражает сущность данного материала.
Приведем пример логической памяти. Опытные лекторы, преподаватели, проводя лекционные занятия со студентами, обычно не пользуются никакими текстами. Они буквально не помнят тот учебный материал, который излагают студентам, и заранее наверняка не знают (актуально не осознают) то, о чем и как (какими словами) они будут перед аудиторией говорить. Однако в ходе занятий они легко, именно по памяти воспроизводят то, о чем им надо говорить, очень быстро находят и произносят нужные слова. Поэтому иногда создается обманчивое впечатление, что все, о чем преподаватели говорят, они помнят буквально. В действительности они помнят лишь общий замысел, схему или смысл того, что надо говорить, а конкретные слова подбирают уже по ходу выступления. Именно так работает и устроена логическая память человека. Механическая его память, напротив, предполагает буквальное воспроизведение текста.
Четвертый критерий деления памяти на группы связан с использованием мнемотехнических средств. По этому критерию выделяются две разновидности памяти: непосредственная и опосредствованная. Непосредственной называют такую память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия данного или похожего на него материала на органы чувств человека. Для работы непосредственной памяти вполне достаточно, чтобы соответствующий материал был воспринят тем или иным органом чувств. Такая память, кстати, имеется у человека с момента его рождения.
Опосредствованной (приемлемый вариант наименования — опосредованной) называют память, которая связана с использованием человеком различных специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания информации. Без соответствующих средств указанные процессы памяти в работу не включаются.
В качестве средств управления памятью могут выступать естественные средства, данные человеку от природы, например пальцы рук для запоминания или припоминания чисел. Но чаще всего в роли мнемотехнических средств выступают такие, которые придуманы людьми. Их великое множество. Это — разнообразные знаковые системы, естественные и искусственные языки, способы кодирования и декодирования информации, средства ее записи, сохранения и воспроизведения.
Благодаря опосредствованной памяти, точнее — изобретенным и усовершенствованным людьми средствам управления памятью, они научились сохранять и передавать из поколения в поколение свои знания, умения и навыки. Процесс изобретения новых, неизвестных и усовершенствования старых, известных средств управления памятью продолжается до сих пор, и от успехов современных людей в этом деле многое зависит в их будущем.
По пятому критерию — опора на мышление — также выделяются две разновидности памяти: механическая и логическая. Механической называют память, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала.
Здесь действуют следующие два закона. Первый закон: без повторения материала процессы памяти не работают. Второй закон: чем большее число раз повторяется материал, тем лучше он запоминается, дольше сохраняется, легче припоминается и быстрее узнается. Этот вид памяти имеется у детей с раннего возраста, и именно на данный вид памяти в основном опираются ее процессы в течение всего времени школьного обучения детей. Правда, с возрастом возможности механического запоминания материала ухудшаются, и где-то после 30—40 лет механическая память у человека перестает развиваться, а после 50—60 лет у большинства людей она начинает постепенно ухудшаться.
Логической называют память, в которой все указанные выше процессы основаны на осмыслении и глубоком понимании запоминаемого материала. Здесь не требуется повторения, достаточно понимания того, что необходимо запомнить, — и соответствующий материал сразу же окажется в долговременной памяти человека. Этот вид памяти человек приобретает в процессе жизни. Именно этим видом памяти по преимуществу пользуются взрослые люди, занимающиеся умственным трудом, например, лекторы, преподаватели, которые читают лекции студентам в вузах.
Как взаимосвязаны виды памяти человекамежду собой. Вдействительности все виды памяти, хотя они в теории выделяются и рассматриваются как отдельные, в жизни функционируют взаимосвязанно, работают как целостная система. Выше, при рассмотрении таких видов памяти, как кратковременная, оперативная и долговременная, мы уже касались вопроса, как связаны эти три вида памяти. Но, оказывается, также связаны виды памяти, которые относятся к разным органам чувств, например: зрительная и слуховая, осязательная и двигательная, обонятельная и вкусовая память.
Это связано с тем, что при восприятии материала происходит взаимодействие органов чувств, о котором мы говорили в главе, посвященной восприятию. Если человек производит какие-либо движения и одновременно с этим получает связанные с движениями кожные ощущения, то сами эти движения им лучше запомнятся и легче будут воспроизведены, чем в случае, когда взаимодействия мышечных и кожных ощущений не происходит. Если человек ощущает что-то на вкус и параллельно с вкусовыми ощущениями чувствует запахи этого предмета, то как вкусовые ощущения, так и запахи им лучше запомнятся и легче будут воспроизведены впоследствии.