Улицы облаков на равнине
Улицы облаков на равнине образуют ся по разным причинам и создают на илучшие условия для маршрутных по летов на равнине.
Условия образования:
- при неизменном направлении ветра, скорость ветра на высоте должна уве личиваться
- В верхней трети конвекционного слоя (области от земли до верхней границы облака) скорость ветра должна быть максимальной.
- на высоте 2-3 км должен быть изоли рующий слой воздуха (обычно стекаю щая инверсия)
Рис.4.29 План полета (красная стрелка) по улице облаков будет выглядеть, как показыва ет зеленые стрелки. Если же на улице облаков образуются большие промежутки, то следует лететь к другой улице облаков.
Всегда, когда промежутки между облаками больше, чем расстояние до следующей ули цы, целесообразнее лететь к другой улице облаков.
При наличии этих условий, расстоя ние между улицам облаков будет рав няться 2,5 - 3 высотам конвекционного слоя. Если, например, высота конвек ционного слоя равна 3км, то пилот смо жет найти следующую улицу облаков, только через 7-9км. Такие улицы обла ков образуются, как правило, парал лельно ветру.
Что еще нам могут сказать облака?
Наблюдение за облаками является одной из важнейших частей полета. Кроме опасности, которую они пред ставляют, облака содержат в себе очень много информации.
Замечание:
Две вещи для улучшения тактики полета:
- Если расстояние до облака на улице облаков больше, чем расстояние до другой улицы, то пилот должен переле теть на другую улицу облаков.
- Если запланированный маршрут ле жит под углом к улице облаков, то луч ше пролететь более длинный участок по улице облаков. Если на улице облаков образовалась голубая дыра, то в этом случае следует сменить улицу.
Рис. 4.30 Не всегда направление ветра видно так хорошо, как на этой фотографии.
Рис. 4.31 Данные фотографии сделаны с промежутком в две секунды. По верхушкам деревьев можно определить насколько сместилось облако. Дует слишком сильный ветер, при котором не льзя летать. Если у земли в это время штиль, значит, ветер еще не дошел до земли. По смещению облаков можно определить направление и силу ветра.
Рис. 4.32 Кучевые облака растут в ширину во всех направлениях. Если пилот рассматрива ет только часть облака, то он неверно опреде лит направление ветра! По широким облакам нельзя определить направление ветра. Его можно определить только по перемещению облаков.
Замечание:
Натренируйте свои глаза на образова ние облаков. В полете, как только вы увидите клочки облака, попробуйте оп ределить, развивается это облако или же оно уже распалось. Понаблюдайте за этим облаком и проверьте, подтвер дились ли ваши предположения.
Рис. 4.33 В хороший термичный день обра зуются облака, долго радуют глаз и затем распадаются. Образующиеся и распадаю щиеся облака - рваные. Хорошее кучевое облако имеет ровную кромку. Если же на небе только рваные облака, значит ветер до статочно сильный. Условия для маршрутных полетов в такие дни - плохие, кроме того, из-за сильной турбулентности летать в такие дни опасно.
Рис. 4.34 В хороший термичный день между 8.00 и 9.00 в небе начинают образовываться маленькие клочки облаков. Если уже в 7 ча сов в небе много кучевых облаков, значит день очень нестабильный и не подходит для больших маршрутных полетов. После полудня пилоты смогут летать под переразвитыми облаками, правда при этом следует быть ос торожным.
Рис. 4.35 В дни с хорошей термичной погодой, когда образование облаков идет по обычной схе ме: поток - облако, все понятно. Но ведь это еще и означает, что где нет облака, там нет потока. Например, над всем хребтом образовались облака и вдруг в каком-то месте облаков нет, значит эту часть обдувает ветер (долинный ветер). На маршрутах с такими разрывами между потоками очень важно набирать максимальную высоту, чтобы была возможность пересечь такие участки. Если же вас просадит до места, где ветер обдувает часть склона, ваша скорость снижения уве личится еще больше. Бывает так, что лучше больше не искать поток, а пересечь долину и там выпаривать в динамике у склона.
Рис. 4.36 Полеты в стиле "дельфина" возможны не только на улицах облаков. Можно также очень плавно лететь вперед по прилегающим хребтам.
Замечание:
Можно наблюдать за облаками с зем ли, когда вы лежите на солнце, когда смотрите на небо из окна вашего офи са - это очень интересно, и, кроме того, полезное времяпрепровождение. Ког да вы находитесь на земле, у вас есть много времени, чтобы проследить за жизненным циклом облаков. За какой промежуток времени облако успевает родиться и умереть? Сколько потребу ется времени, чтобы на этом же месте снова образовалось новое облако? См. рис.1.42
Рис. 4.37 Каждый пилот должен уметь "при вязывать " облако к поверхности земли. Таким образом, через некоторое время он уже смо жет определить место, где сходят потоки.
Рис. 4.39 Последние потоки в 9 часов вече ра на северо-западных склонах термически активной долины Отцтальс (Oetztals) Тироль, (Австрия)
Рис. 4.38 Если пилоты улетят отсюда, будет | ||
очень сложно определить, как далеко они на | ||
ходятся. По опыту могу сказать, что предметы | ||
расположены ближе, чем кажется. Чем точ | Рис. 4.40 Турбулентность, создаваемая об | |
нее сможет пилот определять расстояние до | ||
предметов, тем лучше он сможет находить по | лаками. Слева и справа облако закручивается | |
токи, в которых набирают другие пилоты. | влево как в роторе. |
Замечание:
У многих облаков продолжительность жизни одинаковая. Как только пилот оказывается под кромкой облака и решает идти на переход, очень важ но лететь к облаку, которое находится в стадии развития. Лучше всего туда, где только показались первые клочки облака, т.к. потребуется несколько ми нут, чтобы долететь до места, где есть поток. Раньше я всегда летел только к большим красивым кучевым облакам, которые уже давно сформировались, и
к своему разочарованию понимал, как только подлетал к облаку, что оно уже распадается. В итоге я находил только сильный нисходящий поток. Очень важ но при обработке потока наблюдать за развитием окружающих облаков еще до того (!), как вы оказались под кром кой облака. Если вы уже находитесь до статочно высоко и видите только что об разовавшиеся облако, в большинстве случаев целесообразнее всего лететь
к нему. Шанс, что вы найдете там хоро ший поток, достаточно велик. Красивая кромка облака говорит о его большой продолжительности жизни. Это значит,
Рис. 4.41 Параплан сушат после приземле ния на воду. При ятное занятие в сильный ветер. О сильном ветре говорят облака на заднем плане.
что его образовал не пузырь восходя щего воздуха, а столб восходящего воздуха, который постоянно питает это облако. В течение длительного време ни под этим облаком можно будет най ти хороший подъем.
Рис. 4.42 Поток в роторе. Ветер деформи ровал облако. Очень хорошо заметен подвет ренный ротор.
Рис. 4.43 В долине Иннталь (Inntal), (Австрия)Рис. 4.45 Как подлететь к этому облаку?
при северном ветре очень турбулентно. СеСправа солнце освещает склон, там образу
верное направление ветра можно определитьются потоки. Высотный ветер смещает облака
по облакам, которые смещаются на юг. Есливлево. Оба признака говорят о том, что к обла
образовались такие большие облака, то можку нужно подлетать справа.
но легко просыпаться, т.к. многие места, с ко