Особенности службы примирения в системе образования
Распространение восстановительной медиации в обществе
Необходимо стремиться к организации и развитию сообществ восстановительной медиации.
Продвижение восстановительной медиации способствует расширению возможностей использования восстановительного способа реагирования на конфликтные и криминальные ситуации и тем самым содействует укреплению позитивных социальных связей в обществе.
Для продвижения стандартов восстановительной медиации рекомендуется:
1. Распространять информацию о целях и задачах восстановительной медиации, положительных ее аспектах, процедурах и результатах среди всех заинтересованных лиц. 2. Развивать методическую и нормативно-правовую базу.
3. Организовать обучение ведущих и координаторов программ восстановительной медиации. Необходимо стремиться к внедрению восстановительной медиации в деятельность различных ведомств, в различные сферы общественной жизни.
Департамент образования и молодежной политики
Администрации г. Нефтеюганска
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр молодёжных инициатив»
отдел психолого-педагогической и социальной помощи
Уроки для медиатора
г. Нефтеюганск.
Стандарты восстановительной медиации разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
Понятие восстановительной медиации
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных эмоций и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Основные принципы восстановительной медиации
• добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо.
Стороны вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
• информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
• нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
• конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления.
• заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
• самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
Процесс и результат медиации
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.
Деятельность служб примирения
Программы восстановительной медиации могут проводиться в службах примирения.
Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной
медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов, учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах.
Задача куратора – организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.