Игра «Историческое моделирование»

Предлагаемый игровой сюжет разработан психологом В.Ю. Боль­шаковым. Автор создавал эту игру для своих специальных тренинго-вых занятий по развитию лидерской одаренности у старшеклассни­ков. Но сюжет настолько многогранен, возможности его столь широ­ки, что мы его несколько видоизменили, что позволило использовать его и в целях активизации исследовательской активности учащихся. Причем учащихся разного возраста - от младших школьников до

старшеклассников.

Опишем сам игровой сюжет. Название игры - «Историческое мо­делирование» - условно, но при этом основной смысл отражает. Мы немного изменили ход игры, у автора она предполагается короткой по времени (20-30 минут на все), мы в соответствии с нашими зада­чами сделали ее многодневной.

На каком-нибудь стенде (щите), находящемся в классной ком­нате, педагог прикрепляет кнопками (магнитами, скотчем и др.)

6-8 листов бумаги формата A3 (листы из папки для черчения) таким образом, чтобы они составили вместе одно «игровое поле».

На первом этапе даем детям задание - нарисовать на этом поле географическую карту придуманного мира, с материками, островами, морями, реками и всем прочим. Для этого можно первоначально по­делить детей на мини-группы. Например, первая пара - нарисует ма­терики, вторая - острова и моря, третья - реки и озера, четвертая -горы и вулканы, пятая - леса и пустыни, шестая - города.

Игровое поле для выполнения карты мира в классе висит несколь­ко дней, постепенно обрастая деталями. Дети думают, размышляют, спорят, находят новые идеи, и все это постепенно заносится на об­щую карту вымышленного мира. Наблюдая за ее созданием, можно ежедневно видеть, как появляются «моря интеллектуальных лиде­ров», «материки учителей», «острова независимых троечников», «реки знаний» и многое другое.

Делаться это может в разное время: на уроках рисования, на пере­менах, после занятий. В итоге коллективный рисунок получается очень насыщенным и любопытным. Выполнять работу можно разны­ми материалами: пригодятся и краски, и фломастеры, и цветные мел­ки, и обычные шариковые ручки, можно использовать и технику кол­лажа.

Когда карта выполнена, надо выделить специальное время и ее детально рассмотреть. Каждая микрогруппа по очереди должна дать необходимые пояснения: описать созданную ими часть мира, дать все необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности. На все это уходит обычно около часа, и по прошествии этого време­ни должны появиться описания рельефа создаваемого мира, его кли­мата, растительности, животного и растительного мира.

Обычно мы стремились ставить перед творцами задачу не просто придумать всему названия, но и объяснить их происхождение, не скупиться на детали и подробности. Главное на этом этапе - поболь­ше фантазии!

Когда с «созданным миром» все более-менее выяснится, педагог обращает внимание участников на то, что игровое поле не случайно состоит из 6 (8) листов. Теперь говорим детям, что каждый лист -это государство. Затем надо предложить участникам договориться и разделить государства между собой. После того, как дискуссия по этому поводу завершилась (не рекомендуется ее продолжать бол^,* ше 3-5 минут), предлагаем каждой паре открепить лист с изображе­нием доставшегося государства.

Не стоит пугаться того, что кому-нибудь достанется одно море или тундра. Такие случаи часто происходили во время подобных за­нятий. И участники, как показывает опыт, великолепно справляются с этими ситуациями, расселяя жителей своей страны на плотах, на мелких местах в свайных постройках, под двойным морским дном и даже на воздушных шарах или дирижаблях. Не беда, если кому-то досталось одно сплошное «Заполярье» или «пустыня»! Чем разнооб­разнее будут государства в географическом плане, тем интереснее.

Затем наступает главный момент - предлагаем каждой паре (трой­ке) создать свою страну, продумать все вопросы ее государственного устройства, создать необходимые социальные институты, экономику, науку, культуру, язык, религию, историю возникновения страны и т.д. Пусть нарисуют города, дадут им названия, проложат дороги и возве­дут плотины.

Поставим условие: пусть все страны находятся приблизительно на одном уровне развития (например, средние века или уровень, анало­гичный современной человеческой цивилизации). Мы в своей работе старались, чтобы не было всякого рода волшебных королевств и про­чего оккультизма. На наш взгляд, важно, чтобы участники проявляли свою фантазию в пределах реального существования.

Перед каждой группой, таким образом, возникает бесчисленное множество проблем, требующих глубокого исследования. Важно, что эти проблемы не просто навязаны педагогом, они закономерный итог развития игрового сюжета и рассматриваются детьми как их собственные, внутренние, значимые для них задачи.

Детям для создания своего государства приходится проводить мас­су собственных изысканий в самых разных областях знания. Это тре­бует времени. Автор игры в рамках собственных тренингов на эту ра­боту отводил двадцать минут. Мы, как уже отмечали, использовали этот игровой сюжет в иных целях, поэтому позволяли детям работать несколько дней. Тщательно собирая и обобщая материал, они прони­кали в глубь проблем. Ежедневно приносили педагогу массу новых разработок. Однако этот этап затягивать не стоит. Сроки в значитель­ной мере зависят от возраста и степени подготовленности учащихся. Чем старше и чем лучше подготовлены дети, тем большими могут быть сроки выполнения подготовительной работы.

Затем, когда эта работа завершена, представители каждой страны должны выступить с сообщением о своем государстве. На выступ­ление представителей одной страны мы обычно давали 5-7 минут. По окончании каждого выступления проводится следующая процеду-

pa: участникам, рассказавшим о своей стране, остальные участники задают не более чем по два вопроса от каждой страны, таким обра­зом, число вопросов не может быть больше 10-16.

Задающие вопросы создатели других держав стараются найти не­соответствие в рассказе или несоответствие сказанного тем условиям, которые были оговорены при совместном творении мира для этой территории. Приведем пример таких вопросов.

- Вы говорите, что ваша страна очень богата потому, что один из горных хребтов состоит целиком из золота или плати­ны ? Нам кажется, что это невозможно, ведь вряд ли золото или какой-то другой драгоценный металл может играть роль денег в мире, где его столь много.

Если создатели страны, к которым был обращен вопрос, смогут достаточно аргументированно защитить свои позиции, то все остает­ся по-прежнему, а создатели страны с золотыми горами получают три призовых очка в дополнение к своим залежам. Если же они признают правоту сомневающихся или их ответная аргументация будет неубе­дительной, то золотые хребты отменяются, а авторы вопроса полу­чают право отменить что-нибудь еще в этой стране по своему усмот­рению, например, какую-либо отрасль промышленности или вид транспорта, или род войск, или какое-нибудь важное научное откры­тие. Кроме того, авторы вопроса получают 5 очков. Этот этап игры оценивается так:

1. За вопрос, на который докладчики не смогли ответить, авторы
вопроса получают 5 баллов.

2. За убедительный ответ на вопрос отвечающие получают 3 балла.

3. За победные ответы на все заданные вопросы отвечавшие полу­
чают приз - 7 баллов.

4. За победные ответы на все вопросы, кроме одного, - приз
5 баллов.

5. За победные ответы на все вопросы, кроме двух, - приз 3 бал­
ла.

Результаты этого этапа игры можно занести в таблицу.

Сыграв в эту игру, продолжим занятия. Предложим участникам написать небольшое, в страницу размером, сочинение на тему «Соз­данное мной государство». Введем дополнительное условие - каж­дый участник пишет свое сочинение в каком-нибудь литературном жанре. Мы предлагали на выбор: роман, повесть, притчу, басню, анекдот или все что угодно по выбору автора.

Наши рекомендации