Корреспонденция («передача»). Корреспонденция давно используется как оперативный жанр

Корреспонденция давно используется как оперативный жанр, сообщающий о конкретных ситуациях и фактах, выполняет информационную и публицистическую функции. Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и к информационным, и к аналитическимжанрам, ибо она выполняет как информационную, так и публицистическую функции. Грань здесь определяется степенью обобщений и выводов. Предметом корреспонденции является конкретный материал, составляющий существо события, отношения между людьми в определенной ситуации, коллективе, складывающиеся в процессе их трудовой деятельности.. Проблема должна быть точно сформулирована. Позиция автора очевидна. Структура – причинно-следственный анализ, включающий в себя оценку, прогноз, рекомендацию. В корреспонденции пространство и время четко ограничены. Виды:

Информационная - отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

Аналитическая - позволяющая раскрывать причины и содержание жизненно важных явлений, внутреннюю взаимосвязь и суть происходящего, подвести читателей к определенным выводам.


25. Жанры художественной публицистики.

Очерк

Главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк).

Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера.

Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк. Автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь раскрыть зрителям психологию и характер главного героя. Используются различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

Второй по распространенности на телевидении - путевой очерк. Для этого типа характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования.

Путевой очерк использует репортажный метод съемки. Решаются задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. В путевом очерке, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Одноэтажная Америка — документальный 16-серийный фильм-путешествие по США, созданный съемочной группой Владимира Познера, Первый канал «Путевой очерк».

В проблемном очерке предметом исследования служит та или иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. Проблемная, исследовательская журналистика – важное направление в современной деятельности средств массовой информации.

Таким образом типология очерка по степени авторского участия выстраивается следующим образом: Путевой очерк, Портретный очерк, Проблемный очерк

Зарисовка

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т. п.).

Особые требования предъявляются к закадровому - образности языка.

В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление. Телевизионная зарисовка. Зарисовка может нести информацию культурного, этнографического характера, либо того, что называют «из жизни». В отдельных случаях жанр зарисовки может быть использован как иллюстрация к событию.

Эссе

Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI в. свою знаменитую книгу «Опыты». В русской литературе прекрасные образцы эссеистики мы находим в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

Сообщение личного характера собития, пережитые автором. Цель-процес познания мира в процессе самопознания личности. Методы-изложение определенной теории, к личному опыту автора. Первый эссеист Ираклий Андронников

Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности – тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения.

Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности – стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре – язык и способ выражения ведущего просветительного цикла «Цивилизация» Льва Николаева.

26. Очерк как жанр художественной публицистики. Его виды и формы (портрет, творческий портрет, путевой, видовой).
Очерк

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). Жизненный факт-основа очерка.

Очерк

Главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк).

Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера.

Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк. Автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь раскрыть зрителям психологию и характер главного героя. Используются различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

Второй по распространенности на телевидении - путевой очерк. Для этого типа характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования.

Путевой очерк использует репортажный метод съемки. Решаются задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. В путевом очерке, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Одноэтажная Америка — документальный 16-серийный фильм-путешествие по США, созданный съемочной группой Владимира Познера, Первый канал «Путевой очерк».

В проблемном очерке предметом исследования служит та или иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. Проблемная, исследовательская журналистика – важное направление в современной деятельности средств массовой информации.

Таким образом типология очерка по степени авторского участия выстраивается следующим образом: Путевой очерк, Портретный очерк, Проблемный очерк


27. Эссе как жанр художественной публицистики.


Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI в. свою знаменитую книгу «Опыты». В русской литературе прекрасные образцы эссеистики мы находим в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

Сообщение личного характера собития, пережитые автором. Цель-процес познания мира в процессе самопознания личности. Методы-изложение определенной теории, к личному опыту автора. Первый эссеист Ираклий Андронников

Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности – тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения.

Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности – стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре – язык и способ выражения ведущего просветительного цикла «Цивилизация» Льва Николаева.

Здесь же можно назвать эссе Г. Шерговой «Легенда и быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», трилогию А. Габриловича «Футбол нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства».

Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности – стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре – язык и способ выражения ведущего просветительного цикла «Цивилизация» Льва Николаева.


28. Сатирические жанры.

Сатирические жанры

Своеобразие сатирических жанров в телевизионной программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Сатира – это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства».

Ирония может перерасти в сарказм. Широко используются в сатирических произведениях гипербола, гротеск и другие формы образного преувеличения, предельной заостренности, позволяющие раскрыть сущность тех или иных уродливых, социально неприемлемых черт или явлений действительности (таких, как взяточничество или бюрократизм). общеизвестны «Телевизионные окна сатиры», выходившие в эфир на разных студиях.

Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров.

(гротесковость, необходимость выдвинуть на первый план отдельные, порой скрытые отрицательные черты рассматриваемого явления, ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сцепления (сопоставления) кадров, преобладание ассоциативного монтажа.

Начиная с блестящих монологов А. Райкина и до выступлений М. Жванецкого, М. Задорнова, столь популярных у телезрителей, – это все литературные фельетоны.

Создателем фельетонного телецикла, в котором широко реализуются едва ли не все возможности сатиры и юмора (ирония, сарказм, гротеск и т. д.), стало НТВ: «Куклы», в кратчайший срок завоевав популярность, удерживают высокий рейтинг не первый год.

Памфлет– злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и, несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер.

Хрестоматийными считались работы известных журналистов-международников В. Зорина «Лица и маски», В. Дунаева «Мисс Этикетка». Однако тематикой памфлета могут быть и внутренние дела.

29. Рейтинг программы как средство ее совершенствования.

, в мае перестанет существовать музыкальный MTV. НТВ отойдет от криминального жанра. А семейный СТС сконцентрируется на взрослой аудитории.
Программный директор НТВ Александр Нечаев пообещал, что в первой половине 2013 года телеканал сделает ставку на создание качественной площадки для общественно-политических дискуссий.

Рейтинг— определяющий критерий конкуренции между каналами. Выше рейтинг, выше цена рекламы, и значит, выше прибыль, такая вот цепочка. Последовательные критики телевидения рейтинг ненавидя — с его помощью оно гонится за массовым зрителем и навязывает усредненные вкусы.

Существует несколько видов подсчета рейтингов:

* электронные счетчики (ТВ-метр — это специальный прибор, автоматически идентифицирующий и регистрирующий каналы, на которые настроен телевизор во время работы, и время, в течение которого осуществляется просмотр. Использование ТВ-метров позволяет регистрировать просмотр телеканалов с точностью до секунды);
* «дневники телезрителя»;
* телефонные опросы;
* анкетирование.

Для получения наиболее точных данных все эти методы используют в комплексе.
Прайм тайм. Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем моральной истины.


30. Правовые и этические нормы работы тележурналиста.

Главным принципом функционирования СМИ в правовом государстве является свобода сми. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.,: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». В этой же статье Конституции каждому гражданину гарантируется «свобода мысли и слова» (часть 1) и «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 4).

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также признание идеологического разнообразия.:

Первая статья Закона содержит общие положения, формулирует основные понятия: что такое массовая информация, что такое СМИ и какова его продукция, что такое редакция и кто такой журналист.

вторая глава Закона о СМИ, где говорится, кто может быть учредителем («гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган» – ст.7), как осуществляется регистрация СМИ (ст. 8), в каких случаях возможен отказ в регистрации.

В соответствии с законом журналист имеет право:

ü искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

ü посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;

ü кроме гос., ком. или иную специально охраняемую законом тайну;

ü производить записи видео, аудио

ü посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, чп и т.д.

ü проверять достоверность

ü отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки.

Закон о СМИ оговаривает также обязанности журналиста. Среди них:

þ указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность

þ получать согласие на распространение сведений о личной жизни.

þ ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей,

þ предъявлять редакционное удостоверение.

Важная часть юриспруденции, имеющей отношение к журналистскому труду, – авторское право.

Журналист свободен в своём творчестве. ответственности перед:þ обществом;

þ аудиторией;þ перед героями журналистских произведений;þ журналистским коллективом, который представляет автор;

þ перед самим собой.

31. Передача, программа, канал.

Телевизионная передача.процесс вещания на радио или телевидении, а также то, что говорится или показывается в этом процессе

Ведущий как бы «материализует» результат коллективного труда всех остающихся за кадром создателей передачи.

Телепередачи бывают нескольких видов:Новостные (обыкновенный выпуск новостей)

· Приключенческие Спортивные Научные Детские Развлекательные

· Однако (передача) — телепередача информационно-аналитического характера.

· Каламбур (тележурнал) — телепередача юмористического характера.

· Самый умный — телепередача эрудиционно-развлекательного характера.

· Куклы — сатирическое кукольное шоу политического характера.

· Физика нереального — показ фильмов BBC на актуальные темы современности и будущего, и последующее их обсуждение гостями студии.

· Очевидное — невероятное — научно-популярная телепередача

· Зазеркалье — телепередача для детей.


Верстка новостной программы, компоновка – высшее проявление журналистского мастерства, требующее большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма. Сетка вещания — это метод организации вещания, определяется график выхода в эфир телепередач,

В сущности, слово «канал» применительно к телевидению – это технический термин (правильно говорить о коммуникационном канале, канале связи, обеспечивающем передачу изображения и звука на расстояние). «сборная» телевизионная программа, включающая в себя иногда вполне самостоятельные передачи (составные части), но тем не менее обладающая легко обнаруживаемым единством – либо территориального, либо тематического характера, да вдобавок имеющая одного или нескольких популярных ведущих.

Каналы: Государственная модель организации Советскую модель - государственно-монополистической, авторитарной, тоталитарной. Она характеризуется государственной монополией на телевещание, госбюджетным финансированием, полным подчинением телевизионной политики власть предержащим, жестким идеологическим контролем. Частное коммерческое телевидение подчиняется жестким законам рынка, и, прежде всего, принципу конкурентной борьбы. Ориентация на интересы и потребности «большинства» определяет преобладание в программах наиболее массовых видов зрелищ

32. Редактор как организатор творческого процесса. (Телевизионная журналистика. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. 2002. Несколько ответов ниже из той же книги).

Редакторская работа журналиста, направленная на приведение предназначенных к публикации произведений в соответствие с требованиями и нормами, принятыми в СМИ. Оценка степени готовности предоставленного материала, его редактирование, согласование правки с автором (авторским коллективом)

Проверка лексики. Стилистическая правка текста. Устранение семантических .Логическая правка. Редактирование текста также может подразумевать проверку фактического материала – источников, цитат, терминов.В практике выделяют 4 вида правки:
1. Правка-вычитка.
Самостоятельный вид редакторской работы. Задача корректора - исправить допущенные ошибки, привести в единую систему все ссылки и сноски, обозначения и сокращения и
2. Правка-сокращение.
Применяется в случае когда по тем или иным причинам нужно сократить объем текста без ущерба для его содержания.
3. Правка-обработка.
уточняются фактические данные, исправляются композиционные недочеты, устраняются логические неувязки и совершенствуется языковая сторона произведения.
4. Правка-переделка.
Применяется при подготовке рукописей тех авторов, которые слабо владеют литературным языком. Правка-переделка очень часто применяется в редакциях газет, особенно в отделах писем.

организационно-управленческая деятельность - участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;

социально-организаторская деятельность - привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;

Редакторы-исследователи,старшие и младшие продюсеры составляют непременную «свиту» всякой более или менее заметной западной «телезвезды». Их подготовительная работа обеспечивает успех передачи, которая всегда готовится слаженной «командой».

Редактор (продюсер) высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания; обеспечивает сбалансированность позиции телевидения, телевизионный редактор -организатор «добычи» и оформления экранной «картинки» – визуальной информации во всем ее разнообразии.

Наши рекомендации