Теоретические исследования. Как уже отмечалось, из выделенных выше трех групп тем детских исследований самыми
Как уже отмечалось, из выделенных выше трех групп тем детских исследований самыми сложными в работе с младшими школьниками являются темы «теоретические». Младшему школьнику очень трудно самостоятельно работать с теоретической информацией, но некоторые дети даже младшего школьного возраста справляются с этой работой и делают ее с удовольствием и высокой продуктивностью.
В последнее время нередко приходится слышать о том, что дети наши стали меньше читать. Так ли это? Сказать трудно, но одно известно точно, книг издается с каждым годом все больше и больше, и книги эти содержат много ценнейшей уже найденной информации, которую далеко не всегда следует открывать заново. Многое из этого просто надо воспринять, осмыслить, понять, усвоить. А исследовать эмпирически надо преимущественно то, что еще неизвестно. Не следует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в книгах, а также в их ближайших помощниках и конкурентах - фильмах, глобальных компьютерных сетях - может иметь исследовательский, творческий характер.
Мыслительная обработка этой информации - высокоинтеллектуальная аналитическая и при этом творческая деятельность. Здесь мы напрямую подходим к тому, что всегда именовалось теоретическим мышлением. О важности теоретического мышления много и хорошо писали в разное время многие известные психологи. Теория, подчеркивали они, формирует общие способы решения проблем, не требуя при этом частной проработки в каждом конкретном случае. Формируя единый, общий, а потому экономичный способ решения, она позволяет вырабатывать общие способы действий.
Отчасти поэтому наиболее сложны и полезны в педагогическом плане для ребенка исследования, условно называемые нами теоретическими. Они проводятся на основе изучения текстовых и иллюстративных источников. К таким источникам можно отнести уже названные нами: книги, фильмы, Интернет. Ребенок, как правило, собирает в итоге такого исследования большую информацию. Ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить между собой, обобщить.
Как уже отмечалось, опыт показывает, что обычно за исследования такого рода добровольно берутся только одаренные дети. Большинству детей значительно интереснее просто фантазировать, создавая несуществующие объекты с какими-либо сверхвозможностями, либо проводить «живые» наблюдения и эксперименты. Подчеркнем еще раз, что очень важно стимулировать и сохранять в ребенке жажду экспериментирования и фантазирования, но умение анализировать и синтезировать информацию, как добытую самостоятельно, так и найденную другими, - интеллектуальная работа более высокого порядка. Этому также следует обучать детей, без этого нет и не может быть настоящего исследователя.
В отечественном образовании всегда трепетно относились к книге, всегда существовал ее культ. Книга во все времена рассматривалась как основной источник знаний, правда, при этом речь обычно шла о знаниях, усваиваемых преимущественно репродуктивно. Отчасти поэтому родилось противопоставление «книжного» и «исследовательского» обучения. Отсюда вошедшие в обиход и ставшие крылатыми прозвища и фразы типа «книжный червь», «бумажная душа», «...я жизнь учу не по учебникам». Действительно, книга часто предлагает уже готовую, добытую кем-то информацию. Но разве всегда книга пишется как плохой, примитивный учебник? Настоящая книга может и должна будить исследовательскую мысль, подталкивать к интересным идеям, наводить на новые оригинальные размышления.
В наше время издается бесконечно много энциклопедической, справочной литературы для детей самых разных возрастов. Большинство этих книг прекрасно иллюстрированы, содержат краткие и информативные тексты. Книги эти базируются на современных научных достижениях, в них доступные детям материалы для сопоставления, анализа и синтеза, проведения самых разных изысканий. Это делает их незаменимыми помощниками в самых разных педагогических делах, и исследовательская практика ребенка в этом плане не является исключением.
Вместе с тем мы нередко сталкиваемся с непрофессиональными текстами, непригодными для детей, но предлагаемыми как детская, учебная литература. Напомним, что по требованиям теории обучения все учебные книги, кроме прочих задач, обязательно должны реализовывать три важнейшие функции учебной литературы: информационную, мотивационную и развивающую. Всякая учебная книга должна нести позитивный информационный заряд и должна быть потенциально способна обеспечить ребенка новыми научными знаниями. Всякая учебная книга должна пробуждать, мотивировать интерес к описываемой проблеме. Всякая учебная книга должна давать импульс к развитию интеллекта, креативности, активизировать позитивные личностные свойства.
Приведем несколько примеров проведения детьми исследований, квалифицируемых нами как «теоретические», из собственной экспериментальной практики.
Второклассница Лиза из нашей экспериментальной школы № 1669 г. Москвы ездила на каникулах с родителями в Египет. Девочку поразили грандиозные пирамиды, заинтересовало своеобразное величественное искусство Древнего Египта. Итогом этих первых наблюдений и впечатлений стал подлинный, глубокий интерес к культуре этой древней страны. Поэтому, когда мы с детьми в очередной раз выбирали темы предстоящих исследований, Лиза без колебаний заявила, что она будет исследовать искусство Древнего Египта.
Вместе с Лизой мы определили, что итогом ее изысканий должен стать обстоятельный доклад об архитектуре и искусстве Древнего Египта. Поскольку поездок в Египет больше не предвиделось, изучать решили по книгам историков и искусствоведов, документальным и художественным фильмам. С большим трудом давалось Лизе изучение текстов Всемирной истории искусств. Тексты эти написаны для специалистов, в крайнем случае, для студентов специальных вузов. Но это обстоятельство не только не пугало ребенка, а даже напротив, будило в маленьком исследователе чувство гордости, придавало работе особую значимость, а поведению явно ощущаемую серьезность.
Известно, что любой второклассник способен прочитать текст, способен многое запомнить, но здесь требовалось нечто большее. Из сложного, объемного, «взрослого» текста следовало выбрать самое основное, найти факты, свидетельствующие о том или ином явлении и подтверждающие главные мысли. Требовалось доказать и проиллюстрировать все, что было выявлено в ходе исследовательского поиска.
В день защиты набранный на компьютере текст небольшого доклада был роздан одноклассникам. .Во время защиты Лиза рассказала
о своих находках, показала в качестве иллюстраций репродукции из книг. Основные акценты она расставила несколько иначе, чем это принято во взрослых исследованиях, посвященных подобной проблематике. Ее заинтересовал не столько своеобразный стиль искусства Древнего Египта, сколько моменты, связанные с бытом и жизнью фараонов, жрецов и знати, а также простых жителей Древнего Египта. Архитектура и искусство служили иллюстрацией изложенной точки зрения.
Доклад вызвал живой отклик у одноклассников. Они с неподдельным любопытством расспрашивали Лизу о том, «кто и зачем строил пирамиды»; «как делались мумии»; «как, не имея строительной техники и даже железных инструментов, древние строители смогли воздвигнуть такие сооружения». Не на все вопросы исследователь дала точные ответы, многие из этих ответов и профессионалам точно не известны. Важно, что ребенок, наряду с полезной и интересной самостоятельно структурированной информацией, получил первый опыт теоретического исследования.
Другая проблема, разрабатывавшаяся детьми из нашей экспериментальной школы № 1669 как «теоретическое» исследование - «Русская псовая охота». Тема рассматривалась в контексте изучения русской национальной культуры. Выполнялось исследование тремя мальчиками из третьего класса: Володей, Димой и Егором.
У каждого из ребят дома жили собаки. Каждый был горд тем, что принадлежит к славному племени «городских собачников», каждому было известно, что такое ежедневные прогулки, выставки, ветеринарные клиники. Каждый знал и уже научился ценить радость от общения с четвероногим другом. Дети, конечно, знали о том, что люди веками выводили специальные породы собак для определенных целей. Известно им было и то, что одной из самых знаменитых русских пород охотничьих собак, широко распространенных в мире, является русская псовая борзая.
Но своих собак этой породы не было ни у кого из ребят. Поэтому и особенности породы и специфику работы этих собак стали изучать по теоретическим источникам: книгам и фильмам. Дополнительной сложностью оказалось то, что все книги, написанные о русских псовых борзых и о русской псовой охоте, в России можно пересчитать по пальцам, причем для них хватит пальцев одной руки, и еще практически все эти книги написаны в XIX веке. На помощь нам пришел полупрофессиональный фильм, снятый в Московском обществе охотников и рыболовов и отрывки из фильма «Война и мир» (к сожалению, отрывки из фильмов «Царская охота» и «Особенности русской национальной охоты» пришлось забраковать ввиду явной, дикой некомпетентности их авторов). Руководил этой работой детей автор этих строк, работавший в школе практическим психологом, чьи собственные зна-
ния как заводчика русских псовых борзых и псового охотника оказались тут как нельзя кстати.
Работа началась очень бурно. Дети с большим интересом приступили к исследованию всех нюансов проблемы. Но энтузиазм постепенно гас. Потому и конечный итог оказался не столь выразительным, как ожидалось вначале. Вспышка интереса к проблеме не переросла в данном случае в устойчивое желание освоить проблему. Вероятно, возрастные возможности детей не позволили им понять многие аспекты поведения охотников и собак, тонкую специфику глубинной психологической связи культуры русской псовой охоты с общей культурой русского народа. Так, например, многие блестяще описанные в книге Г. Дриянского «Записки мелкотравчатого» моменты псовой охоты так и не вызвали соответствующих эмоциональных откликов в их душах.
Несмотря на это доклад на защите получился довольно информативным. Дети изучили многое из того, о чем не знают не только их сверстники, но и многие взрослые. Однако вопросы одноклассников буквально выбивали авторов «из седла»: «Зачем нужна эта ваша охота? - это очень жестоко!», «А вам зайцев не жалко?!». Эти вопросы легко снимаются в аналогичных дискуссиях взрослых, но дети их парировать не могли.
Исследования, выполненные детьми на базе теоретических источников, имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны, это актуализация умственных способностей самого высокого порядка. Для повышения результативности этих исследований детей следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.