Й уровень. Слушание с временным отключением
Слушающий как бы слушает и не слышит, отдавая себе некоторый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание 3-го уровня — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения и советы, а также придумывая, что сказать самому.
Существуют 3 вида слушания:
1. нерефлексивное (пассивное) слушание;
2. рефлексивное (активное) слушание;
3. эмпатическое слушание
Метод нерефлексивного слушания - простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения.
Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации, в процессе нерефлексивного слушания могут быть выражены понимание, одобрение и поддержка.
Слушателю во время разговора необходимо решать три основные задачи:
1. понимать сообщение;
2. побуждать продолжение разговора;
3. запоминать сказанное.
Приемы слушания в такой момент обычно бывают следующие:
Позитивные реакции:
- поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой);
- «эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);
- «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);
- «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);
- побуждение («Ну и...», «И что дальше?»);
- эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); Негативные реакции:
- продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
- логические следствия из высказываний партнера, напримерпредположение о причине события, оценки, советы;
- «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);
- расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
- пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие говорящего и слушающего.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Четыре основных приёма контроля получаемой информации:
· Выяснение (использование уточняющих вопросов)
· Эхотехника (перефразирование)
· Словесное отражение психологом чувств респондента
· Резюмирование
Эмпатическое слушание – техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Оно предполагает:
• Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»);
• Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
Правила эмпатического слушания:
· Настройтесь на слушание своего партнёра, забыв на время о своих проблемах. Только тогда вы сможете понять, что чувствует ваш собеседник и «присоединиться» к его эмоциональному состоянию.
· Смотрите на мир глазами собеседника, увидьте проблему и поймите чувства так, как их видит другой.
· Используйте интуицию в понимании собеседника как интеллектуально, так и эмоционально.
· Будьте кратки, держите паузу после вашего ответа, не «загружайте» собеседника своими дополнительными соображениями.
· Дайте человеку время разобраться в своем переживании. Пусть собеседник выговорится.
· Не ищите скрытых мотивов поведения собеседника. Отражая чувства партнера, не пытайтесь объяснить ему причину их возникновения, замечания типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу». Это не вызовет ничего кроме отторжения и защиты. Своей реакцией на слова партнера, постарайтесь отразить то, что вы поняли чувства и переживания стоящие за его высказываниями. Например, «ну, конечно, тебе было нелегко!»
· В тех случаях, когда партнер говорит «не закрывая рта», не стоит отвечать ему развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать его короткими фразами типа «да-да», «угу», «всё понятно», киванием головы или повторять его последние слова.