Главная тема конфликтных отношений
Французский художник Эжен Делакруа однажды нарисовал картину борьбы библейского Иакова с ангелом. Согласно Ветхому Завету, за много лет до сражения с ангелом Иаков смог, с помощью искусного обмана, получить у отца право первородства старшего брата и скрылся от гнева брата у своего дяди в Месопотамии. Когда Иаков решил, наконец, вернуться домой и попробовать восстановить дружеские отношения с братом, Исавом, ему не давала покоя мысль о том, как тот отреагирует.
Иаков отправил посланников с подарками и своих жен и детей впереди себя к брату. В ночь перед встречей с Исавом Иаков пережил серьезный внутренний кризис. Он ознаменовался борьбой с загадочным незнакомцем, божественным созданием. Всю ту ночь до рассвета Иаков боролся с ангелом. Он не отпускал ангела до тех пор, пока тот не благословил его. Потом Иаков встретился и помирился с Исавом и поселился в Ханаане, на своей родной земле.
Эту притчу можно воспринимать как метафору противоречивых сил, которые формируют нашу внутреннюю эмоциональную жизнь, — первобытных порывов и защиты, которую выставляет наша «рациональная» сущность. Мы все временами боремся с ангелом. На самом деле, все мы ведем практически постоянный внутренний диалог — иногда
___________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ_____________________ 59
приятный, иногда болезненный. Этот диалог — часть нашей человеческой природы. Мы должны примирить внутренние силы, которые проверяют и искушают нас. Наша задача — понять эти силы. Для лидеров — эта задача особенно важна.
Давайте на время представим, что компания — это айсберг. Большинство моих коллег, занимающихся организациями, обращают внимание на то, что происходит на поверхности (см. рис. 2.2). Они уделяют мало внимания той борьбе, которая происходит в глубинах, предпочитая смотреть только на то, что видно. Другим словами, они избегают сражения с ангелом. Они изучают очевидные явления, такие, как миссия, видение, цели, стратегии, деятельность, описание работы, задачи, роли, процесс выбора, система контроля и поощрений и нормы управляемости. Короче говоря, они сосредотачиваются на более рациональных измерениях жизни компании.
Безусловно, эти факторы важны. Я тоже обращаю на них внимание. Но я заинтересован — точнее, я больше заинтересован — в том, что происходит на тех уровнях айсберга, которые лежат глубоко под водой. Какие неформальные процессы там протекают? Какова динамика, лежащая в основании? Другими словами, каковы те «иррациональные» переменные, что составляют культуру компании? Как на самом деле принимаются решения? Эти переменные включают такие факторы, как ценности, лежащие в основе корпоративной культуры, структура власти и влияния, динамика групп, межличностные отношения, реакция на стрессы, и то, что некоторые психиатры называют «главной темой конфликтных отношений» (ГТКО) власть предержащих.
Идея «главной темы конфликтных отношений» была разработана Лестером Луборски, психоаналитиком из Филадельфии, считавшим, что у каждого человека есть шаблон, на котором в большинстве случаев основывается поведение. Этот шаблон — внутренний театральный сценарий нашей жизни — включает в себя наши главные убеждения, формирующиеся в раннем возрасте на базе той информации, которую мы получаем от наших близких и от мира в целом.
«Главная тема конфликтных отношений» проникает в нашу личную жизнь и является причиной постоянных неприятностей в отношениях. Это влияет и на все, что мы делаем на работе. Для лидеров эффект более важен: «главная тема конфликтных отношений» руководителей определяет культуру организации и процесс принятия решений в компании. Таким образом, очевидно, что, определив присущую лидеру «главную тему конфликтных отношений» (ГТКО) (изолировав при этом ос-
60__________________________ МИСТИШ ЛИДЕРСТВА______________________________
новную тему человека), вы проникнете в тайны не только личности, но и стиля работы. Но как это можно сделать? Давайте начнем со структуры ГТКО. У каждого человека она состоит из трех компонентов:
* Желание в контексте отношений.
* Наши ожидания относительно реакции других на нас в контексте
этого желания.
* Наша собственная реакция на ответ, поведенческая или эмоцио
нальная.
Звучит довольно просто, правда? Но это не так, во-первых, потому, что прошлое влияет на настоящее. Наши предположения о реакции окружающих в настоящем окрашены нашими чувствами, мнениями и поведением по отношению к важным для нас людям из прошлого. (Это явление, называемое «перенос», более подробно обсуждается в главе 4.) Мы иногда бессознательно соблазняем людей действовать в настоящем так, как нам бы хотелось. Другими словами, мы помогаем создавать то, чего сами боимся.
Мы не можем применить три компонента ГТКО к единственному эпизоду отношений и рассчитывать на получение характерной ГТКО. Прежде чем определить модель, надо изучить довольно много случаев. Если мы пытаемся понять свою собственную ГТКО, мы должны напомнить себе, по крайней мере, пять-семь эпизодов наших отношений с людьми, тех, что закончились либо особенно хорошо, либо особенно плохо. Потом мы должны задать себе несколько вопросов:
* Чтобы получить первый компонент ГТКО — желание в контексте отношений — мы должны спросить себя: каковы были наши намерения и желания, когда мы имели дело с другим человеком в каждом из эпизодов? Какие основные убеждения действовали тогда? Чего мы ждали? Что мы надеялись увидеть в результате?
* Чтобы получить второй компонент ГТКО — наше ожидание относительно реакции других в контексте данного желания, — мы должны задать следующие вопросы: Как, мы думали, отреагирует
другой человек в контексте наших желаний? Какой реакции мы боялись? Мы ждали, что собеседник будет дружелюбен, враждебен, скрытен, невозмутим? (Какой бы ни была реальная ситуация, нам важно ожидание. Именно оно определяет наше отношение к жизни — доверчивы мы или подозрительны, любим или боимся контроля и т. д.).