Улицы облаков на равнине

Улицы облаков на равнине образуют­ ся по разным причинам и создают на­ илучшие условия для маршрутных по­ летов на равнине.

Условия образования:

- при неизменном направлении ветра, скорость ветра на высоте должна уве­ личиваться

- В верхней трети конвекционного слоя (области от земли до верхней границы облака) скорость ветра должна быть максимальной.

- на высоте 2-3 км должен быть изоли­ рующий слой воздуха (обычно стекаю­ щая инверсия)



Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис.4.29 План полета (красная стрелка) по улице облаков будет выглядеть, как показыва­ ет зеленые стрелки. Если же на улице облаков образуются большие промежутки, то следует лететь к другой улице облаков.

Всегда, когда промежутки между облаками больше, чем расстояние до следующей ули­ цы, целесообразнее лететь к другой улице облаков.

При наличии этих условий, расстоя­ ние между улицам облаков будет рав­ няться 2,5 - 3 высотам конвекционного слоя. Если, например, высота конвек­ ционного слоя равна 3км, то пилот смо­ жет найти следующую улицу облаков, только через 7-9км. Такие улицы обла­ ков образуются, как правило, парал­ лельно ветру.

Что еще нам могут сказать облака?

Наблюдение за облаками является одной из важнейших частей полета. Кроме опасности, которую они пред­ ставляют, облака содержат в себе очень много информации.

Улицы облаков на равнине - student2.ru

Замечание:

Две вещи для улучшения тактики полета:

- Если расстояние до облака на улице облаков больше, чем расстояние до другой улицы, то пилот должен переле­ теть на другую улицу облаков.

- Если запланированный маршрут ле­ жит под углом к улице облаков, то луч­ ше пролететь более длинный участок по улице облаков. Если на улице облаков образовалась голубая дыра, то в этом случае следует сменить улицу.

Рис. 4.30 Не всегда направление ветра видно так хорошо, как на этой фотографии.



Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.31 Данные фотографии сделаны с промежутком в две секунды. По верхушкам деревьев можно определить насколько сместилось облако. Дует слишком сильный ветер, при котором не­ льзя летать. Если у земли в это время штиль, значит, ветер еще не дошел до земли. По смещению облаков можно определить направление и силу ветра.

Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.32 Кучевые облака растут в ширину во всех направлениях. Если пилот рассматрива­ ет только часть облака, то он неверно опреде­ лит направление ветра! По широким облакам нельзя определить направление ветра. Его можно определить только по перемещению облаков.

Замечание:

Натренируйте свои глаза на образова­ ние облаков. В полете, как только вы увидите клочки облака, попробуйте оп­ ределить, развивается это облако или же оно уже распалось. Понаблюдайте за этим облаком и проверьте, подтвер­ дились ли ваши предположения.

Рис. 4.33 В хороший термичный день обра­ зуются облака, долго радуют глаз и затем распадаются. Образующиеся и распадаю­ щиеся облака - рваные. Хорошее кучевое облако имеет ровную кромку. Если же на небе только рваные облака, значит ветер до­ статочно сильный. Условия для маршрутных полетов в такие дни - плохие, кроме того, из-за сильной турбулентности летать в такие дни опасно.



Улицы облаков на равнине - student2.ru Рис. 4.34 В хороший термичный день между 8.00 и 9.00 в небе начинают образовываться маленькие клочки облаков. Если уже в 7 ча­ сов в небе много кучевых облаков, значит день очень нестабильный и не подходит для больших маршрутных полетов. После полудня пилоты смогут летать под переразвитыми облаками, правда при этом следует быть ос­ торожным.

Рис. 4.35 В дни с хорошей термичной погодой, когда образование облаков идет по обычной схе­ ме: поток - облако, все понятно. Но ведь это еще и означает, что где нет облака, там нет потока. Например, над всем хребтом образовались облака и вдруг в каком-то месте облаков нет, значит эту часть обдувает ветер (долинный ветер). На маршрутах с такими разрывами между потоками очень важно набирать максимальную высоту, чтобы была возможность пересечь такие участки. Если же вас просадит до места, где ветер обдувает часть склона, ваша скорость снижения уве­ личится еще больше. Бывает так, что лучше больше не искать поток, а пересечь долину и там выпаривать в динамике у склона.

Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.36 Полеты в стиле "дельфина" возможны не только на улицах облаков. Можно также очень плавно лететь вперед по прилегающим хребтам.

Улицы облаков на равнине - student2.ru



Улицы облаков на равнине - student2.ru Замечание:

Можно наблюдать за облаками с зем­ ли, когда вы лежите на солнце, когда смотрите на небо из окна вашего офи­ са - это очень интересно, и, кроме того, полезное времяпрепровождение. Ког­ да вы находитесь на земле, у вас есть много времени, чтобы проследить за жизненным циклом облаков. За какой промежуток времени облако успевает родиться и умереть? Сколько потребу­ ется времени, чтобы на этом же месте снова образовалось новое облако? См. рис.1.42

Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.37 Каждый пилот должен уметь "при­ вязывать " облако к поверхности земли. Таким образом, через некоторое время он уже смо­ жет определить место, где сходят потоки.

Рис. 4.39 Последние потоки в 9 часов вече­ ра на северо-западных склонах термически активной долины Отцтальс (Oetztals) Тироль, (Австрия)

Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.38 Если пилоты улетят отсюда, будет    
очень сложно определить, как далеко они на­    
ходятся. По опыту могу сказать, что предметы    
расположены ближе, чем кажется. Чем точ­ Рис. 4.40 Турбулентность, создаваемая об­  
нее сможет пилот определять расстояние до  
предметов, тем лучше он сможет находить по­ лаками. Слева и справа облако закручивается  
токи, в которых набирают другие пилоты. влево как в роторе.  


Замечание:

У многих облаков продолжительность жизни одинаковая. Как только пилот оказывается под кромкой облака и решает идти на переход, очень важ­ но лететь к облаку, которое находится в стадии развития. Лучше всего туда, где только показались первые клочки облака, т.к. потребуется несколько ми­ нут, чтобы долететь до места, где есть поток. Раньше я всегда летел только к большим красивым кучевым облакам, которые уже давно сформировались, и

к своему разочарованию понимал, как только подлетал к облаку, что оно уже распадается. В итоге я находил только сильный нисходящий поток. Очень важ­ но при обработке потока наблюдать за развитием окружающих облаков еще до того (!), как вы оказались под кром­ кой облака. Если вы уже находитесь до­ статочно высоко и видите только что об­ разовавшиеся облако, в большинстве случаев целесообразнее всего лететь

к нему. Шанс, что вы найдете там хоро­ ший поток, достаточно велик. Красивая кромка облака говорит о его большой продолжительности жизни. Это значит,

Рис. 4.41 Параплан сушат после приземле­ ния на воду. При­ ятное занятие в сильный ветер. О сильном ветре говорят облака на заднем плане.

что его образовал не пузырь восходя­ щего воздуха, а столб восходящего воздуха, который постоянно питает это облако. В течение длительного време­ ни под этим облаком можно будет най­ ти хороший подъем.

Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.42 Поток в роторе. Ветер деформи­ ровал облако. Очень хорошо заметен подвет­ ренный ротор.

Улицы облаков на равнине - student2.ru



Улицы облаков на равнине - student2.ru

Рис. 4.43 В долине Иннталь (Inntal), (Австрия)Рис. 4.45 Как подлететь к этому облаку?

при северном ветре очень турбулентно. Се­Справа солнце освещает склон, там образу­

верное направление ветра можно определитьются потоки. Высотный ветер смещает облака

по облакам, которые смещаются на юг. Есливлево. Оба признака говорят о том, что к обла­

образовались такие большие облака, то мож­ку нужно подлетать справа.

но легко просыпаться, т.к. многие места, с ко­

Наши рекомендации