Общая характеристика деловых ресурсов Интернета

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Днепровская Н.В.

Деловые ресурсы Интернет

Москва 2011

Содержание:

1. Общая характеристика деловых ресурсов Интернета. 3

2. Государственные ресурсы информации в Интернете. 10

3. Образовательные ресурсы.. 15

3.1. Национальные образовательные ресурсы.. 20

3.2. Международные образовательные ресурсы.. 21

4. Электронные библиотеки. 25

5. Статистические информационные ресурсы.. 31

6. Особенности работы с Интернет-ресурсами. 38

Литература. 52

Приложение 1. Ресурсы Интернет. 54


Общая характеристика деловых ресурсов Интернета

Во все времена информация была и остается основой для принятия решений в бизнесе и государственном управлении. По мере развития экономики и технологий потребности в информационных ресурсах и услугах менялись. В современном обществе, которое принято называть информационным, требования к информационным ресурсам и доступу к ним чрезвычайно высокие.

Появление глобальной сети Интернет в первую очередь повлияло на развитие информационного бизнеса во всем мире. Благодаря ей в конце XX в. стало возможным формирование единого информационного пространства. Информационные ресурсы, ранее существовавшие разрозненно в различных информационных системах, сейчас могут быть доступны через Интернет. Таким образом, образован мировой информационный рынок, который объединяет практически всех поставщиков и потребителей информационных услуг.

Становление Сети в конце XX в. обозначило новый этап в информационной эволюции и некоторые авторы даже называют его информационной революцией. Это обусловлено тем, что технический прогресс в разработке персональных компьютеров и развитие глобальной сети привели к резкому снижению затрат на копирование информации и ее передачу, т.е. тиражирование и распространение. Эти затраты до сих пор имеют тенденцию к снижению.

В Глобальной Сети информация может быть доступна одновременно неограниченному числу пользователей по всему миру. Через Интернет пользователи получают сведения о новых знаниях, образовательную информацию, правовую, развлекательную и многое другое, имеют доступ к важным информационным источникам: электронным библиотекам, базам данных, каталогам, СМИ и др.

Для общества и государства ценность Интернета заключается в том, что на его основе возможна реализация основного принципа информационного общества – обеспечение равного доступа к знаниям для всех граждан. Однако это пока остается утопическим представлением о Глобальной Сети и ее возможностях. Тем не менее Интернет становится такой же неотъемлемой частью современного мира, как уже привычные средства коммуникации: телевидение, радио, телефон.

Пример 5.1.Границы в Интернете

В идеализированном представлении пользователя Интернет – это сеть без границ и законов. Единого законодательного регулирования в сети Интернет действительно не существует, но каждая страна реализует собственное представление о ней. По состоянию на 2009 г. в России законы, направленные на регулирование сети Интернет, не принимались. Тем не менее в России более 300 нормативно-правовых документов, регламентирующих информационную деятельность, в том числе и в телекоммуникационных средах.

Однако законодательное регулирование направлено не только на выработку правовых норм, но и на стимулирование развития определенных видов деятельности. В США в 2003 г. был принят закон, осовобождающий электронный бизнес от части налогов (Internet Tax Freedom Act Amendments Act), который ввел мораторий на налогообложение электронной коммерции и услуг по обеспечению доступа к Сети. В США также действует более 100 правовых документов, регулирующих деятельность в сети Интернет.

Несмотря на единое информационное пространство и высокий уровень современных информационных технологий, говорить о формировании глобального информационного общества с равными правами доступа к информации и новым знаниям преждевременно. Свободному использованию единого информационного пространства и Интернета препятствует множество факторов. В международной практике можно выделить три типа барьеров, ограничивающих использование сети:

1. Законодательный барьер, ограничивающий, права пользователей в доступе к определенным ресурсам Интернета или производителей информационных ресурсов в распространении информации (цензура и т.п.).

2. Материальный или технологический барьер. Получение доступа к сети Интернет связано с материальными затратами на приобретение компьютера или иных дорогостоящих устройств, а также услуг связи обеспечивающих возможность подключения к сети (услуг провайдера). Таким образом, распространение Интернета и увеличение числа пользователей напрямую связано с уровнем дохода населения.

3. Языковой барьер. Пользователи, имеющие неограниченный доступ к Интернету, тем не менее не могут реализовать его в полной мере. Подавляющий объем информации представлен на языке, будь-то текстовая или видео-аудиоинформация. Таким образом, пользователь может воспользоваться только, теми информационными ресурсами, которые представлены на языках, которыми он владеет. Владение иностранными языками является одним из основных факторов, позволяющих получить доступ к зарубежной информации.

Пример 5.2.Языковое разнообразие   Популярная свободная энциклопедия Википедия на февраль 2013. имеет около 24 млн. статей на 286 языках мира. Тем не менее, пользователи, владеющие русским языком, могут воспользоваться только 7% этого ресурса. Однако данное категоричное заявление не учитывает такого явления, как дублирование информации, которое в свободных ресурсах Интернета достигает огромных масштабов.
Язык Статей Глубина Страниц Участн. Файлов
Английский 4164816 741,4 29434337 18407133 802477
Немецкий 1550131 88,5 4326446 1600044 167610
Французский 1351186 156,8 5612425 1490588 39754
Нидерландский 1146867 18,4 2440551 511794 20
Итальянский 1006926 3228753 850357 113892
Испанский 969034 171,7 4061168 2520109 0
Русский 966586 104,1 3271749 996855 144282

По наблюдениям социологов Глобальная Сеть прочно вошла в повседневную и профессиональную деятельность людей развитых стран. Интернет позволяет пользователям перенести в сеть значительную часть информационных процессов, как в профессиональной, так и в личной сфере. Сейчас в сети люди работают, общаются, учатся. Однако для эффективной работы в Интернете необходимо осознавать достоинства и недостатки этой сети.

По оценкам провайдеров, почти 1/3 посещений пользователей веб-сайтов связана с компьютерами, информационными ресурсами и поиском информации, еще 1/3 с так называемым развлекательным контентом. На веб-сайты периодических изданий и различных СМИ приходится около 7% посещений, что делает Интернет для многих его пользователей основным источником новостей.

Рассматривая Интернет как информационный ресурс, можно сделать вывод, что сектор массовой, потребительской информации здесь представлен наиболее широко и имеет обширную аудиторию.

Большинство людей отождествляют Интернет с Всемирной Паутиной или Веб, но это не так.

Термин «Интернет» в узком смысле слова – это взаимосвязь компьютерных сетей на базе семейства протоколов TCP/IP. С технической точки зрения Интернет – это сеть, соединяющая компьютеры по всему миру.

Веб (World Wide Web, WWW) является сервисом (службой) Интернет, позволяющим интерактивно взаимодействовать с представленной на веб-сайтах информацией. Он основан на принципе гипертекста и способен представлять информацию, используя все возможные мультимедийные ресурсы: видео, аудио, графику, текст и т. д.

Веб-страница (веб-документ) – отдельный документ либо файл, который может содержать различные форматы информации (текст, графику, мультимедиа и др.), имеет уникальный адрес (URL).

Веб-сайт – совокупность веб-страниц, объединенных по смыслу или физически находящихся на одном веб-сервере.

Интернет можно рассматривать как деловую среду, основными элементами которой являются интернет-банкинг, торговые площадки, онлайновые магазины, реклама и другие элементы, объединяемые понятием «электронный бизнес».

В свою очередь, Интернет – это коммуникационная среда, которая позволяет пользователям общаться друг с другом, обмениваться информацией независимо от их географического или социального положения или каких-либо других факторов. Использование Интернета как коммуникационной среды возрастает в коммерческом и государственном секторах.

Пользователей Интернета можно разделить на три группы: коммерческие организации, государственные организации и частные лица. Схема информационного обмена между пользователями сети представлена в табл. 5.1

Таблица 5.1

Структура информационного обмена между пользователями

Группы пользователей Интернета Вид информационного ресурса
свободного доступа на коммерческой основе
Компании Информационные веб-старницы компаний, содержащие ценовую информацию, рекламную, справочную и др. Рекламные ресурсы, новости, справочники Оплачиваемые информационные ресурсы (отчеты, периодические издания и др.), программное обеспечение, музыкальные и видеофайлы
Государственные организации Правовые документы, статистическая информация, новости Оплачиваемые государственные информационные ресурсы (научно-технические, статистические, справочные)
Частные лица Информационные ресурсы различной направленности, включая сведения, представленные в блогах, интернет-сообществах и др. Информационные услуги, оказываемые на коммерческой основе

В едином информационном пространстве доступны информационные ресурсы в свободном доступе, предоставленные их владельцами для бесплатного использования пользователями Интернета, и информационные ресурсы с платным доступом.

Под открытым доступомподразумевают информацию, не относящуюся к коммерческой или государственной тайне. Реализовать открытый доступ зможно на условиях оплаты (коммерческие условия) или бесплатно.

Состав информационных ресурсов, предоставляемых в бесплатном доступе, определяется несколькими факторами.

Во-первых, законодательством предъявляются требования по обеспечению свободного доступа к правовой информации, некоторым государственным информационным ресурсам, а также определен перечень сведений, которые компании в зависимости от их типа должны предоставлять потребителям.

Во-вторых, компании, размещающие информацию в Интернете, как правило, преследуют свои коммерческие цели: распространение рекламы, привлечение новых клиентов, создание клиентской базы и др.

В-третьих, доступ к информации зависит от ее качества и источника. Критерии оценки качества информации зависит от многих факторов. Основными критериями оценки веб-ресурсов являются: источники (автор), владелец веб-сайта, дата публикации или обновления сведений, актуальность. Виды информации и критерии их оценки рассмотрены в гл. 6.

Большую полпуляроность завоевали технологии нового поколения Web 2.0, позволяющие пользователям активно участвовать в формировании информационных ресурсов Интенета. К ним относятся подкасты (www.youtube.com), вики (wikipedia.org), блоги (livejournal.ru), сервисы коллективного хранения закладок (delicious.com) и др. Популярность подобных веб-сревисов в последнии годы постоянно возрастает, однако необходимо осозновать, что владельцы этих сервисов не знают своих авторов, ответственности за создаваемый и размещаемый ими контент они не несут.

Индикатором вида веб-сайта может служить верхнее доменное имя в его URL адресе. Верхнее доменное имя может быть ограниченного использования, к которым относятся следующие: gov (Правительство США), int (Международные организации), mil (Армия США) и общего назначения, например com, biz (коммерческие компании), edu (учебные учреждения), org (некоммерческие организации), а также указывающие на географическую или национальную принадлежность.

Информационные ресурсы, доступ к которым требует оплаты, частично составляют мировой рынок информации. В данном случае Интернет выступает в качестве глобальной сети, объединяющей эти ресурсы (см. гл. 4).

Информационные ресурсы, доступ к которым предоставляется на платной основе, обладают определенной ценностью для потребителей. Это, как правило, деловая информация, включая биржевую, финансовую, маркетинговую, а также научно-техническая информация. К качеству этих ресурсов и уровню их обработки предъявляются высокие требования. Поставщики и генераторы информационных ресурсов несут ответственность за качество предоставляемых сведений. Тем не менее, информационные ресурсы, распространяемые на основе платного доступа, должны также критично оцениваться пользователями.

Однако информационные ресурсы, находящиеся в свободном доступе, например, от официальных источников государственных и межправительственных организаций, могут заслуживать доверия пользователей.

Наши рекомендации