Техничексое обслуживание и ремонт системы питания
В состав работ по обслуживанию системы питания двигателей входит дозаправка машин топливом, слив отстоя топлива из баков и фильтров, очистка фильтрующих элементов фильтров, проверка давления начала впрыска форсунок и его регулировка, проверка момента начала подачи топлива топливным насосом и его регулировка, очистка от загрязнений воздухоочистителей.
Дозаправлять машины следует чистым и отстоянным дизельным топливом в конце рабочего дня, чтобы не допустить конденсации паров воды в баке. Заправляют машины топливом, которое соответствует сезону эксплуатации. Крышки заливных горловин баков перед открытием очищают от пыли и грунта. Машины заправляют на месте использования с помощью топливомас- лозаправщиков, а на эксплуатационных базах — из топливо- раздаточных колонок или установок.
При заправке необходимо точно учитывать количество заливаемого в баки топлива, используя для этого счетчики, имеющиеся на заправочных средствах. При неисправности или отсутствии счетчиков расход топлива можно учитывать мерными линейками, протарированными применительно к размерам и конфигурации баков заправляемых машин. В этом случае перед заправкой бака измеряют линейкой остаток топлива в нем. Разность объема топлива между полностью заправленным баком и остатком и есть количество заправленного в него топлива. Если бак заправлен топливом не полностью, требуется замерить уровень топлива уже после заправки. Разность между двумя замерами и составит тот объем топлива, который заправлен в бак. А так как учет расхода топлива ведется в килограммах, то полученный объем заправки требуется перемножить на коэффициент удельной массы заправленного топлива.
Отстой топлива из баков сливают по 2—3 л, а из фильтров — до появления чистого незагрязненного топлива.
Сливать отстой следует в начале первой смены, после того как топливо хорошо отстоялось в нерабочий период машины между сменами.
Перед промывкой топливных баков необходимо слить из них сначала отстой, а потом все топливо. Баки промывают с помощью специального приспособления, подающего в бак промывочную жидкость. Для ручной промывки баки снимают с машин, заливают в них 5—б л дизельного топлива, взбалтывают его и сливают в посуду. Использованное для промывки баков топливо применяют так же, как и отстой.
Сначала выпускают воздух, для телый штуцер чего открывают вентиль на корпусе фильтра или отпускают на два-три оборота штуцер крепления топливопровода, подводящего топливо от фильтра к топливному насосу. После этого нагнетают топливо насосом ручной подкачки и определяют по манометру максимальное давление в фильтре. Если оно больше 0,08 МПа, фильтрующий элемент заменяют.
Перед заменой фильтрующего элемента необходимо закрыть кран бака, вывернуть пробку сливного отверстия и слить топливо из корпуса фильтра. Затем вынуть загрязненный элемент, промыть корпус и установить в него новый элемент. Собрав фильтр, открыть расходный кран бака и удалить воздух из системы питания.
Наличие воздуха в системе питания дизельных двигателей затрудняет их запуск. Для его удаления открывают продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и, отвернув рукоятку насоса ручной подкачки, прокачивают систему до тех пор, пока из сливной трубки фильтра не потечет топливо без пузырьков. После этого закрывают вентиль и закрепляют рукоятку насоса ручной подкачки. На двигателях Д-108 и Д-160 воздух удаляют, проворачивая коленчатый вал пусковым устройством. Из трубопроводов высокого давления воздух удаляют при проворачивании коленчатого вала пусковым устройством, ослабив при этом накидные гайки крепления топливопроводов к форсункам.
При замене хлопчатобумажных фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки двигателей Д-108 и Д-160 счищают с корпуса пыль и другие загрязнения, сливают из них топливо, вынимают фильтрующие элементы, промывают корпус и детали фильтра. После этого устанавливают на стержни новые фильтрующие элементы и, убедившись в плотном их прилегании к плите, собирают фильтр. Перед установкой новых фильтрующих элементов рекомендуется выдержать их в чистом дизельном топливе до прекращения выделения пузырьков. Для повышения срока службы хлопчатобумажных фильтрующих элементов на них надевают специальные чехлы из капрона или фланели. При очередном обслуживании фильтров их снимают.
Бумажные фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки топлива 2ТФ-2 промывают без разборки противотоком топлива. Для этого запускают двигатель и на максимальной частоте вращения коленчатого вала переводят кран фильтра в положение а (рис. 47), отвертывают сливную пробку правой секции на два-три оборота и собирают сливающееся топливо в посуду. После 5—6 мин промывки правой секции закрывают ее сливное отверстие, переводят кран в положение в и открывают сливное отверстие левой секции. Промыв ее, переводят кран в рабочее положение б и закрывают сливное отверстие.
Давление впрыска форсунок с помощью эталонной форсунки проверяют следующим образом. Отвертывают гайку, крепящую топливопровод проверяемой форсунки к топливному насосу, а на ее место присоединяют тройник (рис. 48), к одному концу которого подключают эталонную форсунку, а к другому — проверяемую форсунку. С проверяемой форсунки снимают колпак и проворачивают коленчатый вал двигателя пусковым устройством при отвернутых накидных гайках крепления трубопроводов других форсунок на два-три оборота. Рычаг управления подачей топлива при этом должен быть установлен на максимальную подачу. Если форсунка отрегулирована правильно, то впрыск ею топлива происходит одновременно с впрыском эталонной форсункой. При несовпадении впрысков регулируют проверяемую форсунку до получения одновременного впрыска вращением регулировочного винта при ослабленной контргайке.
Максиметром проверяют и регулируют давление впрыска форсунок в таком порядке. Устанавливают максиметр на тройник вместо эталонной форсунки, вращением колпачка повышают давление сверх того, какое принято для проверяемой форсунки. После этого вращают коленчатый вал так же, как и при проверке давления эталонной форсункой. Отвертывают колпачок максиметра до тех пор, пока не начнется одновременный впрыск топлива проверяемой форсункой и максиметром. По шкале максиметра устанавливают, при каком давлении начался впрыск топлива. Если оно больше или меньше указанного ниже, максиметр ставят на нормальное давление и вращением регулировочного винта (см. рис. 48) форсунки добиваются того, чтобы впрыск ею топлива был одновременно с максиметром.
Прибором КИ-15706 и другими приборами подобного типа проверяют и регулируют давление впрыска форсунок в стационарных и передвижных мастерских. Закрепив на приборе форсунку, нагнетают топливо ручным насосом и по манометру выявляют, при каком давлении она производит впрыск топлива. Если оно не соответствует данным, приведенным выше, форсунку регулируют.
При проверке и регулировании форсунок на давление впрыска проверяют и качество распыла ими топлива. Вытекающее из форсунки топливо не должно иметь заметных на глаз капелек, сплошных струй и сгущений (рис. 50). Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться резким звуком.
Приборами КИ-15706 можно проверять и герметичность запирающего конуса форсунок. Для этого создают давление топлива на 1—1,5 МПа меньше нормального и выдерживают его 20 с. Если за это время не обнаружится подтекание топлива из распылителя форсунки или его потение, значит, герметичность нормальная.
Для проверки герметичности распылителя по цилиндрической части на указанных приборах завертывают регулировочный винт форсунки так, чтобы давление в ней было 24 МПа. По достижении указанного давления наблюдают за стрелкой манометра и, когда она подойдет к делению 20 МПа, включают секундомер, а при давлении 18 МПа выключают его. Если снижение давления происходит не более чем за 5 с, герметичность распылителя в норме.
Для проверки и регулировки форсунок прибором КИ-9917 (рис. 51) отсоединяют от топливного насоса топливопровод высокого давления, по которому подается топливо к проверяемой форсунке, а вместо него присоединяют прибор. Рычагом нагнетают топливо к форсунке и по манометру определяют давление впрыска. Если оно не находится в пределах, указанных выше, форсунки регулируют, не снимая с двигателя.
Этим прибором проверяют и качество распиливания топлива форсункой. Нагнетая топливо рычагом со скоростью 70—80 качаний в мин, приставляют к форсунке наконечник автостетоскопа и прослушивают звук впрыскивания топлива. При качественном распыливании звук впрыска четкий и прерывистый. Если он не прослушивается или прослушивается слабо, без ярко выраженного оттенка, форсунку снимают, разбирают, очищают распылитель от отложений, после чего ее собирают и испытывают на приборе КИ-15706.
Прибор КИ-16301П используют для проверки герметичности форсунок, состояния плунжерных пар и плотности прилегания нагнетательного клапана к седлу топливного насоса.
Угол начала нагнетания топлива плунжерной парой проверяют и при необходимости регулируют при ТО-3 машины и установке насосов на двигатель. Проверку производят с помощью приспособления КИ-13902, состоящего из моментоскопа КИ-4941 и комплекта шаблонов-угломеров. Для этой цели закрепляют моментоскоп (рис. 52) на штуцере первой секции топливного насоса вместо снятого трубопровода высокого давления. Под головку верхнего болта крепления корпуса водяного насоса против шкива привода вентилятора у двигателей Д-65 и Д-240 устанавливают стрелку-указатель. На двигателях Д-108 и Д-160 стрелка-указатель закреплена заводом на картере маховика.
При включенной компрессии и выключенной подаче топлива проворачивают коленчатый вал двигателя до тех пор, пока не заполнится топливом стеклянная трубка моментоскопа. После этого встряхивают трубку так, чтобы уровень топлива в ней установился на середине, и прокручивают вал до начала подъема топлива в трубке. В таком положении на шкиве (двигатели Д-65 и Д-240), маховике (двигатели Д-108 и Д-160) наносят метки против стрелки указателя. После этого проворачивают вал до прихода поршня первого цилиндра в в.м.т. Это положение определяют входом установочной шпильки в отверстие маховика, а у двигателей Д-108 и Д-160 — по совпадению стрелки с риской ВМТ-1-4 на маховике или с риской на вилке топливного насоса двигателя А-01М. В этом положении наносят вторую метку, замеряют длину дуги на шкиве, маховике или вилке между метками. При нормальном угле нагнетания топлива длина дуги должна быть в пределах, указанных в табл. 4.
При несоответствии угла подачи топлива значениям, указанным в табл. 4, его регулируют. У двигателей Д-65, СМД-14, А-41 регулировка осуществляется изменением положения шайбы привода топливного насоса, у двигателя А-01М — изменением положения соединительных муфт, у двигателей Д-108 и Д-160 — изменением положения регулировочного болта толкателя отдельно для каждой секции.
При проверке угла начала подачи топлива насосом с изношенными плунжерными парами требуется заменить рабочую пружину нагнетательного клапана технологической, более слабой пружиной. Это позволит точнее определить угол начала подачи топлива насосом.
Правильную установку топливных насосов на двигатели Д-65, СМД-14 и А-41 обеспечивают совпадением широкой впадины втулки на валу насоса с широким шлицем ступицы ше-стерни его привода. У двигателей Д-108 и Д-160 впадина между зубьями шестерни привода насоса с меткой «С» должна войти в зацепление с зубом шестерни распределительного вала, имеющим такую же метку. При установке насоса на двигатель А-01М следует поршень его первого цилиндра установить в в. м. т. на такте сжатия, после чего повернуть кулачковый вал насоса так, чтобы риски на его фланце и приводной муфте совпали.
Существенное влияние на работоспособность двигателей оказывает состояние воздухоочистителей. По мере их засорения возрастает сопротивление движения воздуха в цилиндры, в результате чего снижается мощность двигателя. Недостаток масла в поддоне воздухоочистителя или насыщение его частицами пыли приводит к ухудшению очистки воздуха, находящиеся в нем абразивные частицы попадают в цилиндры двигателя, вызывая повышенный износ деталей кривошипно-шатунного и других механизмов. Загрязнения попадают в цилиндры и в случае нарушения герметичности воздухоподачи. Все это можно предотвратить качественным обслуживанием воздухоподачи двигателей, включая воздухоочистители.
Герметичность системы воздухоподачи проверяют при каждом периодическом обслуживании машины. Для этого снимают инерционный очиститель, запускают двигатель и на средней частоте вращения коленчатого вала закрывают впускную трубу воздухоочистителя. Если двигатель глохнет, система герметична, а если двигатель не глохнет, следует осмотреть систему и устранить места подсоса воздуха.
Уровень масла в поддоне воздухоочистителей инерционно- масляного типа проверяют при ТО-1, а при работе в запыленных условиях — через три смены. Уровень его должен быть по отштампованному пояску поддона. При понижении уровня масла доливают отработанное профильтрованное дизельное масло, а при его загрязнении — заменяют, тщательно промыв перед этим поддон. Если температура окружающего воздуха 0 °С и ниже, масло требуется разбавить дизельным топливом. При температуре воздуха до —20° С в масло добавляют 25%, а при 40° С — 40% дизельного топлива.
Одновременно с проверкой уровня масла в поддоне очищают защитную сетку и щели инерционного очистителя, сняв его с воздухоочистителя.
Степень засоренности фильтрующих элементов проверяют индикатором, устанавливаемым на некоторые двигатели. Суть его действия состоит в следующем. При засорении фильтрующих элементов возрастает разрежение во впускном трубопроводе, под его воздействием в окне индикатора появляется красная полоса, свидетельствующая о предельном засорении фильтрующих элементов. В этом случае их требуется очищать в таком порядке. Смывают или очищают загрязненные поверхности воздухоочистителя, снимают инерционный очиститель, поддон, вынимают из корпуса маслоотражательную шайбу и фильтрующие элементы. Затем скребком очищают внутреннюю полость центральной трубы и промывают ее дизельным топливом или керосином с помощью шприца.
Теми же средствами промывают в ванне фильтрующие элементы, осматривают их после промывки, при необходимости заменяют поврежденную ткань, смачивают элементы дизельным топливом и устанавливают в корпус так, чтобы крестообразные планки находились одна над другой, а гофры двух соседних сеток перекрещивались.
Фильтрующие элементы из пенополиуретана после промывки отжимают и продувают сжатым воздухом или выдерживают их после промывки на воздухе 10—15 мин.
После очистки фильтрующих элементов воздухоочиститель собирают, проверяют его герметичность и устраняют выявленные неисправности.
У воздухоочистителей мультициклонного типа проверяют состояние циклонов и в случае загрязнения их очищают и промывают керосином или дизельным топливом. Вместе с ними очищают и промывают фильтрующий элемент, поддон и эжекцион- ную трубку отсоса пыли.
Бумажные фильтрующие элементы продувают сжатым воздухом сначала внутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. Струю воздуха следует направлять под углом 30—45° к боковой поверхности элемента и изменять расстояние от наконечника шланга до поверхности, не поднося его ближе 30 мм. Во избежание повреждения элементов давление воздуха при очистке не должно превышать 0,3 МПа.
Если продувкой не удается очистить бумажные фильтрующие элементы, их промывают в растворе моющих средств. Для этого растворяют неолон Аф-9-12 в воде, нагретой до температуры 40—60° С, из расчета 20 г пасты на 1 л воды, погружают элементы в раствор на 2 ч, после чего их прополаскивают в растворе в течение 10—20 мин и промывают в чистой воде температурой 35—40° С. При отсутствии указанных паст можно использовать стиральный порошок. Не допускается промывать .фильтрующие элементы в дизельном топливе и керосине.
Билет №19.