Логическая характеристика понятия

Понятие – это мыслительная форма, отражающая непосредственное единство общих, существенных признаков предметов. Понятие выражается в слове или словосочетании.

Понятия (особенно научные) обычно задаются через содержание, т. е. посредством указания общих и отличительных признаков всех мыслимых в данном понятии предметов. Задать содержание понятия – значит указать достаточную совокупность признаков, каждый из которых необходим для того, чтобы отличить мыслимые в понятии предметы от всего остального. Для этого необходимо знать, какие признаки бывают, и какие из них следует включать в содержание.

Признаком называются все те особенности, которыми предметы могут быть сходны друг с другом или отличаться один от другого (т. е. мысль об определенности предмета). Признаком может быть наличие (положительный признак) или отсутствие (отрицательный признак) у предмета того или иного свойства, состояния или отношения его к другим предметам. Например, “умный” – это положительный признак, а “неумный” – это отрицательный признак. При этом следует заметить, что “глупый” – это положительный признак, поскольку он указывает на наличие определенного свойства.

При образовании понятий важно различить существенные и несущественные признаки. Существенными называются те, которые необходимо принадлежат предметам определенного класса, без которых предмет утрачивает свое качество, перестает быть самим собой. Кроме того, посредством существенных признаков предмет данного класса отличается от предметов других классов. Так, например, существенным признаком человека является разумность.

Несущественными называются те признаки, без которых предмет не теряет своей существенной определенности. Несущественные признаки, если несколько упростить классификацию признаков, могут быть разделены на собственные и случайные. Например, наличие у человека конечностей, зрения, слуха и т. д. – это собственные признаки в содержании данного понятия, поскольку они присущи всем предметам данного класса.

Логическая характеристика понятия - student2.ru

В содержание понятия обычно включаются существенные признаки, собственные включаются лишь тогда, когда не удается выявить существенные признаки.

Логические приемы образования понятий

Для образования понятия необходимо, во-первых, выделить существенные признаки, имеющиеся у предметов, и, во-вторых, связать их в некотором единстве. С этой целью используются ряд логических приемов.

Образование понятия начинается со сравнения предметов, которые предполагается характеризовать образуемым понятием. Сравнение – это познавательное действие, позволяющее судить о сходстве или различии предметов по их признакам.

Выделение признаков основывается на мысленном разделении предмета на его элементы и рассмотрение их по отдельности. Мысленное расчленение предмета на элементы называется логическим анализом.

Мысленное выделение признаков с помощью анализа дает возможность отличить существенные признаки от несущественных. Мысленное отвлечение от несущественных признаков предмета при сохранении существенных называется абстрагированием.

Если выделенных существенных признаков несколько, то для образования понятия требуется их объединить. Это достигается с помощью синтеза – мысленного соединения в некоторое целое выделенных существенных признаков ряда предметов.

При этом предполагается, что некоторая мыслимая целостность существенных признаков принадлежит всем предметам данного класса. Таким образом, имеет место обобщение – такой логический прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им общих существенных признаков объединяются в группы однородных предметов.

Процесс формирования понятий выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни зафиксировать мысли, ни оперировать ими.

Содержание и объем понятия

Понимание слова (словосочетания) означает возникновение понятия в форме мысли. При этом, во-первых, мыслится класс обозначаемых этим словом (словосочетанием) предметов и, во-вторых, мыслятся, взятые в единстве, существенные признаки этих предметов. Поэтому в понятии выделяют две стороны, две его логические характеристики:

Класс мыслимых в понятии предметов – объем понятия.

Например, объем понятия “части света” охватывает все мыслимые в этом понятии части света (Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа). В данном случае количество предметов, входящих в класс, регистрируемо, т. е. поддается подсчету. Но количество предметов, отображенных в объеме понятия, может быть и не регистрируемо, так объем понятия дерево содержит все возможные, а не только действительные деревья.

Признаки, по которым эти предметы обобщены в понятии – содержание понятия.

Например, содержанием понятия “человек” является разумное, прямоходящее живое существо, способное к трудовой деятельности. Содержание понятия “стакан” – стеклянный предмет, имеющий форму, близкую к цилиндрической, полый, закрытый с одного края, служащий для питья.

В формальной логике формулируется закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: объем и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е. с увеличением объема понятия уменьшается его содержание и с увеличением содержания уменьшается его объем и наоборот.

В самом деле, чем больше предметов сравнивается, т. е. чем больше объем понятия, тем меньше у этих предметов будет общих признаков, т. е. тем меньше будет содержание. Возьмем понятие “человек” и понятие “грек”. Понятие “человек” имеет больший объем, потому что оно приложимо ко всем людям, тогда как понятие “грек” распространяется только на некоторую часть людей. Значит, объем понятия “человек” больше чем объем понятия “грек”. Но в понятии “грек” будут все признаки, которые присущи всем людям, и, кроме того, будут и особые признаки, присущие только грекам. Значит, признаков больше в понятии “грек”. Таким образом, чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.

Наши рекомендации