Влияние морского волнения на эксплуатацию судна. Способы избежания опасных режимов движения судна в шторм
Морское волнение существенно осложняет эксплуатацию судна и создает условия, опасные для экипажа, грузов и судна в целом. Волнение выступает как процесс, осуществляющий с одной стороны силовое воздействие на судно и отдельные его части, и с другой - частотное явление, вызывающее динамические реакции судна как совокупности различных колебательных систем. Волнение воздействует на ходкость судна, работу гребного винта, прочность корпуса и вибрацию, вызывает различные виды качки, обуславливает такие явления как заливаемость, слеминг, брочинг, виппинг, морская болезнь и т.д. Волнение, выступая первопричиной качки судна, обуславливает смещение сыпучих грузов, срыв отдельных грузовых мест, нарушение режима работы главного двигателя, снижение скорости хода и экономических показателей рейса, опасные накренения судна и его динамическую остойчивость. Волнение влияет также на поворотливость и устойчивость судна на курсе и его рыскание. Кроме перечисленных обстоятельств, необходимо упомянуть о влиянии качки на работу судовых систем, механизмов, устройств, приборов и членов экипажа, на комфортабельность пассажирских судов.
Избавиться от перечисленных недостатков в эксплуатации судна полностью невозможно. Можно говорить об относительном улучшении поведения судна на волнении, которое возможно лишь в определенных пределах.
Необходимым условием обеспечения мореходности судна и безаварийной эксплуатации судна в шторм является предварительная оценка его мореходных качеств - остойчивости, ходкости, управляемости и мореходности на волнении (качки). Загрузка судна, размещение и крепление грузов должны быть проверены расчетным путем и соответствовать определенным известным нормам. Кроме того, безопасная эксплуатация судна в штормовых условиях может быть достигнута в результате грамотного судовождения, управления судном с учетом местных гидрометеоусловий и особенностей лоции данного района, а также рода перевозимого груза.
Для относительного улучшении мореходности судна в конкретном шторме возможно использование различных судоводительских приемов: регулирование скорости хода и курсового угла, применение различных способов штормования и разворота судна на волнении и при ветре.
Воздействие на амплитуды и частоты качки судна, а также на действующие ускорения и инерционные силы осуществляется использованием соответствующих штормовых диаграмм и расчетным путем. Обеспечение остойчивости судна сучетом его качки осуществляется расчетами остойчивости по Правилам Регистра РФ и специальным методикам и рекомендациям.
Для управления процессами слеминга, заливаемости и виппинга используют способы изменения скорости судна и курсового угла, а также создания определенного дифферента и осадки судна. Ограничение брочинга возможно в результате выбора скорости хода в соответствии с имеющимися рекомендациями, необходимой балластировкой и посадкой. Обеспечение безопасности на попутном волнении достигается (при правильной и надежной загрузке судна) выбором скорости хода и курсового угла, исключаюших возможное уменьшение остойчивости и попадание судна в основной и параметрический резонанс по бортовой качке при соответствующем использовании диаграммы А.И.Богданова (разд.9) и т.д.
Важную роль при проведении всех перечисленных мероприятий, направленных на повышение эффективности судна в штормовых условиях и его безопасность, играют способы и опыт судоводителя в определении характеристик ветра и волнения в реальных условиях (разд.,20).
13. Область распространения ч.V Правил Регистра CCCP "Деление на отсеки". Знак непотопляемости в символе класса Регистра РФ. Требования к посадке и остойчивости поврежденного судна
Часть V Правил Регистра РФ "Деление на отсеки", регламентирующая непотопляемость, распространяется на суда следующих назначений и длин:
1. Пассажирские суда,
2. Транспортные класса УЛА и УЛ (длиной L ³ 90 м при арктическом плавании),
3. Накатные судна длиной L ³ 170 м,
4. Ледоколы (L ³50 м),
5. Буксиры (L ³ 40 м) и спасатели,
6. Нефтеналивные суда,
7. Химовозы,
8. Газовозы,
9. Суда, предназначенные для перевозки радиоактивных материалов.
Если судно удовлетворяет требованиям ч.V "Деление на отсеки", то к основному символу класса добавляются знаки [1] , [2] или [3], показывающие число смежных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.
Число затапливаемых отсеков зависит от числа пассажиров, категории ледовых условий, длины судна, его типа и конструктивных особенностей.
Требования к посадке и остойчивости поврежденного судна также зависят от типа судна и сводятся в основном к следующим:
1. h ³0,05 м,
2. Угол крена до спрямления:
- q £ 15° у пассажирских судов;
- q £ 20° унепассажирских судов,
3. Угол крена после спрямления q £7° и q £12° у пассажирских судов с одноотсечной и двухотсечной непотопляемостью соответственно.
4. Диаграмма статической остойчивости должна иметь достаточную площадь участков с положительными плечами: lmах > 0,1м; протяженность q³30° при симметричном и q³20° несимметричном затоплении.
5. Аварийная ватерлиния должна проходить не выше 0,3 м опасных отверстий.