Игра «Историческое моделирование»
Предлагаемый игровой сюжет разработан психологом В.Ю. Большаковым. Автор создавал эту игру для своих специальных тренинго-вых занятий по развитию лидерской одаренности у старшеклассников. Но сюжет настолько многогранен, возможности его столь широки, что мы его несколько видоизменили, что позволило использовать его и в целях активизации исследовательской активности учащихся. Причем учащихся разного возраста - от младших школьников до
старшеклассников.
Опишем сам игровой сюжет. Название игры - «Историческое моделирование» - условно, но при этом основной смысл отражает. Мы немного изменили ход игры, у автора она предполагается короткой по времени (20-30 минут на все), мы в соответствии с нашими задачами сделали ее многодневной.
На каком-нибудь стенде (щите), находящемся в классной комнате, педагог прикрепляет кнопками (магнитами, скотчем и др.)
6-8 листов бумаги формата A3 (листы из папки для черчения) таким образом, чтобы они составили вместе одно «игровое поле».
На первом этапе даем детям задание - нарисовать на этом поле географическую карту придуманного мира, с материками, островами, морями, реками и всем прочим. Для этого можно первоначально поделить детей на мини-группы. Например, первая пара - нарисует материки, вторая - острова и моря, третья - реки и озера, четвертая -горы и вулканы, пятая - леса и пустыни, шестая - города.
Игровое поле для выполнения карты мира в классе висит несколько дней, постепенно обрастая деталями. Дети думают, размышляют, спорят, находят новые идеи, и все это постепенно заносится на общую карту вымышленного мира. Наблюдая за ее созданием, можно ежедневно видеть, как появляются «моря интеллектуальных лидеров», «материки учителей», «острова независимых троечников», «реки знаний» и многое другое.
Делаться это может в разное время: на уроках рисования, на переменах, после занятий. В итоге коллективный рисунок получается очень насыщенным и любопытным. Выполнять работу можно разными материалами: пригодятся и краски, и фломастеры, и цветные мелки, и обычные шариковые ручки, можно использовать и технику коллажа.
Когда карта выполнена, надо выделить специальное время и ее детально рассмотреть. Каждая микрогруппа по очереди должна дать необходимые пояснения: описать созданную ими часть мира, дать все необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности. На все это уходит обычно около часа, и по прошествии этого времени должны появиться описания рельефа создаваемого мира, его климата, растительности, животного и растительного мира.
Обычно мы стремились ставить перед творцами задачу не просто придумать всему названия, но и объяснить их происхождение, не скупиться на детали и подробности. Главное на этом этапе - побольше фантазии!
Когда с «созданным миром» все более-менее выяснится, педагог обращает внимание участников на то, что игровое поле не случайно состоит из 6 (8) листов. Теперь говорим детям, что каждый лист -это государство. Затем надо предложить участникам договориться и разделить государства между собой. После того, как дискуссия по этому поводу завершилась (не рекомендуется ее продолжать бол^,* ше 3-5 минут), предлагаем каждой паре открепить лист с изображением доставшегося государства.
Не стоит пугаться того, что кому-нибудь достанется одно море или тундра. Такие случаи часто происходили во время подобных занятий. И участники, как показывает опыт, великолепно справляются с этими ситуациями, расселяя жителей своей страны на плотах, на мелких местах в свайных постройках, под двойным морским дном и даже на воздушных шарах или дирижаблях. Не беда, если кому-то досталось одно сплошное «Заполярье» или «пустыня»! Чем разнообразнее будут государства в географическом плане, тем интереснее.
Затем наступает главный момент - предлагаем каждой паре (тройке) создать свою страну, продумать все вопросы ее государственного устройства, создать необходимые социальные институты, экономику, науку, культуру, язык, религию, историю возникновения страны и т.д. Пусть нарисуют города, дадут им названия, проложат дороги и возведут плотины.
Поставим условие: пусть все страны находятся приблизительно на одном уровне развития (например, средние века или уровень, аналогичный современной человеческой цивилизации). Мы в своей работе старались, чтобы не было всякого рода волшебных королевств и прочего оккультизма. На наш взгляд, важно, чтобы участники проявляли свою фантазию в пределах реального существования.
Перед каждой группой, таким образом, возникает бесчисленное множество проблем, требующих глубокого исследования. Важно, что эти проблемы не просто навязаны педагогом, они закономерный итог развития игрового сюжета и рассматриваются детьми как их собственные, внутренние, значимые для них задачи.
Детям для создания своего государства приходится проводить массу собственных изысканий в самых разных областях знания. Это требует времени. Автор игры в рамках собственных тренингов на эту работу отводил двадцать минут. Мы, как уже отмечали, использовали этот игровой сюжет в иных целях, поэтому позволяли детям работать несколько дней. Тщательно собирая и обобщая материал, они проникали в глубь проблем. Ежедневно приносили педагогу массу новых разработок. Однако этот этап затягивать не стоит. Сроки в значительной мере зависят от возраста и степени подготовленности учащихся. Чем старше и чем лучше подготовлены дети, тем большими могут быть сроки выполнения подготовительной работы.
Затем, когда эта работа завершена, представители каждой страны должны выступить с сообщением о своем государстве. На выступление представителей одной страны мы обычно давали 5-7 минут. По окончании каждого выступления проводится следующая процеду-
pa: участникам, рассказавшим о своей стране, остальные участники задают не более чем по два вопроса от каждой страны, таким образом, число вопросов не может быть больше 10-16.
Задающие вопросы создатели других держав стараются найти несоответствие в рассказе или несоответствие сказанного тем условиям, которые были оговорены при совместном творении мира для этой территории. Приведем пример таких вопросов.
- Вы говорите, что ваша страна очень богата потому, что один из горных хребтов состоит целиком из золота или платины ? Нам кажется, что это невозможно, ведь вряд ли золото или какой-то другой драгоценный металл может играть роль денег в мире, где его столь много.
Если создатели страны, к которым был обращен вопрос, смогут достаточно аргументированно защитить свои позиции, то все остается по-прежнему, а создатели страны с золотыми горами получают три призовых очка в дополнение к своим залежам. Если же они признают правоту сомневающихся или их ответная аргументация будет неубедительной, то золотые хребты отменяются, а авторы вопроса получают право отменить что-нибудь еще в этой стране по своему усмотрению, например, какую-либо отрасль промышленности или вид транспорта, или род войск, или какое-нибудь важное научное открытие. Кроме того, авторы вопроса получают 5 очков. Этот этап игры оценивается так:
1. За вопрос, на который докладчики не смогли ответить, авторы
вопроса получают 5 баллов.
2. За убедительный ответ на вопрос отвечающие получают 3 балла.
3. За победные ответы на все заданные вопросы отвечавшие полу
чают приз - 7 баллов.
4. За победные ответы на все вопросы, кроме одного, - приз
5 баллов.
5. За победные ответы на все вопросы, кроме двух, - приз 3 бал
ла.
Результаты этого этапа игры можно занести в таблицу.
Сыграв в эту игру, продолжим занятия. Предложим участникам написать небольшое, в страницу размером, сочинение на тему «Созданное мной государство». Введем дополнительное условие - каждый участник пишет свое сочинение в каком-нибудь литературном жанре. Мы предлагали на выбор: роман, повесть, притчу, басню, анекдот или все что угодно по выбору автора.