Обязанности машиниста при стоянке поезда на станции и отправлении его на перегон

9.6.1. До отправления поезда с начальной станции машинист обязан открыть соответствующую страницу книжки расписаний или обменять расписание в установленном месте, сверить его соответствие данному маршруту. Проверить время отправления поезда, интервал между поездами, время следования поезда до конечной станции, а также наличие увеличенного времени стоянок поезда на станциях (выдержек).

9.6.2. В необходимых случаях (изменение маршрута следования до промежуточных станций линии по указанию поездного диспетчера, зонное движение и т.п.) машинист обязан информировать пассажиров о маршруте следования поезда по громкоговорящему оповещению.

9.6.3. При приёме управления поездом на станциях машинистам необходимо обращать внимание на название конечной станции, указанной на трафарете и сравнить её с названием конечной станции маршрута следования, указанной в расписании или поездном талоне. При необходимости замены трафарета – замену производить после отключения тяговых двигателей и при наличии зелёного показания впереди расположенного светофора.

9.6.4. При самообороте подвижного состава по станциям «Планерная», «Выхино» или «Жулебино» и необходимости смены трафарета – допускается проводить замену на путях оборота. В этом случае машинист предупреждает пассажиров о маршруте следования во время посадки на станции «Планерная», «Выхино» или «Жулебино» до нажатия кнопки радиоинформатора.

9.6.5. Во время стоянки поезда на станции машинист находится за пультом управления, главная рукоятка КВ находится в тормозном положении. Машинист наблюдает за высадкой и посадкой пассажиров по зеркалам заднего вида и по монитору системы теленаблюдения из кабины машиниста, контролирует время отправления поезда со станции и показание выходного светофора.

После смены показания светофора на разрешающее машинист называет это показание вслух.

9.6.6. Перед окончанием посадки пассажиров или по истечении времени стоянки, указанного в расписании, убеждается в разрешающем показании выходного (маневрового) светофора, повторяет его вслух.

Правой рукой включает радиоинформатор, определяет возможность закрытия дверей, включает выключатель закрытия дверей. После включения выключателя закрытия дверей по показанию ламп дверной сигнализации убеждается в закрытии дверей поезда. Дополнительно убеждается по станционному монитору в закрытии дверей в хвостовой части поезда.

9.6.7. Во время стоянки поезда на станции перевод главной рукоятки КВ из тормозного положения в положение «0» допускается не ранее включения «Выключателя закрытия дверей».

Категорически запрещается включать радиоинформатор, закрывать двери поезда и переводить главную рукоятку КВ из тормозного положения в положение «0» при запрещающем показании выходного светофора.

9.6.8. Для ускорения высадки и посадки при большом пассажиропотоке или опоздании поезда машинист передаёт по радиооповещению следующее объявление: «Уважаемые пассажиры! Побыстрее выходите из вагонов (побыстрее проходите в вагоны)».

Закрытие дверей разрешается производить не ранее объявления в салон: «Осторожно, двери закрываются …». Недопустимо делать большую паузу между окончанием объявления и непосредственным закрытием дверей. Если после окончания объявления о закрытии дверей была допущена задержка закрытия дверей поезда более 5 секунд, то перед их закрытием необходимо повторить информацию: «Осторожно, двери закрываются».

Перед постановкой главной рукоятки в положение «Ход-1» машинист обязан убедиться в разрешающем показании выходного (маневрового).

9.6.9. Если после закрытия дверей поезда на станции, сигнальная лампа указывает на открытое положение дверей, машинист должен открыть и вновь закрыть двери.

Если после этого сигнальная лампа указывает на открытое положение дверей, машинист производит объявление по радиооповещению: «Уважаемые пассажиры! Не мешайте закрытию дверей, поезд будет отправлен только после закрытия дверей». Если объявление не дало желаемого результата, машинист обязан повторно открыть двери, после чего закрыть их. При условии, что контрольные приборы продолжают указывать на открытое положение дверей, машинист обязан открыть двери, доложить поездному диспетчеру об отсутствии контроля за положением дверей и далее действовать по его указанию.

9.6.10. При общем отклонении от графика движения поездов в час «пик» необходимо отправлять поезд с интервалом не менее 1 мин. 15 сек, при ликвидации общего опоздания после окончания часа «пик» интервал следования должен быть не менее указанного в расписании.

При отклонении от графика одного поезда необходимо ликвидировать опоздание в кратчайшие сроки, для чего отключать тяговые двигатели по режиму «нагон» или далее стрелы «нагон», но с таким расчетом, чтобы не превышались установленные скорости движения на участках перегона или при подходе к станции.

При следовании с увеличенным интервалом и невозможности его сокращения (большой пассажиропоток, неисправность одного вагона и т.д.) машинисту необходимо доложить поездному диспетчеру о следовании с увеличенным интервалом и запросить возможность выдержки впереди следующему составу.

При графическом интервале 2 минуты и менее запрещается отправление со станций на 2-м положении КВ (для вагонов типа Еж-3РУ1).

При наличии в поездном расписании выдержек необходимо строго их соблюдать даже при общем отклонении от графика.

9.6.11. При отсутствии препятствия для отправления поезда со станции машинист, убедившись в разрешающем сигнальном показании АЛС и выходного светофора, приводит поезд в движение, установив главную рукоятку КВ в положение «Ход-1». Убедившись в сборе схемы по погасанию красных ламп «РП» («РП» и «ЛСН» для 81-717/81-714), в отсутствии давления воздуха в ТЦ, переводит главную рукоятку КВ в положение соответствующее режиму, наблюдая по поездному зеркалу заднего вида за беспрепятственным проследованием поезда до ухода головного вагона за платформу станции.

9.6.12. При возникновении угрозы безопасности движения или жизни людей во время отправления со станции машинист применяет экстренное торможение краном машиниста. О случившемся машинист обязан доложить поездному диспетчеру. До устранения причины, вызвавшей экстренную остановку, машинисту запрещается приводить поезд в движение.

9.6.13. На станциях «Китай-город» 2 путь и «Выхино» 1 и 2 путь платформы расположены с правой стороны.

Для исключения случаев открытия дверей поезда на следующей станции со стороны, противоположной платформе, переключение тумблера «ВПД» или перевод предохранительного «флажка» в соответствующее положение должно производиться после отправления с предыдущей станции и после отключения тяговых двигателей.

Перед открытием дверей в поезде на станциях «Выхино» 1 и 2 пути, «Китай город» 2 путь машинист произносит фразу: «Двери справа».

Перед открытием дверей в поезде на станциях «Лермонтовский проспект» 1 путь, «Кузнецкий мост» и «Рязанский проспект» 2 путь машинист произносит фразу: «Двери слева».

9.6.14. Категорически запрещается включать кнопку радиоинформатора и закрывать двери поезда при запрещающем показании выходного светофора как автоматического, так и полуавтоматического действия даже при наличии пригласительного сигнала, без уведомления поездного диспетчера и до получения от него разрешения на отправление поезда.

9.6.15. При неисправности радиоинформатора, передачу установленного текста для информации пассажиров машинист производит по поездному радиооповещению и информирует об этом дежурного машиниста-инструктора для устранения неисправности.

9.6.16. При каждом приёме управления поездом необходимо проверять фиксацию ручки крана машиниста во 2-ом поездном положении.

В случае обнаружения перезарядки тормозной магистрали, особенно при приеме управления от маневрового машиниста, при наличии запаса времени необходимо на станции разрядить тормозную магистраль до «0», сделать выдержку не менее 30 секунд, в этом случае, даже при неисправности клапана ликвидации сверхзарядки, воздух из рабочей камеры выходит через клапан магистральной диафрагмы и снижается до 2,5-3,0 ат. В дальнейшем зафиксировать ручку крана машиниста во 2-м положении не допуская перезарядки тормозной магистрали. При отсутствии запаса времени, установить ручку крана машиниста в 1-ое положение, указанные выше манипуляции проделать на станции, имея запас времени.

В данных случаях, перед отправлением со станции, необходимо проверить накат.

9.6.17. При работе на линии машинистам рекомендуется периодически проверять накат. Периодичность проверки наката от начальной до конечной станции и станции, где проводится проверка наката, устанавливаются самим машинистом.

9.6.18. Для совершенствования навыков управления пневматическими тормозами машинисту разрешается использование для остановки на станциях пневматического тормоза во «внепиковое» время, для чего необходимо получить разрешение от дежурного машиниста-инструктора.

До начала процесса пневматического торможения машинист должен отключить тумблер «УППС» (при пользовании пневматическими тормозами аппаратура УППС не фиксирует начало торможения машинистом, и выдает команду на торможение до полной остановки) доложить ДЦХ о его отключении с указанием причины («для работы с применением пневматического тормоза с разрешения машиниста-инструктора»). После окончания отработки навыков управления пневматическими тормозами, машинист должен включить тумблер «УППС» и по окончании смены сделать запись в секционной книге ремонта (формы ТУ-152м) с указанием причины срыва пломбы и написать донесение установленной формы.

Пломбирование тумблера «УППС» производится при заходе электросостава в плановый отстой в электродепо.

9.6.19. После приёма управления поездом и отправления на перегон или после въезда с открытого участка в тоннель машинист на кривом участке пути визуально контролирует техническое состояние подвижного состава и включение освещения в салонах, одновременно нажимая в течение 2-3 секунд на кнопку «ДИП и освещение включено» (Еж-3РУ1) или проверяет горение лампы «ЛКВП» и включение тумблера «Освещение салона» (81-717).

Наши рекомендации