Половая дифференциация
Теория асинхронной эволюции полов В.А. Геодакяна предполагает две противоположные тенденции. Первая — необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая — необходимость прогресса, дальнейшего поиска изменений, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания.
Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в их реализации. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его — по возможности не допустить их изменений. Другими словами, мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных. Кроме того, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс.
На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей с косоглазием, заиканием, задержкой психического развития и другими дефектами значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов, группы для детей с отклонениями в развитии также большей частью состоят из мальчиков. Среди них больше как умственно отсталых, так и одаренных. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков чаще ругают, даже самых маленьких, реже берут на руки. По отношению к мальчикам речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, не трогай, перестань, дай, принеси), а в разговоре с девочками чаще употребляются чувственные слова (нравится, люблю, веселый, грустный).
К сожалению, современное образование предлагает бесполый подход к обучению. При одной и той же школьной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям, но разными путями, используя разные стратегии мышления. Это связано с половыми различиями в организации мозга и латерализации полушарий.
Прежде всего различия заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3—4 недели), чем мальчики. Мальчики на 2—3 месяца позже начинают ходить, на 4—6 месяцев позже начинают говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Общепринято считать возрастом школьной готовности 6—7-летний, независимо от половой принадлежности. В то же время процесс школьного обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой деформизм и психофизиологическую индивидуальность. Так, девочки и мальчики одинаково работают на уроках и должны отвечать общим требованиям школы. Вполне очевидно, что содержание и формы учения дети разного пола и разного типа функциональной асимметрии мозга воспринимают и строят по-разному при условии, что семья и дошкольное учреждение учитывали их половую принадлежность и психофизиологическую индивидуальность. Эти различия связаны с источниками и характером познавательной мотивации.
Если девочки на ранних этапах опережают мальчиков в интеллектуальном развитии, то к 20—30 годам усредненные показатели интеллекта мужчин и женщин не отличаются, хотя разброс показателей мужчин значительно больше.
Логика развития образовательного процесса приводит к достаточно резкому различию в отношениях к требованиям школы. Если у девочек отношение достаточно лояльное к формам и содержанию учебной работы, а в целом критичное к социальным формам, то у мальчиков резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще.
В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более конформными и внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.
Учителя математики свидетельствуют, что девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчики с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки превосходят мальчиков по вербальным. Дж. Скольник, К. Лангборт, Л. Дэй (США) в книге «Как развить интерес к математике и естественным наукам у девочек» предлагают обучать девочек и мальчиков в раздельных кооперативных группах, что значительно повышает их успехи в усвоении знаний. В работе эмпирически доказывается, что у девочек хуже развита зрительно-пространственная память, поэтому не исключено, что они могут иметь затруднения при изучении геометрии и физики, где требуется установление соотношений.
Мужской пол эволюционировал в сообразительности, находчивости, изобретательности. Отбор женского пола шел на адаптируемость и выживаемость. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики ребенка девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач Мальчики же стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к не свойственному им виду деятельности для них исключительно трудно.
Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки — на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретной информации (какой у нас следующий урок?), а девочки ради установления контакта с взрослыми (а вы к нам еще придете?). Во время ответов на уроках мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки — в лицо учителю, ищут подтверждения правильности ответа, ждут одобрения.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, — период врабатываемости — зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным на них глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель начинает снимать нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
Кроме того, установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.
. Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания невелики. А это именно то, что требуют в школе. Сначала детям объясняют, как надо решать задачу, а затем решают серию шаблонных заданий. Исключается этап поиска Минимальные требования к новаторству, максимальные — к тщательности исполнения. Этот метод хорош для девочек, а мальчик должен сам участвовать в поиске решения задачи.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в такой ситуации резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все свои структуры, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Необходимо учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков, когда мама-женщина, воспитательженщина, учитель-женщина долго ругают мальчика, нагнетают эмоции, сердятся на то, что он*.не переживает вместе с ними, остается равнодушен к их словам. Внешнее равнодушие мальчика объясняется тем, что у него уже прошел пик эмоциональной активности на первых минутах разговора. Он не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, он отключил слуховое восприятие, информация до него не доходит. Для сохранения воспитательного влияния на мальчика необходимо ограничить длину нотации, но сделать ее емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Необходимо объяснять ситуацию коротко и конкретно.
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек — правопо-лушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
У девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на балл. У мальчиков ведомости пестрят полным набором из троек, четверок, пятерок. Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать различные типы мышления на разных уроках, при изучении разных предметов. Девочки же применяют одну и ту же тактику при изучении любого материала.
Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому вшколе девочки учатся успешнее. Следовательно, в наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам не подходят существующие методики и программы. Они оказываются всамом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьной дезадаптации.
Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание, получают пятерки и быстро забывают «ненужный» материал. В экспериментальных исследованиях Т.П. Хризман обследовала память мальчиков и девочек, поступающих в первый класс. Среди девочек-отличниц были только те, которые продемонстрировали высокие показатели памяти, а среди плохо успевающих девочек показатели памяти были низкими. У мальчиков зависимости успешности обучения от уровня развития памяти не было: среди мальчиков-отличников были и такие, у которых отмечена плохая память; среди слабоуспевающих учащихся были мальчики с хорошей памятью.
Мозг мальчиков, по сравнению с девочками, более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная, более экономичная функциональная система. У них особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует самореализации. У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон (комиссуры) меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. В то же время у мальчиков избирательно включается в мыслительные процессы левое или правое полушарие.
У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Вероятной причиной названных различий является большая степень специализированности полушарий и меньшая степень межполушарного взаимодействия у мальчиков по сравнению с девочками, а также более позднее созревание головного мозга. Этим объясняется то, что мальчикам труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях, но легче сосредоточиться на одном виде деятельности.
У девочек совершенно иная организация межцентральных взаимодействий в коре больших полушарий — повышение уровня функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов).
По результатам исследования Н. Ленсделла, отделы мозга, отвечающие за вербальные и пространственные способности у мальчиков, располагаются в противоположных полушариях, а у девочек приблизительно поровну представлены в обоих полушариях. Поэтому у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого — невербальных задач. У женщин же выполнение вербальных и невербальных задач не зависит от того, какое полушарие повреждено. Кроме того, девочки одинаково хорошо левой и правой рукой на ощупь распознают предметы, а мальчики значительно успешнее выполняют эти задания левой рукой.
Передние и задние отделы коры правого и левого полушарий играют различную роль в когнитивных функциях мальчиков и девочек. Так, при осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, девочки — обоими.
Между мальчиками и девочками также существуют различия в овладении асимметричными видами деятельности (письмо, чтение). Считается, что у детей разного пола скорость созревания мозга различна. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, то у девочек ее нет даже в 13. То есть можно сказать, что в детстве мальчики как бы более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины обгоняют женщин и становятся как бы более левополушарными, чем женщины.
Интересны результаты эксперимента, проведенного в Нижнем Новгороде. Когда обучение и воспитание мальчиков и девочек проводилось в однополых группах, то для девочек почти ничего не менялось, а мальчики после некоторого периода адаптации вдруг удивительно раскрывались и начинали бурно развиваться. Девочки забегали поинтересоваться мальчиками, а те в девочках совсем не нуждались.
Для ребенка очень важно: имеет ли оценка личностный смысл? Оказывается, когда ребенка ругают или хвалят, из кратковременной памяти воспроизводится тот рисунок меж-центральных взаимодействий в коре мозга, который был в момент деятельности, которую оценивают в данный момент. Запускается сложный механизм эмоций. Они составляют основу смыслов при речевой деятельности. Эти процессы наиболее четко проявляются у мальчиков. Слово «молодец» для них более значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается общий уровень функциональной активности и усиливается межцентральное взаимодействие в передних отделах коры головного мозга, особенно в ассоциативных зонах правого полушария, играющего важную роль в стабилизации эмоциональных состояний. Для девочек положительная оценка является менее значимой, если у них активизируются только центры, отвечающие за поиск смысла слова. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница».
Кроме того, существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для них важно, какое они произвели впечатление.
Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.
Интересно отметить, что раздельное обучение детей с учетом пола приносит значимые изменения в развитии ВПФ и соответственно успешности обучения. Так, мальчики улучшают свои показатели успешности обучения на 65% в течение года, а девочки — на 30%.
Итак, дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия, информации. Можно предположить, что наиболее эффективной дифференциацией обучения является деление по классам мальчиков и девочек, а внутри класса — деление на малые группы по функциональной асимметрии полушарий. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников обязательно должна учитывать не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латералнзации полушарий.