Организация разработки стандарта
Основной формой планирования разработки стандартов в организации является перспективный план разработки документов.
В особых случаях, определяемых заказчиком, когда разработка стандарта должна быть произведена в кратчайшие сроки, она осуществляется вне плана.
Организация разработки стандарта включает в себя согласование объёмов работ и заключение в установленном порядке договоров на их выполнение между заказчиком, разработчиком и соисполнителями.
При заключении договора заказчик, как правило, утверждает техническое
задание на разработку стандарта.
В техническом задании должны быть указаны основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация-разработчик, организации –
соисполнители (далее также соисполнители), необходимость проведения экспертизы проекта стандарта, а также структурные подразделения и заинтересованные организации,
которым документ направляется на согласование.
В тех случаях, когда по соответствующему направлению стандартизации национальным органом Российской Федерации по стандартизации создан технический комитет по стандартизации (ТК), в техническом задании по решению заказчика может предусматриваться представление проекта стандарта в ТК на экспертизу.
Информация о начале разработки стандарта (после заключения соответствующих договоров) направляется в структурное подразделение, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в организации, для публикации в информационной системе.
На основе этой публикации заинтересованные структурные подразделения и
сторонние организации, которым проект стандарта в соответствии с требованиями технического задания не направлялся в обязательном порядке, могут представить разработчику заявки о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).
Разработка проекта стандарта организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку стандарта в сроки, установленные договором. Подготовленный проект стандарта и пояснительную записку разработчик рассылает на отзыв.
Замечания и предложения по проекту стандарта направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта, если не установлен иной срок. При отсутствии замечаний и предложений каких-либо организаций, которым проект стандарта направлялся на отзыв, его разработку продолжают в соответствии с календарным планом.
Подготовку проекта стандарта для представления заказчику осуществляют с
учётом полученных замечаний. На основании полученных замечаний и предложений
разработчик формирует сводку отзывов. Сводка отзывов должна быть направлена в
адрес всех заинтересованных организаций, от которых поступили замечания и предложения.
При наличии разногласий разработчик для рассмотрения замечаний и предложений по проекту стандарта проводит согласительное совещание с ответственными
представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения
оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
Заключение по проекту стандарта, подготовленное национальным ТК по стандартизации, учитывается разработчиком при подготовке проекта стандарта к представлению заказчику.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта стандарта, оформляют протоколом согласительного совещания. Окончательное решение по возникшим разногласиям принимает заказчик.
Проект стандарта в окончательной редакции после процедур согласования разработчик представляет заказчику в двух экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
- пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта с обоснованиями, данными об использованных результатах научно - исследовательских работ и о результатах сопоставления стандарта с национальными, межгосударственными, международными и зарубежными стандартами;
- сводка отзывовпо последней редакции проекта стандарта, направлявшейся на отзыв;
- протокол согласительного совещания (если такое совещание проводилось);
- заключение по проекту стандарта, подготовленное ТК, а также другими организациями (при наличии);
- копия утвержденного технического задания;
- проект организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации;
- проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при необходимости);
- отчет о НИР (при разработке стандарта в рамках НИР);
- проект списка структурных подразделений и организаций для рассылки стандарта.
Проект стандарта в окончательной редакции представляется также на электронномносителе.
При регистрации стандартаему присваивают обозначение, состоящее из следующих реквизитов:
- индекса организации;
- отделённого от него интервалом регистрационного номера стандарта;
- отделённых от него тире четырёх цифр года утверждения стандарта.
Пример - СТО Газпром 25-2004 – обозначение стандарта ОАО «Газпром».
Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его регистрационный номер другому стандарту не присваивают, за исключением случая, когда отмена стандарта обусловлена его пересмотром.
Ведение информационного фонда документов системы стандартизации возлагается на соответствующее подразделение организации.