Прутцков В.Г. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века. М., 2010

Прутцков В.Г. История зарубежной журналистики. 1800-1929. М., 2010.

8. Ученова В.В.У истоков публицистики. М., 1989.

Глава 3. Советские средства массовой информации и пропаганды.

Печатная пресса.

После отстранения Временного правительства от власти в результате вооруженного переворота 25 октября 1917 г. большевистское правительство распорядилось закрыть десять наиболее крупных газет. Типографии и запасы бумаги были переданы партийно-советским изданиям. Согласно Декрету «О печати» были закрыты все издания, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабоче-крестьянскому правительству.

В ноябре 1917 года Совет народных комиссаров принял Декрет «О введении государственной монополии на объявления», который лишил независимые издания всех уровней экономической основы. Публикация рекламы и частных объявлений стала возможной лишь в советских газетах.

В январе 1918 года СНК принял Декрет «О революционном трибунале печати», который положил начало судебной практике закрытия оппозиционных издании. Ведению нового трибунала подлежали «преступления и проступки против народа, совершенные путем использования печати». К таковым относились «всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью».

С октября 1917 г. по июнь 1918 г. были закрыты властями или прекратили свое существование самостоятельно более 470 оппозиционных изданий. В то же время новые органы власти предпринимали энергичные попытки по возобновлению тех партийных изданий, которые были закрыты Временным правительством, открытию новых партийных и советских газет и журналов и увеличению тиражей уже действующих. Ведущими изданиями первого года советской власти были «Правда», «Известия», «Деревенская беднота», «Солдатская правда» и др.

С 1918 г. по 1920 год страна была охвачена гражданской войной. На территории, где была установлена советская власть, не выходило оппозиционных изданий. Несмотря на тяжелейшие экономические условия в стране выходили новые журнальные издания, прежде всего идеологические: «Вестник агитации и пропаганды», «Политработник», «Юный коммунист» и др.

На территориях, занятых белой армией и иностранными интервентами, легально выходили белогвардейские издания и подпольно печатались большевистские газеты и листовки. После поражения белого движения, окончания гражданской войны и иностранной интервенции белогвардейская печать прекратила свое существование, хотя некоторые издания были возобновлены за пределами России и стали частью эмигрантской прессы.

Для централизованного снабжения новостями партийно-советских изданий было воссоздано информационное агентство, которое переехало в 1918 году из Петербурга в Москву и получило название Российское информационное агентство – РОСТА.

После образования Союза ССР стала формироваться национальная печать союзных республик, которая также стала частью партийно-государственной системы. В условиях господства одной партии пресса стала мощным орудием партийной пропаганды, средством воспитания граждан в русле государственной идеологии. В этом состояло главное отличие отечественной журналистики и массовой коммуникации от иностранных моделей массовой коммуникации.

Органы партийного руководства в середине 20-х годов предпринимали действенные меры по расширению числа изданий. Создаются газеты и журналы для передовых рабочих и для массового читателя, для детей, юношества, женщин, крестьян, военных и т.д. На предприятиях стали выходить газеты для работников – многотиражная печать.

Во время первой пятилетки наблюдается значительный рост газетных тиражей. Во многом это обусловлено вводом в строй новых крупных промышленных предприятий и организацию выпуска многотиражных газет для их рабочих. Во время коллективизации сельского хозяйства в стране была создана сеть районных изданий. Каждый район имел свою газету. Для обеспечения специалистов научно-техническими знаниями было создано значительное количество специализированных журналов. Для массовой аудитории выходило несколько общественно-политическихо, литературно-художественных и научно-популярных журналов.

Во время первой пятилетки, которая официально началась 1 октября 1928 года, основной темой публикаций становится выполнение плановых заданий и социалистическое соревнование. Журналисты с восторгом рапортовали о введении в строй новых промышленных объектов. Согласно официальным цифрам, первый пятилетний план был выполнен досрочно, но на самом деле многие данные были фальсифицированы. В частности, замалчивались сведения об участии в индустриализации иностранных компаний и источниках средств на строительство промышленных объектов.

Курс партии на коллективизацию сельского хозяйства и борьбу с крестьянами-единоличниками был поддержан прессой. В газетах и журналах развернулась пропаганда объединения крестьян в колхозы и совхозы. В «Правде» была опубликована статья «Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня», которую партийные деятели на местах восприняли как сигнал к действию. На селе началось раскулачивание - массовые репрессии против зажиточных крестьян. Весной 1930 года в той же «Правде» появляется статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов», в которой вся вина за перегибы возлагалась на рядовых исполнителей.

Следствием насильственной коллективизации стал массовый голод 1933 года, который охватил основные зерновые районы страны. Согласно современным оценкам, от голода умерло 3-4 миллиона человек. В советской прессе того времени тема голода не поднималась.

Героями публикаций во время первой и второй пятилеток стали передовые рабочие, перевыполнявшие плановые задания. В 1935 году возникло стахановское движение, названное в честь шахтера А.Стаханова. В прессе были созданы постоянные рубрики, посвященные социалистическому соревнованию. Лозунгом журналистов тех лет было «Страна должна знать своих героев!». В начале 30-х годов начали выходить модные журналы, а в общественно-политических изданиях регулярно публиковали репортажи о съездах и балах, которые советское правительство устраивало для передовых рабочих.

Большое внимание в 30-х годах уделяется международным событиям – мировому экономическому кризису, приходу к власти в Германии фашисткой партии, войне в Испании. В связи с военными действиями на озере Хасан и советско-финской войной в 1939 году военная тематика становится все более заметной.

Начавшаяся после убийства С.М.Кирова в 1934 г. чистка в партии и политические процессы над противниками И.В.Сталина находят свое отражение на станицах прессы. Многие журналисты активно включаются в поиск «врагов народа». В газетах поощряются доносы, а некоторые редакции даже проводят собственные суды.

Противоречивый характер журналистики 20-30-х годов проявлялся в том, что с одной стороны, она не столько отражала происходящие в обществе перемены, сколько сама их активно проводила. С другой стороны, среди «борцов идеологического фронта» было немало талантливых публицистов, чье творчество и по сегодняшний день является образцом художественного слова. Среди них можно назвать М.Кольцова, М.Шагинян, П.Лидина, Ф.Гладкова, Б.Горбатова, В.Катаева, К.Паустовского, И.Эренбурга и др. В сатирическом жанре блестяще работали И.Ильф и Е.Петров.

В целом, система прессы, созданная в СССР в 20-30-е годы, сохранилась без серьезных изменений до начала 90-х годов.

Во время Великой Отечественной войны количество центральных и местных изданий было сокращено. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) было создано Советское информационное бюро для освещения событий и военных действий на фронтах и публикации сводок Главного Командования. В войсках и на флотах создавались ежедневные газеты. На оккупированных территориях с самолетов распространялись газеты и листовки, печатались подпольные издания.

Главное управление политической пропаганды Красной Армии уже на следующий день после начала войны подготовило директивы, согласно которым главной задачей военной прессы становилось воспитание героизма, мужества, военного искусства, дисциплинированности. Были сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм – это порабощение народов. Фашизм – это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие лозунги во многом и определяли основное содержание как военных, так и гражданских газет. Рассказывая о подвигах советских людей в борьбе против гитлеровских захватчиков, журналисты тех лет шли даже на подтасовку фактов. Благодаря прессе были созданы сильно идеологизированные образы известных героев, которые вдохновляли народ на борьбу с врагом.

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. После долгих лет пропаганды идей пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера.

Показать звериную суть фашизма, вызвать ярость и гнев против врага – одна из важнейших задач, которая решалась журналистами. И. Эренбург, например, так и называл свои статьи – «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Убей!», «Отомстить!».

На протяжении всей войны журналисты показывали в своих материалах кровавые злодеяния агрессоров. Последними страницами в этой летописи преступлений стали документы Нюрнбергского процесса, публиковавшиеся в советской печати в 1945–1946 гг.

Советская публицистика и фотожурналистика времен Великой Отечественной войны – это бесценные памятники истории и культуры нашего народа. Военными корреспондентами были А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Тихонов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Вишневский, Б.Полевой.

В 1941–1945 гг. связи отечественной журналистики с мировой системой СМИ значительно упрочились и окрепли. Общий враг фашизм сплотил мировые державы, была создана антигитлеровская коалиция, открыт второй фронт. Впервые после 1917 г. журналисты нашей страны так активно работали с европейскими и американскими газетами, журналами, радиокомпаниями и информационными агентствами.

В первые послевоенные годы перед отечественной прессой встает задача всемерно способствовать скорейшему восстановлению народного хозяйства. Уже в конце 40-х годов создаются новые республиканские и областные газеты. Руководство редакциями СМИ осуществлялось методами жесткого администрирования и централизации. ЦК партии в своем постановлении от 20 июня 1945 г. не только требует от газет стать «боевыми органами политического воспитания масс», но и указывает, сколько и каких отделов должно быть в редакциях газет разного типа, определяет количество штатных единиц в изданиях и даже объем гонорарного фонда на номер. В то время руководство страны относилось к журналистами к подручным партии. На всех уровнях государственно-партийного руководства проходили совещания, семинары редакторов, их отчеты и доклады перед руководителями партийных комитетов.

Среди сообщений о международной жизни основное место занимали статьи и репортажи из стран, входящих в советский блок. Заметное место в публикациях того времени занимали выступления известных людей и трудящихся за мир, против ядерной угрозы. В целом, в первое послевоенное десятилетие отечественная журналистика развивалась за железным занавесом, в отрыве от европейских и мировых процессов.

После смерти И.В.Сталина в стране сложилась новая социально-экономическая ситуация. Основной темой в партийной прессе становится подъем сельского хозяйства и увеличение сельскохозяйственного производства. Одним из наиболее честных и талантливых публицистов, был В.Овечкин, чьи статьи были посвящены наболевшим проблемам сельских тружеников. Сельской теме были посвящены очерки и статьи А.Колосова, Г.Троепольского, В.Тендрякова и других.

Новое руководство страны поставило перед народом цель скорейшего освоения целинных и залежных земель. Эта тема становится начиная с 1954 года одной из ведущих на последующие годы.

«Комсомольская правда» в течение полугода публиковала серию целевых полос, посвященных молодым целинникам — участникам патриотического движения молодежи за освоение целины. В ноябре 1954 г. «Правда» поместила очерк И. Шухова «Покорители целины».

К концу послевоенного десятилетия в стране появились первые признаки демократизации общественной жизни, наметился поворот к цивилизованным методам руководства страной, сближения с основными общечеловеческими ценностями. Развиваясь за «железным занавесом», отделившим СССР от всех развитых стран, отечественная журналистика тем не менее внесла большой вклад в дело борьбы за мир, за развитие и укрепление международной безопасности, против термоядерной угрозы, нависшей над планетой.

В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором руководитель партии Н.С.Хрущев разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются средствами партийной пропаганды.

Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется «оттепелью» шестидесятых, а его участников – «шестидесятниками». Многие СМИ этого периода стали менее официальными и более человечными. Стало возможным высказываться на темы, которые раньше были под запретом.

Наиболее заметные явления культуры и публицистики того времени – «толстые» журналы, прежде всего «Новый мир» во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Эпоха «оттепели» заканчивается в 1968 году, когда по решению руководства советского военного блока в Чехословакию были введены советские войска и военные части стран Организации Варшавского Договора. Одновременно в самом СССР усиливаются преследования по политическим мотивам.

Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода «холодной войны». Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. На страницах газет и журналов были развернуты широкие кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, юбилеям В.И.Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам – были дежурными темами в газетах всех уровней. Журналистика того времени развивалась в условиях военного и экономического соревнования двух систем – капитализма и социализма. Советская пресса создавала образ «развитого социализма» и пропагандировала достижения советских граждан в труде, науке и спорте. В то же время, замалчивались такие важнейшие события, как ввод советских войск в Афганистан, и такие темы, как тотальный дефицит товаров народного потребления, наркомания, коррупция.

Основными органами партийно-советской печати до конца 80-х годов были три центральных газеты – «Правда» - орган ЦК КПСС, «Известия» - газета Советов депутатов трудящихся СССР и молодежное издание «Комсомольская правда» - орган ЦК ВЛКСМ. Эти газеты имели миллионные тиражи и имели большое воспитательное значение. Правда, журналисты тех лет шутили: «В «Известиях» нет правды, в «Правде» нет известий». В газете «Известия» было меньше официальных новостей, да и стиль публикаций отличался от «Правды» большей направленностью на интересы простых читателей. Во второй половине 50-х — начале 80-х годов «известинцы» сохраняли и развивали традиции. Ведущим жанром становится очерк – рассказ о людях труда и их проблемах, написанный высокохудожественным языком. Для публицистики этого периода стало характерным, что очеркисты к явлениям жизни подходили не только как писатели, но, прежде всего, как учёные-экономисты. Среди известных публицистов тех времен — Татьяна Тэсс Валерий Аграновский, Александр Васинский.

В 1985 году к руководству страны пришел М.С.Горбачев. Он призвал партийные комитеты взять курс на перестройку, демократизацию и гласность. Последнее означало, что для СМИ не должно быть закрытых тем.

СМИ, которые формально оставались под партийным контролем, стали все смелее писать о проблемах экономики, социальной сферы, культуры, о злоупотреблениях и преступлениях должностных лиц, в том числе в высших эшелонах власти. Публицисты начали по-новому осмысливать историю, в том числе историю партии и ее деятелей. Все это привело к резкому росту популярности отдельных изданий и повсеместному повышению авторитета прессы. В то же время, на страницы газет и журналов впервые за всю историю советской печати проникают и материалы, которые шли вразрез с такими понятиями, как мораль и нравственность. Одновременно пресса становится ареной политической борьбы, трибуной оппозиционных Горбачеву политиков, и в первую очередь, Б.Н.Ельцина.

В 1987 г. в стране выходило свыше 7,5 тыс. газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и област­ных, более 2,5 тыс. журналов. В ведении партийных комитетов находилось 114 издательств. Тираж «Правды» превысил 11 млн. экз., «Труда» - 18 млн. экз., «Известий», - 8 млн. экз. ,а «Комсомольской правды» — 17 млн. экз.

Развернувшаяся перестройка привела к все более возрастающему авторитету СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз.

Политика гласности не только открыла перед журналистами и редакторами огромные перспективы, но и впервые создала серьезные проблемы. Именно в конце 80-х годов многие издания перешли на хозрасчет – прообраз рыночной системы хозяйствования. Это означило начало конкуренции среди предприятий прессы, начало борьбы за читателя и рекламодателя.

Наши рекомендации