Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия
Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».
Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.
Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:
Быть активным.
Уважать мнение участников.
Быть доброжелательным.
Быть пунктуальным, ответственным.
Не перебивать.
Быть открытым для взаимодействия.
Быть заинтересованным.
Стремится найти истину.
Придерживаться регламента.
Креативность.
Уважать правила работы в группе.
Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».
Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели). В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.
Золотое правило игры:
Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.
Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:
• «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;
• «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.
Примеры «игр-ледоколов»:
• «2 правды, 1 ложь»
• «Снежный ком»
• «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»
Примеры «игр-разминок»:
• «Космическая скорость»
Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.
• «Сказка»
Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• Что вы чувствовали и почему?
• Что произвело на вас наибольшее впечатление?
• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.
• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
• Участники занятия, выбор темы:
• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• Временные рамки проведения занятия.
• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
• Заинтересованность группы в данном занятии.
• Перечень необходимых условий:
• Цель занятия.
• Раздаточные материалы.
• Техническое оборудование.
• Участники.
• Основные вопросы, их последовательность.
• Практические примеры из жизни.
• Что должно быть в каждом занятии:
• Уточнение проблем. Которые предстоит решить.
• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).
• Перспектива реализации полученных знаний.
• Практический блок.
• Раздаточные материалы:
• Программа занятия.
• Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
• Структурируйте материал.
• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.
• Используйте простые слова, простые предложения.
Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание куратору при организации интерактивного занятия!!!
Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.
•Насколько группа готова включаться в игру?
•Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?
•Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?
В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.