Особенности вербальных средств коммуникации. Функции и виды речи

Вопросы к экзамену по социальной психологии

1. Понятие общения. Виды и уровни общения.

2. Структура и функции общения.

3. Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении.

4. Особенности вербальных средств коммуникации, функции и виды речи.

5. Общая характеристика и виды невербальных средств коммуникации.

6. Феномены восприятия и понимания человека человеком.

7. Механизмы восприятия и понимания человека человеком.

8. Психологические способы (методы) воздействия человека человеком.

9. Основные тактики психологического воздействия в процессе общения.

10. Понятие и виды межличностных конфликтов.

11. Основные стратегии конфликтного взаимодействия.

12. Понятие аффилиации и виды межличностной аттракции.

13. Факторы межличностной аттракции.

14. Проблема коммуникативной компетенции.



Понятие и виды общения

Общение – сложный, многогранный процесс.

Различные ученые выделяют различные характеристики и стороны общения:

1. Общение - процесс обмена информацией.

2. Общение – процесс взаимодействия людей.

3. Общение – процесс восприятия и понимания человека человеком.

4. Общение – процесс обмена эмоциями.

Понятие общения включает все эти характеристики и, соответственно, общение понимается как многогранный процесс взаимодействия человека с другими людьми и самим собой, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, обмениваются информацией и формируют впечатление друг о друге.

Виды общения:

1. По степени опосредованности:

- непосредственное (контакт глаза в глаза);

- опосредованное (через посредника)

2. По характеру субъектов общения:

- внутриличностное;

- межличностное (между индивидами);

- социальное (личность - группа);

- межгрупповое (между группами)

3. По степени эмоциональной близости:

- интимно-личностное (близкое);

- ролевое (социальные роли, между знакомыми);

- стандартизированное (между незнакомыми людьми)

4. По уровню сложности организации общения:

- примитивный уровень общения (партнеры ориентируются на свои интересы, не понимают и не учитывают интересы и актуальное состояние другого; собственные намерения демонстрируют открыто);

- манипулятивный уровень (манипулятор исходит из своих интересов, но они скрываются от партнера и манипулятор создает ситуацию, как-будто партнер сам хочет того, что от него хочет манипулятор; актуальное состояние себя и партнера хорошо понимается и учитывается);

- конвенциональный (согласие – заинтересованное, бескорыстное общение)

Структура и функция общения

Возможны разные варианты структуры общества:

1.По содержанию процесса общения:

- коммуникативная сторона общения (процесс обмена информацией);

- перцептивная сторона (процесс восприятия другого человека и формирования представления о том, что собой представляет данный человек);

- интерактивная сторона (взаимодействие и взаимовлияние)

2.По динамике процесса общения:

- фаза взаимонаправленности (включение партнеров в сферу внимания друг друга);

- фаза взаимоотражения (формирование впечатления друг о друге);

- фаза взаимоинформирования (обмен информацией);

- фаза взаимоотключения (выход из контакта)

3.По характеристике позиций субъектов общения:

- пристройка сверху (родитель) – доминирование (превосходство, ответственность, забота, контроль);

- пристройка рядом (позиция взрослый) – равенство (партнерство, взаимоуважение, реалистичность);

- пристройка снизу (позиция «ребенок» Бёрн) – зависимость (безответственность)

Функции общения

1. Экзистенциальная – существования

2. Развивающая – формирование личности

3. Коррекционная – коррекция поведения

4. Интегративная – объединение людей

5. Регулятивная – организация координирования совместной деятельности

6. Коммуникативная – обмен опыта, информацией

7. Презентационная – демонстрации индивида

8. Психотерапевтическая – коррекция эмоционального состояния

Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении

Под коммуникацией понимается процесс формирования сообщения, его передачи, получения и подтверждения получения (обратная связь).

Специфические особенности

1. В качестве объекта коммуникации выступает индивид (человек)

2. Интерсубъективный характер коммуникации. Объект коммуникации, в межличностном общении выступает так же и субъектом коммуникации.

3. Индивиды не просто обмениваются информацией, но и влияют друг на друга

4. Наличие двойной обратной связи:

- о правильном нонимании содержания сообщения

- об отношении к содержанию сообщения (реакция, оценка)

5. Наличие психологических коммуникативных барьеров (препятствий) к пониманию друг друга:

- фонетических (произношения)

- синтаксических (построение фразы)

- семантических (значение фраз)

- логических (разная логика)

- стилистических (разный стиль общения)

Особенности вербальных средств коммуникации. Функции и виды речи.

Носителями информации в коммуникации выступают знаки:

Знаки – любой элемент действительности, имеющий значение.

Значение – часть реальности, на который указывает, который представляет данный знак.

В зависимости от четкости, приписываемых знаку значений, выделяют:

- вербальные знаки (значение четко определено)

- невербальные знаки (отсутствие четко определенных значений)

К вербальным относятся такие знаки, которые:

- имеют четко фиксированное значение;

- выполняют описательно-сигнификативную функцию (описание событий и явлений окружающего мира);

- позволяют передавать информацию о явлениях и событиях, происходящих в окружаемом субъекта мире.

Происхождение вербальных знаков

1. Спонтанное (неорганизованное) – рождаются сами

2. Целенаправленное (организованное) – вводятся специально.

Но всегда являются результатом общественной договоренности.

Вербальная коммуникация осуществляется с помощью речи:

Речь – процесс общения, посредством языка.

Язык – совокупность знаков и правил их сочетания.

Виды речи:

1. По типу физического носителя:

- устная (звуковая; кинестетическая – жесты; тактильная – слепо-глухонемые)

- письменная

2. По целеноправленности:

- произвольное (осознанное)

- непроизвольное (вырывающаяся реплика)

3. По степени активности субъектов общения:

- монологическая;

- внутренняя

4. По форме проявления:

- внешняя;

- внутренняя.

Функции речи:

Поскольку речь – это процесс общения, то она выполняет все функции общения (см. функции общения).

Но в вербальной речи есть специфическая функция – абстрактно-логическое мышление.

Наши рекомендации