Половые различия познавательных процессов
Кроме морфологических различий в строении ядер гипоталамуса отмечены и другие структурные особенности мозга у мужчин и женщин. Например, по некоторым данным, величина задней части мозолистого тела (валика) у женщин больше, чем у мужчин, что способствует более интенсивному обмену информацией между полушариями. По-видимому, размеры мозолистого тела также определяются количеством половых гормонов (Кимура, 1992). У женщин больше размер сингулярной извилины, у мужчин — пара-сингулярной (Paus e.a., 1996). Различие обусловлено числом нейронов, а не структурой как таковой.
Многие тесты, оценивающие функциональную асимметрию полушарий мозга, выявляют меньшую ее выраженность у женщин по сравнению с мужчинами. У мальчиков к моменту рождения более зрелой является правая половина мозга, у девочек — левая. Именно поэтому многие девочки раньше начинают говорить, а также читают лучше мальчиков (центр речи находится в левом полушарии) (Кимура, 1992).
Есть предположение^ что тестостерон способствует увеличению размера правого полушария (Galaburda, Geshvind, 1981). На крысах было показано, что кора правого полушария толще у самцов. Судя по всему, андрогены не увеличивают рост правого полушария, а тормозят рост коры левого, след-
чего является больший размер правого полушария к моменту рож-
w* У мальчиков (Stewart, Kolb, 1988).
В настоящий период дискутируется положение о том, что большее развитие правого полушария у мальчиков при рождении обеспечивает проявление ранней одаренности у детей (Shonen de, Mathivet, 1989). Именно боль-щей зрелостью правого полушария мальчиков при рождении (вследствие более высокой концентрации тестостерона) можно объяснить и тот факт, что вундеркиндами, в основном, становятся именно они.
Таким образом, уже во внутриутробном развитии мозг мужских и женских эмбрионов отличается физиологически, что в дальнейшем предопределяет и психологические различия, направляемые половыми гормонами. Даже в более поздние периоды жизни гормоны продолжают регулировать некоторые когнитивные навыки. Например, у женщин познавательные способности меняются в течение менструального цикла: нарастание концентрации эстрогенов сопровождается ухудшением пространственных способностей и улучшением артикуляционных и двигательных навыков (Э. Хампсон; цит. по: Кимура, 1992).
Аналогичным образом у мужчин весной, когда уровень тестостерона выше, обнаружены худшие результаты в пространственных задачах (Кимура, 1992). Д. Кимура полагает, что эти различия возникли много тысяч лет назад, когда еще существовал естественный отбор в человеческом обществе. Выживали мужчины, лучше ориентирующиеся в пространстве, поскольку эти навыки были необходимы на охоте. Для женщин более важными могли быть коммуникативные способности при ведении хозяйства и воспитании детей.
Ориентируясь в пространстве, женщины чаще запоминают наглядные метки на местности (например, магазины, киоски). Мужчины в этих задачах используют направление и расстояние. Обнаружена связь уровня тестостерона с пространственной ориентацией. Женщина тем лучше ориентируется в пространстве, чем больше андрогенов у нее в крови. Для мужчин выявлена обратная закономерность: чем меньше уровень тестостерона, тем эффективнее они решают пространственные задачи. По-видимому, необходим некий оптимальный уровень андрогенов в крови для проявления максимальных способностей к решению пространственных задач (Sanders, Ross-Field, 1986).
Агрессия, сексуальное возбуждение, способность к выполнению пространственных задач нарастает при введение андрогенов женщинам-транссексуалам, но параллельно ухудшаются вербальные способности. У мужчин-транссексуалов, которым снижали уровень андрогенов, наблюдался противоположный эффект (Van Goozen e.a.,1995). Это подтверждает важность уровня гормонов в развитии когнитивных функций
Есть определенная связь между половыми гормонами и математическими способностями: высокие математические способности отмечены у мужчин с низким уровнем тестостерона, у женщин корреляций выявлено не было (Ки-мУра, 1992). Женщины точнее вспоминают расположение вещей. Мужчины обладают лучшими навыками в тестах с прицеливанием (Кимура, 1992). Женщины точнее идентифицируют сходные предметы, что отражает качество вос-
фиятия, имеют более быстрые двигательные реакции и лучше развитые ре-
|евые навыки. Мужчины эффективнее проявляют себя в математических рас-
суждениях, женщины — в арифметическом счете. Врожденность этих рйзли-чий доказывается тем, что они проявляются уже с трехлетнего возрасту (Ки-мура, 1992). У женщин помехоустойчивость выше при обнаружении зашум-ленного зрительного сигнала (Удалова, Козаченко, 1988).
Женщины используют другую стратегию для узнавания слов, чем мужчины. Согласно Дж. Мейерс-Леви (Meyers-Levy, 1989), мужчины, структурируя информацию, в большей мере привязывают ее к своему я, тогда как женщины организуют ее более беспристрастно.
Половые различия отсутствуют в тестах на словарный запас, вербальные и невербальные рассуждения (Кимура, 1992). Однако при осмыслении слов женщины используют два полушария, в отличие от мужчин. М. Аннетт (Annett, Kilshaw, 1983) полагает, что даже среди правшей женщины отличаются большей праворукостью. Женщины лучше, чем мужчины, воспроизводят слова и сканируют их из памяти, что, возможно, связано с более эффективным использованием функциональных возможностей правого полушария (Вольф, 1996).
Женщины больше подвержены групповому давлению (Ward e. а., 1988). В то же время психологические различия касаются не уровня интеллекта, который может быть и высоким и низким у представителей обоего пола, а его качества (Кимура, 1992). Например, в процессе общения женщину более всего интересует эмоциональная сторона, тогда как мужчину — информационная. С этим связана достаточно частая причина непонимания между мужчиной и женщиной. Говоря “да”, женщина хочет показать, что она внимательно слушает партнера. Когда это же говорит мужчина, он имеет в виду, что согласен с точкой зрения другого человека (Таннен, 1996).
Показано, что прогестерон и эстроген повышают способность к реализации тонких двигательных навыков и снижают возможность выполнения заданий, требующих пространственного мышления (Barnes, 1989).