Регламентная технология
Технология состоит:
в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения.
Основана:
на соблюдении требования (регламента) о безусловном не удалении от цели, то есть возможны: либо приближение к цели, либо неизменяемость результатов в течение краткого срока.
Обусловлена:
твердой уверенностью руководителя в положительных результатахУР, хотя он точно не знает конкретных путей достижения цели. Обычно такая ситуация складывается при разработке или реализацииУР, касающихся больших масс людей, страны или миропорядка в целом.
Предусматривает:
жесткий контроль над динамикой процесса выполнения задания.
Регламентная технология может привести к двум основным результатам (рис. 23.1):
• достижение ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели (даже не от результатов) —А11, А21, А31, А41.
• отсутствие существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (топтание на месте) — А12, А22, А32, А42.
Основные условия эффективного использования данной технологии:
• время выполнения задания не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели);
• наличие практической возможности существенного и непрогнозируемого ограничения ресурсов (финансовых, технологических, интеллектуальных, сырьевых и др.);
• инновационный или длительный характер ПРУР.
· рассматриваемая технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей.
Профессионализм выполнения задания определяется как квалификацией руководителя, так и квалификацией исполнителя.
Внимание! Регламентная технология ПРУР обычно гарантирует достижение цели, но в сроки, заранее трудно определимые.
Технология подготовки и реализации управленческих решений. Анализ альтернатив действий
Анализ ситуаций, обеспечение полноты и достоверности информации
Анализ ситуации является основой для принятия решений.
Задача исследования заключается в подготовке данных как об условиях, влияющих на деятельность предприятия, так и о возможных последствиях различных мероприятий.
Предметом анализа являются рынок, ситуация в стране и мире, а также возможности предприятия.
Анализ внешней среды
Анализ внешней среды – необходимый процесс, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста компании или угрозы для неё.
Анализ макросреды
Развитие экономической ситуации в стране существенно влияет на возможности предприятия. Своевременно обнаружив наметившиеся изменения, можно использовать появившиеся шансы и избежать ненужного риска.
Здесь следует выделить макроэкономические, социально-культурные, технологические, физико-географические и политико-правовые условия.
Макроэкономические условия. Экономическое развитие в стране влияет на возможности сбыта товаров, производимых предпринимателем. Особенно важно учитывать рост совокупного общественного продукта, национального дохода, реальных доходов населения, покупательной способности, темпы инфляции и уровень безработицы. Оказывают сильное влияние действия государства в сфере экономики, такие, как установление уровня банковского процента по вкладам, регулирование денежной массы, налоги, таможенные тарифы и т.д.
Следует заметить, что развитие конкретных отраслей может иметь значительные различия с общеэкономическими тенденциями. Поэтому необходимо постоянно держать в поле зрения процессы, происходящие в отраслях, поставляющих сырье, потребляющих готовую продукцию, а также выпускающих товары, способные заменить продукцию предприятия.
Социально-культурные условия. Деятельность предпринимателя происходит в обществе, имеющем определенную структуру, являющуюся относительно стабильной. При принятии решений учитываются следующие факторы:
демографическая ситуация, на которую влияют возрастная структура населения, доходы, уровень образования, проживания, рождаемость, распределение людей по национальности и т.д.;
социально-организационные структуры — партии, профсоюзы, пресса, объединения потребителей, учреждения, организации молодежи. Особый интерес вызывают принципы построения семьи, социальное деление и влияние авторитетных лиц;
система общественных норм, включающая общественные ценности и принятые принципы поведения (к примеру, отношение к работе, проведение свободного времени). Наблюдение изменений, происходящих в системе общественных норм, а также прогнозирование последствий очень важны для принятия решений в маркетинге.
Технологические условия. Технологическое развитие понимается в данном случае как прогресс в области процессов производства материалов и товаров. Технологические нововведения являются причиной возникновения новых отраслей (к примеру, производство вычислительной техники), исчезновения ранее существовавших или глубоких изменений в ныне действующих.
Физико-географические условия. Климатические и географические условия, инфраструктура региона, где проходит деятельность предпринимателя, должны учитываться при принятии решений. В условиях растущего движения в защиту окружающей среды эта область сейчас гораздо важнее для исследования маркетинга, чем ранее.
Политико-правовые условия. Практически любые мероприятия находятся под влиянием многочисленных законов и постановлений. Кроме знания конкретных правовых предписаний менеджер должен учитывать информацию об общей политической обстановке.
Так как факторы макросреды неподконтрольныфирме и могут рассматриваться как заданные условия деятельности бизнеса, то при анализе внешней среды по сути дела речь идет об исследовании рынка, на котором работает фирма. Такие исследования требуют много усилий, времени и денег, поэтому они доступны далеко не каждой фирме, особенно в полном объеме. Однако, только поняв, каково положение фирмы на рынке, кто ее основные потребители и конкуренты, можно обоснованно сформулировать цели деятельности фирмы и методы их достижения.