Особенности вербальных средств коммуникации. Функции и виды речи
Вопросы к экзамену по социальной психологии
1. Понятие общения. Виды и уровни общения.
2. Структура и функции общения.
3. Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении.
4. Особенности вербальных средств коммуникации, функции и виды речи.
5. Общая характеристика и виды невербальных средств коммуникации.
6. Феномены восприятия и понимания человека человеком.
7. Механизмы восприятия и понимания человека человеком.
8. Психологические способы (методы) воздействия человека человеком.
9. Основные тактики психологического воздействия в процессе общения.
10. Понятие и виды межличностных конфликтов.
11. Основные стратегии конфликтного взаимодействия.
12. Понятие аффилиации и виды межличностной аттракции.
13. Факторы межличностной аттракции.
14. Проблема коммуникативной компетенции.
Понятие и виды общения
Общение – сложный, многогранный процесс.
Различные ученые выделяют различные характеристики и стороны общения:
1. Общение - процесс обмена информацией.
2. Общение – процесс взаимодействия людей.
3. Общение – процесс восприятия и понимания человека человеком.
4. Общение – процесс обмена эмоциями.
Понятие общения включает все эти характеристики и, соответственно, общение понимается как многогранный процесс взаимодействия человека с другими людьми и самим собой, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, обмениваются информацией и формируют впечатление друг о друге.
Виды общения:
1. По степени опосредованности:
- непосредственное (контакт глаза в глаза);
- опосредованное (через посредника)
2. По характеру субъектов общения:
- внутриличностное;
- межличностное (между индивидами);
- социальное (личность - группа);
- межгрупповое (между группами)
3. По степени эмоциональной близости:
- интимно-личностное (близкое);
- ролевое (социальные роли, между знакомыми);
- стандартизированное (между незнакомыми людьми)
4. По уровню сложности организации общения:
- примитивный уровень общения (партнеры ориентируются на свои интересы, не понимают и не учитывают интересы и актуальное состояние другого; собственные намерения демонстрируют открыто);
- манипулятивный уровень (манипулятор исходит из своих интересов, но они скрываются от партнера и манипулятор создает ситуацию, как-будто партнер сам хочет того, что от него хочет манипулятор; актуальное состояние себя и партнера хорошо понимается и учитывается);
- конвенциональный (согласие – заинтересованное, бескорыстное общение)
Структура и функция общения
Возможны разные варианты структуры общества:
1.По содержанию процесса общения:
- коммуникативная сторона общения (процесс обмена информацией);
- перцептивная сторона (процесс восприятия другого человека и формирования представления о том, что собой представляет данный человек);
- интерактивная сторона (взаимодействие и взаимовлияние)
2.По динамике процесса общения:
- фаза взаимонаправленности (включение партнеров в сферу внимания друг друга);
- фаза взаимоотражения (формирование впечатления друг о друге);
- фаза взаимоинформирования (обмен информацией);
- фаза взаимоотключения (выход из контакта)
3.По характеристике позиций субъектов общения:
- пристройка сверху (родитель) – доминирование (превосходство, ответственность, забота, контроль);
- пристройка рядом (позиция взрослый) – равенство (партнерство, взаимоуважение, реалистичность);
- пристройка снизу (позиция «ребенок» Бёрн) – зависимость (безответственность)
Функции общения
1. Экзистенциальная – существования
2. Развивающая – формирование личности
3. Коррекционная – коррекция поведения
4. Интегративная – объединение людей
5. Регулятивная – организация координирования совместной деятельности
6. Коммуникативная – обмен опыта, информацией
7. Презентационная – демонстрации индивида
8. Психотерапевтическая – коррекция эмоционального состояния
Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении
Под коммуникацией понимается процесс формирования сообщения, его передачи, получения и подтверждения получения (обратная связь).
Специфические особенности
1. В качестве объекта коммуникации выступает индивид (человек)
2. Интерсубъективный характер коммуникации. Объект коммуникации, в межличностном общении выступает так же и субъектом коммуникации.
3. Индивиды не просто обмениваются информацией, но и влияют друг на друга
4. Наличие двойной обратной связи:
- о правильном нонимании содержания сообщения
- об отношении к содержанию сообщения (реакция, оценка)
5. Наличие психологических коммуникативных барьеров (препятствий) к пониманию друг друга:
- фонетических (произношения)
- синтаксических (построение фразы)
- семантических (значение фраз)
- логических (разная логика)
- стилистических (разный стиль общения)
Особенности вербальных средств коммуникации. Функции и виды речи.
Носителями информации в коммуникации выступают знаки:
Знаки – любой элемент действительности, имеющий значение.
Значение – часть реальности, на который указывает, который представляет данный знак.
В зависимости от четкости, приписываемых знаку значений, выделяют:
- вербальные знаки (значение четко определено)
- невербальные знаки (отсутствие четко определенных значений)
К вербальным относятся такие знаки, которые:
- имеют четко фиксированное значение;
- выполняют описательно-сигнификативную функцию (описание событий и явлений окружающего мира);
- позволяют передавать информацию о явлениях и событиях, происходящих в окружаемом субъекта мире.
Происхождение вербальных знаков
1. Спонтанное (неорганизованное) – рождаются сами
2. Целенаправленное (организованное) – вводятся специально.
Но всегда являются результатом общественной договоренности.
Вербальная коммуникация осуществляется с помощью речи:
Речь – процесс общения, посредством языка.
Язык – совокупность знаков и правил их сочетания.
Виды речи:
1. По типу физического носителя:
- устная (звуковая; кинестетическая – жесты; тактильная – слепо-глухонемые)
- письменная
2. По целеноправленности:
- произвольное (осознанное)
- непроизвольное (вырывающаяся реплика)
3. По степени активности субъектов общения:
- монологическая;
- внутренняя
4. По форме проявления:
- внешняя;
- внутренняя.
Функции речи:
Поскольку речь – это процесс общения, то она выполняет все функции общения (см. функции общения).
Но в вербальной речи есть специфическая функция – абстрактно-логическое мышление.