Риторика вчера, сегодня, завтра

РИТОРИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

АВТОР: К.пед.наук, доцент

САВОВА МАРИНА РОБЕРТОВНА

Москва 2005

Введение

Основная цель курса – помочь слушателям овладеть основами риторической грамотности: показать огромное многообразие речи, в том числе и в политической сфере, дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения.

Для этого вам необходимо научиться:

- правильно оценивать коммуникативную ситуацию;

- иметь достижимую в рамках этой ситуации цель общения;

- продумывать наиболее подходящие средства для достижения этой цели;

- создавать высказывание нужного в данной ситуации речевого жанра;

- анализировать речь и ее результаты.

Для достижения основной цели курса необходимо последовательно отрабатывать не только главными умениями, связанными с основной темой, но и более частными умения, обусловленными различными фазами и сторонами общения.

В связи с этим на занятиях используются разнообразные типы заданий и упражнений, но главными из них являются тренинги и речевые игры, в ходе которых отрабатываются наиболее важные элементы речи, предупреждаются типичные ошибки. Для всех очевидно, что только за одно-два занятия необходимые навыки не могут быть сформированы, поэтому задания построены таким образом, чтобы вы овладели базовыми умениями и технологией их развития при дальнейшей самостоятельной работе. Следовательно, задача преподавателя состоит преимущественно в организации целенаправленной деятельности на занятии. Это, в свою очередь, определяет особенности методики, базирующейся на тренингах, и, соответственно, единообразную и четкую структуру предъявления каждого задания:

- его цель,

- содержание,

- рекомендации;

- критерии анализа или оценки.

Методика проведения занятий диктует обязательность выполнения всех заданий в рамках запланированного времени.

Курс риторики обеспечен наличием учебного комплекса, включающего

- методические рекомендации для слушателя,

- конспекты лекций,

- методические рекомендации для преподавателя.

Методические рекомендации для слушателя сочетают в себе основу для освоения необходимых умений как на занятии, так и в ходе самостоятельной работы, совмещая в себе тем самым методические рекомендации и рабочую тетрадь. Это пособие содержит задания и алгоритм их выполнения и анализа, а также инструментальные знания, представленные в схематическом виде и в виде рекомендаций, памяток.

Конспекты лекций включают в себя сведения о риторике как предмете, об особенностях публичного общения, о том, что и как нужно продумывать, готовясь к публичному выступлению (эти темы предназначены для самостоятельного изучения до начала практических занятий). Кроме того, в конспектах лекций изложены теоретические сведения, которые связаны с особенностями речи в рассматриваемых коммуникативных ситуациях выступления с агитационной речью, с организационной речью, с аргументирующей речью, с речью на митинге, в ситуациях общения с журналистами и т.д.

Выбор и последовательность тем и ситуаций в рамках курса определены логикой движения от более простого к более сложному, от наблюдения и анализа к постепенному увеличению степени творчества и самостоятельности в решении типичных речевых задач, связанных с работой активиста Движения.

Тема № 1

Риторика вчера, сегодня, завтра

Риторика как наука зародилась в Древней Греции в 500 гг. до н.э. Первоначально риторику понимали как науку убеждать (Аристотель). Предметом риторики в те времена была прежде всего ораторская речь, то есть устное выступление на общественно значимую тему перед большой аудиторией граждан - перед публикой. Со временем наука о речи распространилась и на письменную ее форму, и на любую целенаправленную и всесторонне продуманную речь во всех сферах жизни человека. Это нашло отражение в определении риторики, данном М.В. Ломоносовым: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать и тем преклонять других к своему об оной мнению».

При этом в риторике принято различать истинное и мнимое красноречие, как это делает Н.Ф. Кошанский: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом; последний существенно отличает истинное красноречие».

В зависимости от того, что именно порождает пафос речи, различаются ее основные виды. Речь по главной ее цели может быть

- информирующая, если ее основная задача – передать информацию;

- эмоционально-оценочная, если ее цель – восхвалять или порицать, то есть выражать различного рода оценку предмету речи;

- аргументирующая, если ее цель – доказать какое-либо утверждение.

Все эти цели характерны и для современной ораторской речи, которая сохранилась преимущественно в политической сфере на митингах, съездах, многолюдных собраниях, на заседаниях Государственной думы и т.д. Эти выступления чаще всего связаны с функциями людей, занимающих руководящие посты в государственной власти, поэтому относятся к государственной речи и делятся на президентскую, парламентскую, правительственную и губернаторскую. Примеры этих речей мы постоянно видим и слышим в информационных выпусках новостей или в специально выделенное время на различных каналах радио и телевидения, читаем в прессе.

Политическая речь человека, не облеченного государственной властью, называется гражданской. Этот вид речи в гражданском обществе характерен для любого человека, выступающего по важным общественно-политическим вопросам, но обязательно публично.

В свою очередь государственная и гражданская речи делятся на предвыборную и непредвыборную, названия которых поясняют характерные для них ситуации, связанные или не связанные с проведением выборов в органы государственной власти.

Любое публичное выступление, а тем более в политической сфере, предполагает повышенную речевую ответственность ритора за свои слова и действия (в том числе и речевые), за настоящее и будущее страны, поэтому к речи политика предъявляются самые высокие требования во всех ситуациях.

Главной единицей общения с точки зрения современной риторики является понятие коммуникативной ситуации и ее составляющих, поэтому общение описывается как конкретная коммуникативная ситуация, в которой действуют партнеры по общению (коммуниканты), имеющие определенные цели, обменивающиеся определенной информацией, используя для этого общий код, и действуют они в определенных обстоятельствах. Эти компоненты представляют собой наиболее значимые параметры коммуникативной ситуации, которые помогают ее охарактеризовать. Поясним, что подразумевается под каждым из них.

Общение возникает тогда, когда хотя бы у одного из партнеров появляется потребность (и возможность) высказаться в устной или письменной форме. Эта потребность обычно объясняется тем, что инициатор коммуникации хочет (должен) достичь какой-либо цели: передать или запросить, или принять информацию, оказать воздействие, убедить, сагитировать и т.д. Поэтому успешность общения оценивается по тому, удалось ли коммуникантам (или одному из них) достичь поставленной цели.

Очень важно, что речь всегда предполагает наличие не только ее автора (говорящего или пишущего), но и адресатакак ее соавтора, у которого также могут быть свои цели и свои представления о том, как должно протекать общение и чем оно должно закончиться. Это необходимо учитывать как до начала взаимодействия, так и на всем его протяжении, и при оценке его результата (особенно отсроченного).

В процессе коммуникации происходит передача и прием информации посредством того или иного кода. Код в общении может представлять собой не только один из национальных языков - код может быть символическим, понятийным и т.д. Главное, чтобы эта система знаков была общей для всех участников данной ситуации.

Обстоятельства общения можно условно разделить на внутренние и внешние:

- внутренние: мотив, причина(ы), вызывающие это общение, психологическое или эмоциональное состояние коммуникантов;

- внешние: место, время, продолжительность, наличие или отсутствие непосредственного контакта и другие значимые условия общения.

При этом в зависимости от сферы общения, от особенностей ситуации каждый компонент ситуации общения может стать первостепенным. Например, присутствие нежелательного свидетеля может стать причиной отмены важного разговора. В зависимости от возможной продолжительности разговора рассказ о каком-то событии может быть более или менее подробным, а может и не состояться в данных условиях. Характер интервью с политиком может зависеть от того, где оно проходит: в рабочем кабинете или в загородном доме («без галстуков») и т.д.

Таким образом, все слагаемые коммуникативной ситуации в их совокупности обеспечивают успешность общения на всех его этапах, но каждый из них не терпит пренебрежения к себе.

Особая роль в общении принадлежит цели речи, ибо именно она управляет каждым говорящими и слушающим, определяет содержание речи, жанр высказывания, языковые средства для его создания, кроме того, результат общения также соотносится главным образом с целью речи. Такое разнообразие проявлений зависимости речи от цели находит отражение в различных классификациях целей речи. Приведем только две из них.

Коммуникативные цели общего характера:

- мы сообщаем другим, каково положение вещей;

- мы пытаемся заставить других совершить нечто;

- мы берем на себя обязательство совершить нечто;

- мы выражаем свои чувства и отношения;

- мы с помощью высказываний вносим изменения в существующий мир.

(Дж. Серль).

В конкретной речи содержание и направленность этих целей может существенно различаться.

В плане содержания текста, как мы уже говорили, основные цели современной речи делятся на три группы:

1) передача информации (информационная речь – объявление, сообщение, доклад и т.д.);

2) выражение эмоций, чувств и оценок (эмоционально-оценочная речь – приветствие собравшимся, поздравление, критическое выступление, протест и т.д.);

3) оказание воздействия на адресата с целью доказательства той или иной точки зрения (аргументирующая речь – выступление при обсуждении, выражение своей позиции, выступление в прениях, речь в дебатах, дискуссии и т.п.).

При этом очень часто цель речи предполагает совокупность (но не равноправие) всех трех ее типов, например, в агитирующей речи, митинговой речи, выступлении в СМИ.

В соответствии с ситуацией и целью каждый коммуникант играет ту или иную речевую роль, что в риторике называется образом ритора. Это очень важная категория риторики, поскольку люди склонны воспринимать говорящего прежде всего не по словам, а по тому образу, который они видят или который ему приписывают. Аристотель в своей «Риторике» начинает с главы об образе оратора, обращая внимание на то, имеет ли данный оратор в этой ситуации право на речь, хороший ли он человек и т.д. Это очень важно, поскольку как бы ритор ни был искусен, если он не возбуждает в слушателях прежде всего доверия, ему не удастся никого ни в чем убедить, ибо инстинктивное стремление каждого человека к безопасности (прежде всего относительно своего внутреннего мира) уподобляет доверие своеобразному фильтру, через который проходит поступающая человеку информация, и в случае недоверия восприятие полностью или частично блокируется (возникает один из барьеров общения).

Что же еще нужно для того, чтобы создать достойный образ оратора в политической сфере, овладеть основами политической риторики?

Овладеть политической риторикой – значит уметь не только грамотно формулировать свои мысли и говорить именно то, что ритор хотел сказать, а не то, что случайно сказалось, но и уметь облекать содержание своей речи в определенные узнаваемые и ожидаемые в данной ситуации тексты, которые подразделяются на соответствующие речевые жанры. В этом отношении политическая риторика весьма разнообразна: она изучает устную и письменную речь как средство получения и осуществления государственной власти, а также оказания влияния на властные структуры. Для этого используются различные речевые жанры: политическая ораторская речь, выступление на митинге, дебаты, агитационное выступление, политическая листовка, политическая реклама, открытое письмо, телевизионное обращение, интервью в СМИ и др.

Любой из этих речевых жанров требует своего подхода, своих речевых средств, но одно остается неизменным: каждый текст должен быть тщательно и всесторонне продуман. Это помогает осуществить риторический канон, определяющий этапы подготовки речи и действия ритора на каждом из этих пяти этапов: изобретения, расположения, словесного выражения, запоминания и произнесения речи.

На этапе изобретения автор речи создает ее общий замысел, предполагает, что именно он скажет, как он развернет ту или иную мысль, найдет те материалы, которые использует в дальнейшем в речи. При этом очень важно, чтобы содержание речи было соотнесено с образом самого оратора, чтобы он говорил только то, что ему пристало, то, что хотят услышать именно от него, то, что отражает его собственную точку зрения.

На этапе расположения автор речи продумает, в какой последовательности лучше изложить задуманное, как наиболее выигрышно использовать подобранные цифры и факты, как эффектнее начать и чем закончить свою речь и т.п.

На этапе выражения происходит очень значимый поиск наиболее точных слов, фраз, в случае необходимости – подбор образных средств (эпитетов, сравнений, аналогий, риторических вопросов и восклицаний и т.д.), а также продумывание и облечение в слова связующих все части фрагментов текста. На этом этапе определяется, нужно ли автору речи прописывать весь текст дословно или ему достаточно зафиксировать только основные мысли и выражения, даты и цифры, которые станут для него планом речи, а остальное «придет» само. Опытный, уверенный в себе оратор может себе это позволить даже в значительной по объему речи, но начинающему ритору можно настоятельно посоветовать не пренебрегать полным письменным текстом даже короткого выступления.

Плоды подготовительной работы, которая шла на предыдущих этапах, необходимо закрепить в памяти, поэтому следующий этап – этап запоминания получившегося текста. Этот этап считают нехарактерным для современной речи, потому что редкий оратор выступает «без бумажки», но как на этом фоне возрастает восхищение и благодарность слушателей, впечатление от речи настоящего оратора, который во время речи продолжает общаться с публикой, демонстрирует убежденность в том, что говорит, продуманность речи и тем самым – уважение к аудитории!

Но все это происходит уже во время этапа произнесения речи как результат затраченных на подготовку усилий. Однако сам по себе момент исполнения речи – это тоже плод систематических упражнений в тренировке дыхательного и речевого аппарата (то, что называется овладением техникой речи), ибо в противном случае мы наблюдаем жалкие попытки сказать что-то субъектом с дрожащими конечностями, заплетающимся языком, с застывшей маской вместо лица. И тогда смысл даже дельной речи утопает в потоках сочувствия бедняжке, которого заставили мучаться, выступая публично. И совсем другое впечатление производит истинный оратор, который великолепно владеет всеми необходимыми для выступления навыками, выступает, охотно и с удовольствием выражая свою позицию, убеждая в своей правоте и доставляя тем самым интеллектуальное и эстетической наслаждение аудитории.

Таким образом, риторика охватывает все сферы публичной речи, требует продуманности, подготовленности как речи, так и самого оратора к ее произнесению. Этому и посвящен наш курс основ риторики.

Тема № 2

Наши рекомендации