Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.

Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.

Примерные правила работы в группе:

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Быть активным.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Уважать мнение участников.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Быть доброжелательным.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Быть пунктуальным, ответственным.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Не перебивать.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Быть открытым для взаимодействия.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Быть заинтересованным.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Стремится найти истину.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Придерживаться регламента.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Креативность.

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия - student2.ru Уважать правила работы в группе.

Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели). В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

• «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

• «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Примеры «игр-ледоколов»:

• «2 правды, 1 ложь»

• «Снежный ком»

• «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

• «Космическая скорость»

Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.

• «Сказка»

Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.

Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

• Что вы чувствовали и почему?

• Что произвело на вас наибольшее впечатление?

• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

• Участники занятия, выбор темы:

• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

• Временные рамки проведения занятия.

• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

• Заинтересованность группы в данном занятии.

• Перечень необходимых условий:

• Цель занятия.

• Раздаточные материалы.

• Техническое оборудование.

• Участники.

• Основные вопросы, их последовательность.

• Практические примеры из жизни.

• Что должно быть в каждом занятии:

• Уточнение проблем. Которые предстоит решить.

• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

• Перспектива реализации полученных знаний.

• Практический блок.

• Раздаточные материалы:

• Программа занятия.

• Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

• Структурируйте материал.

• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

• Используйте простые слова, простые предложения.

Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание куратору при организации интерактивного занятия!!!

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.

•Насколько группа готова включаться в игру?

•Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?

•Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.

Наши рекомендации