Теоретические исследования. Как уже отмечалось, из выделенных выше трех групп тем детских исследований самыми

Как уже отмечалось, из выделенных выше трех групп тем детских исследований самыми сложными в работе с младшими школьниками являются темы «теоретические». Младшему школьнику очень трудно самостоятельно работать с теоретической информацией, но некото­рые дети даже младшего школьного возраста справляются с этой ра­ботой и делают ее с удовольствием и высокой продуктивностью.

В последнее время нередко приходится слышать о том, что дети наши стали меньше читать. Так ли это? Сказать трудно, но одно из­вестно точно, книг издается с каждым годом все больше и больше, и книги эти содержат много ценнейшей уже найденной информации, которую далеко не всегда следует открывать заново. Многое из этого просто надо воспринять, осмыслить, понять, усвоить. А исследовать эмпирически надо преимущественно то, что еще неизвестно. Не сле­дует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в книгах, а также в их ближайших помощниках и конкурентах - фильмах, глобальных компьютерных сетях - может иметь исследовательский, творческий характер.

Мыслительная обработка этой информации - высокоинтеллек­туальная аналитическая и при этом творческая деятельность. Здесь мы напрямую подходим к тому, что всегда именовалось теоретиче­ским мышлением. О важности теоретического мышления много и хо­рошо писали в разное время многие известные психологи. Теория, подчеркивали они, формирует общие способы решения проблем, не требуя при этом частной проработки в каждом конкретном случае. Формируя единый, общий, а потому экономичный способ решения, она позволяет вырабатывать общие способы действий.

Теоретические исследования. Как уже отмечалось, из выделенных выше трех групп тем детских исследований самыми - student2.ru


Отчасти поэтому наиболее сложны и полезны в педагогическом плане для ребенка исследования, условно называемые нами теорети­ческими. Они проводятся на основе изучения текстовых и иллюстра­тивных источников. К таким источникам можно отнести уже назван­ные нами: книги, фильмы, Интернет. Ребенок, как правило, собирает в итоге такого исследования большую информацию. Ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить между собой, обобщить.

Как уже отмечалось, опыт показывает, что обычно за исследова­ния такого рода добровольно берутся только одаренные дети. Боль­шинству детей значительно интереснее просто фантазировать, созда­вая несуществующие объекты с какими-либо сверхвозможностями, либо проводить «живые» наблюдения и эксперименты. Подчеркнем еще раз, что очень важно стимулировать и сохранять в ребенке жаж­ду экспериментирования и фантазирования, но умение анализиро­вать и синтезировать информацию, как добытую самостоятельно, так и найденную другими, - интеллектуальная работа более высокого по­рядка. Этому также следует обучать детей, без этого нет и не может быть настоящего исследователя.

В отечественном образовании всегда трепетно относились к кни­ге, всегда существовал ее культ. Книга во все времена рассматрива­лась как основной источник знаний, правда, при этом речь обычно шла о знаниях, усваиваемых преимущественно репродуктивно. От­части поэтому родилось противопоставление «книжного» и «исследо­вательского» обучения. Отсюда вошедшие в обиход и ставшие крыла­тыми прозвища и фразы типа «книжный червь», «бумажная душа», «...я жизнь учу не по учебникам». Действительно, книга часто предла­гает уже готовую, добытую кем-то информацию. Но разве всегда кни­га пишется как плохой, примитивный учебник? Настоящая книга мо­жет и должна будить исследовательскую мысль, подталкивать к инте­ресным идеям, наводить на новые оригинальные размышления.

В наше время издается бесконечно много энциклопедической, справочной литературы для детей самых разных возрастов. Большин­ство этих книг прекрасно иллюстрированы, содержат краткие и ин­формативные тексты. Книги эти базируются на современных науч­ных достижениях, в них доступные детям материалы для сопоставле­ния, анализа и синтеза, проведения самых разных изысканий. Это делает их незаменимыми помощниками в самых разных педагоги­ческих делах, и исследовательская практика ребенка в этом плане не является исключением.

Вместе с тем мы нередко сталкиваемся с непрофессиональными текстами, непригодными для детей, но предлагаемыми как детская, учебная литература. Напомним, что по требованиям теории обучения все учебные книги, кроме прочих задач, обязательно должны реали­зовывать три важнейшие функции учебной литературы: информа­ционную, мотивационную и развивающую. Всякая учебная книга должна нести позитивный информационный заряд и должна быть потенциально способна обеспечить ребенка новыми научными зна­ниями. Всякая учебная книга должна пробуждать, мотивировать ин­терес к описываемой проблеме. Всякая учебная книга должна давать импульс к развитию интеллекта, креативности, активизировать пози­тивные личностные свойства.

Приведем несколько примеров проведения детьми исследований, квалифицируемых нами как «теоретические», из собственной экспе­риментальной практики.

Второклассница Лиза из нашей экспериментальной школы № 1669 г. Москвы ездила на каникулах с родителями в Египет. Девочку пора­зили грандиозные пирамиды, заинтересовало своеобразное величест­венное искусство Древнего Египта. Итогом этих первых наблюдений и впечатлений стал подлинный, глубокий интерес к культуре этой древней страны. Поэтому, когда мы с детьми в очередной раз выбира­ли темы предстоящих исследований, Лиза без колебаний заявила, что она будет исследовать искусство Древнего Египта.

Вместе с Лизой мы определили, что итогом ее изысканий должен стать обстоятельный доклад об архитектуре и искусстве Древнего Египта. Поскольку поездок в Египет больше не предвиделось, изучать решили по книгам историков и искусствоведов, документальным и ху­дожественным фильмам. С большим трудом давалось Лизе изучение текстов Всемирной истории искусств. Тексты эти написаны для специ­алистов, в крайнем случае, для студентов специальных вузов. Но это обстоятельство не только не пугало ребенка, а даже напротив, будило в маленьком исследователе чувство гордости, придавало работе осо­бую значимость, а поведению явно ощущаемую серьезность.

Известно, что любой второклассник способен прочитать текст, способен многое запомнить, но здесь требовалось нечто большее. Из сложного, объемного, «взрослого» текста следовало выбрать самое основное, найти факты, свидетельствующие о том или ином явлении и подтверждающие главные мысли. Требовалось доказать и проил­люстрировать все, что было выявлено в ходе исследовательского поиска.

В день защиты набранный на компьютере текст небольшого докла­да был роздан одноклассникам. .Во время защиты Лиза рассказала






о своих находках, показала в качестве иллюстраций репродукции из книг. Основные акценты она расставила несколько иначе, чем это при­нято во взрослых исследованиях, посвященных подобной проблемати­ке. Ее заинтересовал не столько своеобразный стиль искусства Древ­него Египта, сколько моменты, связанные с бытом и жизнью фараонов, жрецов и знати, а также простых жителей Древнего Египта. Архитекту­ра и искусство служили иллюстрацией изложенной точки зрения.

Доклад вызвал живой отклик у одноклассников. Они с неподдель­ным любопытством расспрашивали Лизу о том, «кто и зачем строил пирамиды»; «как делались мумии»; «как, не имея строительной техни­ки и даже железных инструментов, древние строители смогли воздвиг­нуть такие сооружения». Не на все вопросы исследователь дала точ­ные ответы, многие из этих ответов и профессионалам точно не изве­стны. Важно, что ребенок, наряду с полезной и интересной самостоя­тельно структурированной информацией, получил первый опыт теоре­тического исследования.

Другая проблема, разрабатывавшаяся детьми из нашей экспери­ментальной школы № 1669 как «теоретическое» исследование - «Рус­ская псовая охота». Тема рассматривалась в контексте изучения рус­ской национальной культуры. Выполнялось исследование тремя мальчиками из третьего класса: Володей, Димой и Егором.

У каждого из ребят дома жили собаки. Каждый был горд тем, что принадлежит к славному племени «городских собачников», каждому было известно, что такое ежедневные прогулки, выставки, ветеринар­ные клиники. Каждый знал и уже научился ценить радость от общения с четвероногим другом. Дети, конечно, знали о том, что люди веками выводили специальные породы собак для определенных целей. Извест­но им было и то, что одной из самых знаменитых русских пород охот­ничьих собак, широко распространенных в мире, является русская псо­вая борзая.

Но своих собак этой породы не было ни у кого из ребят. Поэтому и особенности породы и специфику работы этих собак стали изучать по теоретическим источникам: книгам и фильмам. Дополнительной сложностью оказалось то, что все книги, написанные о русских псовых борзых и о русской псовой охоте, в России можно пересчитать по пальцам, причем для них хватит пальцев одной руки, и еще практиче­ски все эти книги написаны в XIX веке. На помощь нам пришел полу­профессиональный фильм, снятый в Московском обществе охотников и рыболовов и отрывки из фильма «Война и мир» (к сожалению, от­рывки из фильмов «Царская охота» и «Особенности русской нацио­нальной охоты» пришлось забраковать ввиду явной, дикой некомпете­нтности их авторов). Руководил этой работой детей автор этих строк, работавший в школе практическим психологом, чьи собственные зна-

ния как заводчика русских псовых борзых и псового охотника оказа­лись тут как нельзя кстати.

Работа началась очень бурно. Дети с большим интересом приступи­ли к исследованию всех нюансов проблемы. Но энтузиазм постепенно гас. Потому и конечный итог оказался не столь выразительным, как ожидалось вначале. Вспышка интереса к проблеме не переросла в дан­ном случае в устойчивое желание освоить проблему. Вероятно, возра­стные возможности детей не позволили им понять многие аспекты поведения охотников и собак, тонкую специфику глубинной психологи­ческой связи культуры русской псовой охоты с общей культурой рус­ского народа. Так, например, многие блестяще описанные в книге Г. Дриянского «Записки мелкотравчатого» моменты псовой охоты так и не вызвали соответствующих эмоциональных откликов в их душах.

Несмотря на это доклад на защите получился довольно информа­тивным. Дети изучили многое из того, о чем не знают не только их сверстники, но и многие взрослые. Однако вопросы одноклассников буквально выбивали авторов «из седла»: «Зачем нужна эта ваша охо­та? - это очень жестоко!», «А вам зайцев не жалко?!». Эти вопросы легко снимаются в аналогичных дискуссиях взрослых, но дети их пари­ровать не могли.

Исследования, выполненные детьми на базе теоретических источ­ников, имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны, это актуализация умственных способностей са­мого высокого порядка. Для повышения результативности этих ис­следований детей следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.

Наши рекомендации