III. Упрощенные способы нанесения ДБК на навигационную карту
I. Расчет величин ДБК аналитическим способом
1.расчеты координат ДБК ( дано: φ1,λ1; φ2,λ2)
а)
РШ = φ2 - φ1(мили) |
РД = λ2 - λ1 (экв.мили) |
РМЧ = МЧ2 – МЧ1 (экв. мили) |
Б) Расчет S (расстояние) по локсодромии
Sлок =( РШ/РМЧ) √ (РД)2 + (РМЧ)2 (мили) |
В)Расчет Д (расстояния) по ортодромии
Cos Д = sin φ1 sin φ2 + cos φ1 cos φ2 cos(λ2 - λ1) |
Табл (6а) Д = (град) = (мили)
ΔS = Sлок- Д = (мили) |
Г)Расчет начального курса ортодромии (ИКн)
tg ИКн = sin(λ2 - λ1)/ tg φ2 cos φ1 - sin φ1 cos(λ2 - λ1) |
расчет ведем с помощью калькулятора, а затем из таб.6а МТ-75 по натуральным значениям тригонометрических функций (tg ИКн ), выбираем ИКн в град. мере измерений.
если значение ИКн получается со знаком (+), то от 360о вычитаем полученное значение ИКн, если значение ИКн получается со знаком (-), то полученное значение ИКн прибавляем к 180о . Правила нахождения значения тригонометрических функций любого угла смотри стр.12, табл. 1 МТ-75, пример:
Cos(180о + α) = - Cos α
Необходимые для дальнейшего расчета натуральные значения cos ИКн , sin ИКн выбираем из таб.6а МТ-75
Определяем ∆ Д
∆ Д = Д/n |
значение ∆ Д должно быть не более 300миль (т.е. «n»-количество точек должно соответствовать такому количеству, когда между этими точками расстояние будет не более 300миль).
cos sin
∆ Д1 = (град, мин., сек.) значение из таб. 6а значен. таб.6а
∆ Д2 =
∆ Д3 =
∆ Дn =
Д) расчет точек широты ортодромии
sin φ = sin φ1 cos(n∆ Д ) + cos φ1 cos ИКн sin(n∆ Д ) |
sin φ1=
sin φ2=
sin φn=
контроль - широта последней точки должна равняться широте конечного пункта.
Г) расчет точек долготы ортодромии
tgΔλ = sin ИКн sin(n∆ Д )/ cos φ1 cos(n∆ Д )- sin φ1 cos ИКн sin(n∆ Д ) |
λí = λ1 + Δλí |
tgΔλ1 =
tgΔλ2 =
tgΔλn =
контроль – долгота последней точки должна равняться долготе конечного пункта.
Составляем таблицу точек перехода:
Наименование района | широта | долгота |
II. Расчет навигационной безопасности
1. расчет радиальной СКП различными способами;
2. расчет допустимой и ожидаемой СКП текущего места;
3. расчет максимально допустимой продолжительности плавания по счислению;
4. построение графика допустимой и ожидаемой СКП места;
5. расчет допустимой и ожидаемой СКП текущего места в пределах заданной полосы (на фарватере) с заданной вероятностью. Расчет допустимых интервалов времени между обсервациями.
Составляем таблицу:
№ точки | Навигационные параметры | По двум пеленгам | По двум «Д» РЛС | По пеленгу и «Д» РЛС | |||
Мо | Мз | Мо | Мз | Мо | Мз | ||
точка | ИП1= Д1 = ИП2= Д1= Θ = |
1. Расчет СКП обсервованного места (Мо и Мзад)
А) расчет СКП обсервованного места при определении по 2-м пеленгам ГК
Р= 63,2%
Мо =( mao/ 57о,3 sin θ) √ D12 + D22 |
Для заданной вероятности Р=95%
Мозад = Мо R |
R – определяется по таблице 1-в МТ-75 (е =1,0) для Р=95% R =1,735
Б) расчет СКП обсервованного места при определении по двум дистанциям РЛС
Если шкала дальности РЛС взята (Шк ≤ 4.0 миль ), то расчет СКП md = 0,5% от диапазона показаний шкалы. Если шкала дальности РЛС взята (Шк >4.0 миль ), то расчет СКП md = 1,0% от диапазона показаний шкалы.
Мо = (1/ sin θ)√ ( mD1)2 +( mD2)2 | ||
Мозад = Мо R | ||
R – определяется по таблице 1-в МТ-75
В) расчет СКП обсервованного места при определении по пеленгу ГК и дистанции (РЛС)
Мо = √ (mno D/ 57о,3)2 + (mD)2 |
Мз = Мо R |
R – определяется по таблице 1-в МТ-75
Г) расчет СКП обсервованного места при определении по радиопеленгам РМка
Мо = (1/ sin θ) √ (mорп S1/57,3о)2 +( mорп S2/57,3о)2 где mолп= (mорп S)/57,3о mорп= 0,7о – 2,0о | ||
Мозад = Мо R | ||
R – определяется по таблице 1-в МТ-75
Д) расчет СКП обсервованного места при определении места судна по РНС «Лоран – С»
Мо = (c mΔt/ sin θ) √ (1/(2 sin(γ1/2))2 +(1/(2 sin(γ2/2))2 где Θ= γ1+ γ2/2 ; С = 0,162 мили/ мкс ; | ||
Мозад = Мо R | ||
R – определяется по таблице 1-в МТ-75
Е) расчет СКП обсервованного места при определении места судна по двум горизонтальным углам
Мо =( maoД2/ 57,3о sin θ) √ (Д1/d1)2 + (Д3/d2)2, где Д2-расстояние до среднего ориентира mao-СКП измерения гор. углов mao=1,1′ - 2,1′ θ-угол пересечения изолиний θ =360о – (α +β +ώ) ώ- угол при вершине среднего ориентира Д1-расстояние от обсервации до лв. ориентира Д2 - расстояние от обсервации до ср. ориентира Д3 - расстояние от обсервации до пр. ориентира d1- расстояние между ср. и лв. ориентирами d2- расстояние между ср. и пр. ориентирами |
Мозад = Мо R |
R – определяется по таблице 1-в МТ-75
2. Расчет допустимой (Мд) и ожидаемой (Мт) точности плавания при заданной вероятности Рз текущего места
1.расчет допустимой СКП (Мд) текущего места
Допустимой СКП называют такую наибольшую погрешность текущего места, при которой еще сохранятся с заданной вероятностью навигационная безопасность плавания.
При плавании в районах, в которых много навигационных опасностей, хаотично расположенных относительно пути судна допустимая СКП (Мд)рассчитывается по формуле:
Мд = Дкр/ R |
, где R определяется из табл. 1-в МТ-75 по Рз , для е = 1 (е=в/а).
При плавании в узкости, когда опасности расположены:
- по обе стороны пути;
- по одну сторону пути;
- при наличии одной навиг. опасности.
Допустимая СКП (Мд)рассчитывается по формуле:
Мд = 1,4 Дкр/ Z |
Эта формула применяется для вероятности 95%
где Z – значение определяемое по таблице 1-б МТ-75 по аргументу Р= 2(Рз – 0,5), для Рз = 95%
Z = 1,645
2.расчет ожидаемой СКП (Мт) текущего места
Мт = √ (Мо зад.)2 + Мс 2(t) |
,где (Мо)радиальная СКП последней обсервации для заданной вероятности, (Мс (t)) СКП счисления, соответствующая интервалу времени от момента последней обсервации до данного момента, (Мс (t)) СКП рассчитывается по формуле:
при плавании t≤2 час.
Мс(t) = 0,7 Кс t |
Кс –коэффициент точности счисления
t – интервал времени плавания, в часах.
При плавании t › 2 час.
Мс(t) = Кс √t |
таким образом имеем:
Мт = √ (Мо зад.)2 + (0,7 Кс t)2 |
или при плавании t › 2 час.
Мт = √ (Мо зад.)2 + (Кс √t)2 |
3) расчет допустимого времени плавания по счислению (tД)
tД = (1,4/ Кс)√ Мд2 – Мозад2 |
III. Упрощенные способы нанесения ДБК на навигационную карту
1.Иcпользование карты в гномонической проекции.
ДБК изображается на картах в гномонической проекции прямой линией. Это позволяет, соединив прямой пункты отхода и прихода и убедившись, что полученная ортодромия проходит в стороне от лежащих на пути опасностей , снять с карты координаты любой точки проведенной прямой, а по ним перенести ДБК на меркаторскую путевую карту.
Практическое выполнение:
1.На карте гномонической проекции соединить прямой линией (ортодромией) пункты отхода и прихода,
2. Промежуточные точки следует разбить на отрезки с интервалом по долготе, равным 10о .Снять координаты промежуточных точек, лежащих на этой прямой.
3. Нанести эти точки на меркаторскую карту.
4. Соединив перенесенные точки, снять с помощью транспортира значения частных локсодромических курсов.
Этот способ удобен, но его точность невелика, так как карты в гномонической проекции для всех океанов издаются в мелких масштабах (От 1: 1000 000 до 1: 4000000).
2. Способ ортодромических поправок
- На генеральной карте проводят локсодромию, соединив начальную и конечную точки плавания, и снимают направление ИКл1;
- При помощи таб.23 а) МТ-75 (по координатам точки отхода 1 и точки прихода n) рассчитывают ортодромическую поправку ψ1 (знак ортодромической поправки в северном полушарии отрицательный (-) при курсах от 0о до 180о, положительный (+) при курсах от 180о до 360о. В южном полушарии знаки поправки меняются на обратные);
- Рассчитывают направление ДБК в точке 1, определяемое углом ИКорт1 = ИКл1+ ψ1, где ИКл1- направление локсодромии 1n
- Проводят первый отрезок ортодромии в виде прямой под углом ИКорт1 к меридиану и откладывают по нему расстояние 200…300миль.
- Конечную точку первого отрезка снова соединяют с точкой «n». Рассчитывают ψ2, проводят второй отрезок ортодромии под углом ИКорт2 = ИКл2+ ψ2, где ИКл2- направление локсодромии 2n. Так поступают до тех пор, пока прокладываемая ортодромия не достигнет точки «n».