Порядок действий л/бригад (машинистов) в случаях срабатывания устройств контроля габарита подвижного состава (КГУ) ПДИ по СПС № 19
Устройства контроля габарита п/состава (КГУ) предназначены для своевременного обнаружения свешивающихся с вагонов внутрь колеи и волочащихся под вагоном деталей оборудования п/состава (подвижных единиц).
Устройства контроля габарита п/состава конструктивно представляет собой рейку из лёгкого металла, укреплённую на подвижном рычаге, на противоположном конце которого закреплён груз-противовес. Рычаг закреплён на оси подшипника, чем и обеспечивается его вращение в вертикальной плоскости. К противоположному концу оси через муфту подсоединена ось бесконтактного датчика, сигналы от которого поступают на аппаратуру СЦБ установленную на посту централизации.
Если на поезде (составе), прибывающем на станцию, имеется деталь, выступающая снизу за пределы габарита п/состава, происходит взаимодействие этой детали с подвижной частью КГУ и срабатывает контрольная сигнализация на пульте-табло централизации. На одних станциях происходит автоматическое перекрытие сигнала св-ра на запрещающее (где КГУ увязаны с устройствами АТДП), а на других на запрещающее показание перекрывает светофор дежурный по посту централизации самостоятельно, без указания поездного диспетчера, а затем докладывает ему об этом. На линиях, где основными средствами сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС, в рельсовые цепи, увязанные с КГУ при их сработке, подается запрещающая движение частота. КГУ, устанавливаемые на соединительных ветвях, будут увязаны с впереди расположенными маневровыми св-рами.
Л/бригадам (маш-там) по прибытию на станцию и во время стоянки поезда (состава) на станции (при следовании по соединительной ветви), где установлены КГУ, необходимо быть предельно внимательными и контролировать показание выходного (маневрового) св-ра.
При следовании поезда (состава) резервом (включая поезда специального назначения) на станциях, оборудованных КГУ, обязательна остановка у сигнального знака «Остановка первого вагона». Отправление, в этом случае, осуществляется после повторения разрешающего показания АЛС и св-ра вслух.
При получении сообщения от поездного диспетчера о сработке КГУ, маш-т высаживает пассажиров из поезда и приступает к осмотру п/состава с платформы. При осмотре состава обращает внимание на завал кузова вагона, подвеску проводов ЭКК, наличие продиров на верхнем строении пути за хвостовым вагоном, состоянии планки КГУ, если её видно с платформы.
При наличии признаков нарушения габарита п/состава, даёт заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с контактного рельса. После снятия установленным порядком высокого напряжения и установления «закоротки», маш-т производит осмотр подвагонного оборудования с пути.
При отсутствии признаков нарушения габарита п/состава (отсутствии препятствий для движения) маш-т докладывает об этом поездному диспетчеру. После подачи напряжения в контактный рельс и приготовления маршрута на станционный путь (тупик) отключает систему АРС, проверяет накат и следует на станционный путь для тщательного осмотра состава со скоростью не более 10 км/час, по стрелочным переводам - не более 5 км/час. Тщательный осмотр в этом случае производится специалистом по должности не ниже маш-та-инструктора.
При обнаружении опускания на путь деталей п/состава и невозможности дальнейшего следования, маш-т даёт заявку поездному диспетчеру на вызов ПВС. После устранения неисправности руководитель работ докладывает об этом поездному диспетчеру, после чего состав отправляется на станционный путь (тупик) со скоростью не более 10 км/час, по стрелочным переводам - не более 5 км/час, для тщательного осмотра.
Если станционные пути оборота (или примыкающие соединительные ветви) заняты подвижным составом, разрешается маш-ту, после осмотра и отсутствия препятствий для дальнейшего движения по указанию поездного диспетчера отправиться без пассажиров до следующей станции с путевым развитием со скоростью не более 10 км/час по стрелочным переводам не более 5 км/час.
Перед отправлением на станционный путь (тупик) поездные устройства АРС должны быть отключены.
"О действиях машиниста при установке рельсового закрепителя и порядок отправления поезда после его установки". ПДИ по СПС № 21
Указанием от 11.04.2000 № 306 введены в действие инструктивные указания о Порядке установки рельсового закрепителя при сквозном поперечном изломе рельса с величиной образовавшегося зазора менее 25 мм и пропуска поездов по лопнувшему рельсу при сквозном поперечном изломе после установки "рельсового закрепителя" или типовых струбцин типа "метро".
Установку "рельсовых закрепителей" имеют право производить машинисты и помощники машинистов электропоездов, машинисты-инструкторы, работники дистанций пути и сигнализации, имеющие право прохода на перегон во время движения поездов при наличии напряжения в контактном рельсе. Перечисленные работники должны пройти специальное обучение и иметь практические навыки по установке рельсового закрепителя на дефектный рельс.
Излом рельса во время движения поездов машинист электропоезда может выявить по постороннему стуку при проходе колес поврежденного участка рельса не имеющего стыка, искрении на рельсе, резким "толчком" подвижного состава, запрещающим показанием светофоров или появления сигнального показания «ОЧ» на указателе АЛС, о чём сообщает поездному диспетчеру с указанием координат данного места.
В случае обнаружения лопнувшего рельса машинист поезда обязан:
- принять меры к немедленной остановке поезда, доложить об этом поездному диспетчеру с указанием номера рельсовой цепи, пикета и по поездному радиооповещению сообщить пассажирам о вынужденной остановке, соблюдении спокойствия и порядка в вагонах;
- привести кабину управления в нерабочее положение, открыть стоп-кран, затормозить головной вагон стояночным (ручным) тормозом;
- спустившись на путь визуально осмотреть место предполагаемого излома рельса и о результатах характера расположения излома (в пределах подкладки или в шпальном ящике) сообщить поездному диспетчеру;
- если излом рельса расположён в пределах рельсовой подкладки, то поездной диспетчер разрешает пропуск поезда со скоростью не более 5 км\час без дополнительного закрепления;
- если излом рельса расположен в шпальном ящике, тo при величине образовавшегося зазора менее 25мм машинист дает заявку на снятие напряжения с контактного рельса для установки рельсового закрепителя;
- предупредить пассажиров о временном, отключении освещения в вагонах и убеждается во включенном положении тумблера аварийного освещения салонов;
- получив приказ о снятии напряжения с контактного рельса, установленным порядком поставить заземление ("закоротку");
- завести под подошву рельса и установить скобу рельсового закрепителя так, чтобы излом находился как можно ближе к середине рельсового закрепителя , но не ближе, чем 20мм от его края;
- с внутренней стороны параллельно рельсовой нитке вставить в него клин, чтобы его, вырез охватывал кромку подошвы рельса и с помощью молотка забить его до отказа.
Порядок отправления поезда после установки рельсового закрепителя следующий:
- после снятия "закоротки" и заявки на подачу напряжения в контактный рельс машинист производит зарядку напорной и тормозной магистралей и проверку пневматических тормозов;
- после затормаживания состава пневматическим тормозом отпускаются ручные (стояночные) тормоза и производится доклад поездному диспетчеру о готовности следования;
- следовать по данному участку, с особой бдительностью и при появлении толчков или передёргивания поезда (состава) применить экстренный тормоз и доложить, об этом поездному диспетчеру;
- при нахождении в тоннеле дорожного мастера или работника службы СЦБ и связи наблюдать через поездное зеркало за их действиями и, если будет подан сигнал на остановку поезда (красным огнём фонаря) немедленно выполнить требование сигнала;
- скорость проследования поездов на участке с установленным на лопнувшем рельсе "рельсовым закрепителем" не более 5 км/час;
- машинистам последующих поездов должны выдаваться письменные предупреждения.
Если излом рельса расположен в шпальном ящике, но рельсовый закрепитель установить невозможно, или величина образовавшегося зазора более 25мм, то поездной диспетчер принимает оперативные меры по доставке работников Службы пути к месту излома. Пропуск поездов по данному месту может быть разрешен только после тщательного осмотра места излома работником Службы пути по должности не ниже помощника дорожного мастера и принятия им мер по его закреплению. Скорость при этом устанавливает работник Службы пути в зависимости от состояния пути, но не более 5 км/час.
Прибывшие на место излома работники Службы пути устанавливают постоянный визуальный контроль за состоянием концов изломавшегося рельса и одновременно принимают оперативные меры по закреплению его типовыми накладками сжатыми струбцинами типа "метро", после установки которых скорость движения поездов устанавливается не более 35 км/час.