Информационный блок 1.5

Методическое пособие по частным методам преподавания иностранных языков. Для студентов 4-5-х курсов / сост. А.В. Конышева, О.Т. Тарасова. – Новополоцк, 1998. – С. 18–26.

В основе всех разновидностей интенсивной методики обучения ИЯ лежит суггестопедический метод (СПМ) Г. Лозанова, который возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. Создание СПМ связано с потребностью общества в ускоренном изучении ИЯ и, прежде всего, в овладении устной речью и чтением. Название метода происходит от латинского слова suggestio – внушение. Внушение в социальной психологии рассматривается как исходная форма отношений (взаимоотношений) между людьми. Суггестия – поступление информации к человеку путем косвенного внушения. По определению Г. Лозанова, «суггестология – это наука о внушении. Суггестопедия – это раздел суггестологии, посвященный вопросам практической, теоретической и экспериментальной разработки проблем внушения в педагогике».

Задачей СПМ является быстрое овладение ИЯ, формирование нового типа умений речевой деятельности, которые отличаются улучшенными количественными и качественными характеристиками. Основная цель суггестопедии – увеличить возможности человека и раскрыть резервы, которые являются результатом его генетических задатков и целостного социально-культурного опыта. Это осуществляется путем «глобального подхода», в котором используется единство дидактических, художественных и психологических средств и соблюдается единство осознаваемых и неосознаваемых психических функций, взаимодействие двух полушарий мозга.

Если суггестопедическое обучение построено правильно по отношению к ученику и учебному коллективу, то у учащихся происходит активизация всех познавательных процессов, ускоряются межличностные отношения и социальная адаптация, учебно-воспитательный процесс происходит без стресса и тревоги, без утомления и досады.

Первоначально модель суггестопедического обучения ИЯ разрабатывалась для взрослого контингента обучаемых в условиях краткосрочных курсов, но в дальнейшем в Болгарии был накоплен положительный опыт успешного применения этого метода в работе школ и других учебных заведений. Заслуга Г. Лозанова в том, что созданная система базируется на достижениях физиологии, психотерапии, психологи и дидактики, и именно гармоничный синтез достижений различных наук позволяет поставить новые задачи и получить качественно новые результаты за счет качественно нового подхода к личности обучаемого и процессу обучения.

Новые задачи заключаются: а) в ускоренном усвоении нового материала на творческом уровне; б) в ускоренном воспитательном эффекте, направленном одновременно в четырех направлениях: развитие у личности глобального мышления, создание мотивации к непрерывному обучению, развитие у обучаемых навыков самоконтроля и легкого достижения состояния «концентрированной психорелаксации», преодоление трудностей общения; в) во всестороннем развитии всех резервов человеческой личности, включая генетически заложенные.

В ходе развития суггестопедии было выявлено значительное увеличение объемов запоминаемого материала за счет параллельного поступления информации на сознательном и неосознаваемом уровнях и создания установки на активизацию резервов личности (за один сеанс запоминалось значение 1000-1200 новых слов).

Сущность системы обучения Г. Лозанова определяется следующими методическими и педагогическими принципами:

1. Принцип «радости и ненапряженности» связан с псевдопассивным состоянием обучаемого, с характерным для этого состояния внутренним настроем на обучение. При этом Г. Лозанов подчеркивает, что «радость и ненапряженность» не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

2. Принцип единства сознавания и несознавания «требует» организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и неосознаваемых функциях.

3. Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активизации резервов личности. При реализации этого принципа учебная группа рассматривается как коллектив, осуществляющий согласованную совместную деятельность. Таким образом, активизация обучения происходит за счет более активного использования психологических, личностных возможностей, которыми располагают преподаватель и учащиеся. Непрерывно общаясь с преподавателем и товарищами, учащийся получает и может усвоить знания и навыки, которыми они располагают.

4. Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. Здесь особо значимое место занимает познание людьми друг друга. Развитие личности учащегося происходит в двух взаимосвязанных деятельностях: учебно-познавательной и общения, где язык является прежде всего средством взаимодействия.

Суггестия возникает при любом повседневном взаимодействии личности с окружающей средой и обществом. Г. Лозанов считает, что организм любого человека обладает психическими защитными механизмами, так называемыми «асуггестивными барьерами», создаваемыми сознанием, подсознанием и бессознательной сферой личности. Внушение может быть успешным лишь тогда, когда эти барьеры сняты. Г. Лозанов выделяет три асуггестивных барьера:

1) критическо-логический барьер, возводимый сознательным критическим мышлением и отбрасывающий все, «что не создает впечатления логической выдержанности». Сущность его состоит в том, что воспринимаемая информация сразу же оценивается, взвешивается обучаемым. Неубедительность, неавторитетность тех или иных суждений, возможные просчеты, ошибки ведут к развитию недоверия ко всем видам работ, выполняемых под руководством учителя;

2) интуитивно-аффективный барьер, возводимый бессознательной сферой и отбрасывающий все, «что не создает доверия и чувства безопасности», т.к. доверие усиливает заинтересованность обучающихся;

3) этический барьер, отбрасывающий все, «что противоречит этическим принципам личности».

Успех преодоления данных барьеров определяется главным образом характером взаимоотношений между педагогом и учащимися. Огромную роль здесь играет авторитет педагога.

Средства суггестопедического метода можно разделить на две группы – прямые и косвенные.

1. Непрямые (косвенные) средства воздействия на учащихся – это форма поведения педагога, которая заключается в том, что он воздействует на учащихся своими жестами, мимикой, которые остаются как бы на втором плане, используются незаметно, в ходе совершения необходимых обучающих действий. Подобные приемы позволяют ненавязчиво привлечь внимание школьников к необходимому учебному материалу, стимулируют их мыслительную активность и даже оказывают дисциплинирующее воздействие на класс. Такое воздействие осуществляется исподволь, адресовано подсознанию учащихся, не вызывает сопротивления учащихся и, следовательно, обладает большим педагогическим потенциалом. Сюда же можно отнести приемы выразительного интонирования, логического ударения, плавные или резкие переходы интонации и громкости в произносимых учителем фразах. К непрямым средствам воздействия на учащихся относится и активное положительное отношение учителя к ученику, которое выражается в педагогических поступках (недопустимо со стороны педагога занижать, делать больше критических замечаний тому ученику, к которому он относится отрицательно). Для поддержания эмоциональной активности учащихся в течение всего урока важно использовать прием контраста: сменять эмоционально насыщенный фрагмент урока более спокойным эпизодом, взволнованную интонацию – более спокойным тоном, коллективную работу – индивидуальной и т.д.

2. К прямым средствам суггестопедии относятся педагогическое внушение, релаксация, инфантилизация, концертная псевдопассивность и т.д. В релаксации заключается один из парадоксальных приемов саморегуляции организма, в соответствии с которым для того, чтобы действовать напряженно, надо расслабиться. Сосредоточенность, концентрация внимания на конкретном предмете деятельности требует выключения из поля зрения других раздражителей и расслабления иных анализаторов. Релаксация в процессе обучения ИЯ может использоваться без специальной тренировки (аутогенный тренинг). Одним из способов создания расслабленного состояния на уроке является организация «концертной псевдопассивности», при которой учебный материал, подлежащий запоминанию, прослушивается на фоне звучащей музыки. Возникающее при этом состояние снимает излишнюю напряженность, уменьшает волнение школьников на уроке, отвлекает от посторонних мыслей и создает хорошие предпосылки для усвоения учебного материала. Инфантилизация (погружение в детство), по Г. Лозанову, является важным приемом не только для взрослой аудитории с признаками утомления, стеснительности, снисходительной самоиронии, но и для детей с их нередкой замкнутостью, заторможенностью, чрезмерной и нарочитой «взрослостью». Все эти помехи общению можно снять с помощью «предметов детства»: игрушек, «сказочного дерева», «клад», «волшебной стрелки», указывающей на задание, клубка ниток, который переходит при ответах из рук в руки и образует причудливую паутину и т.д. Достигаемый при этом эффект позволяет раскрыть тормозимые ранее познавательные возможности школьников. Педагогическое внушение особенно эффективно при соблюдении нескольких условий, выполнение которых повышает действенность таких внушений. Педагогическое внушение осуществляется с помощью четких формулировок; в учебном процессе обеспечивается достаточная повторяемость формул внушения; на разных этапах используются ответствующие педагогически целесообразные формулировки. Например, для начала урока характерны фразы типа «Я вижу, что вы готовы к уроку», «У всех хорошее настроение», «Вы легко поймете и запомните материал урока»; в процессе учебной работы могут использоваться следующие формулы «Вы все можете выполнить это задание», «С каждым днем вы работаете все лучше» и т.д. Следует отметить, что подобные формулы не всегда соответствуют действительности, однако задача педагогического внушения заключается в том, чтобы не констатировать, а преобразовывать, не сопровождать, а направлять, не комментировать, а побуждать. Педагогические внушения могут произноситься как на родном, так и на иностранном языке.

Суггестопедическое обучение строится так, что во время полного цикла школьники выступают в различных ролях, ситуациях, они осуществляют разнообразные межличностные отношения и благодаря этому воспринимают основные элементы техники и культуры общения, поведения. Для суггестопедии и вытекающих из нее методических систем характерен увеличенный объем учебной информации, которая дает возможность для коммуникативного «вторжения» в ИЯ, для ускоренного формирования умений, для выбора средств общения и на этой основе – для повышения мотивации и активности обучаемого. Кроме того, преодолевается индивидуальная ограниченность кратковременной памяти, более полно задействованы естественные механизмы принятия и обработки информации. В суггестопедическом обучении объем информации более высокий, чем в массовой практике.

Лексико-грамматический и тематический материал полного цикла собран особым образом в суггестопедическом учебнике ИЯ. Целостная сюжетная линия детского учебника развертывается в 4-6 рассказах (диалогах), у каждого из которых своя сюжетная законченность. Текст на ИЯ расположен параллельно с пофразовым переводом. К каждому тексту предусмотрены дополнительные отрывки для чтения, которые синтезируют лексико-грамматические явления и ставят их в новый контекст. Грамматические пояснения представлены после целостного урока или в конце учебника. В суггестопедическом школьном учебнике информация размещается на нескольких уровнях, чтобы облегчить работу со среднеуспевающими и отстающими школьниками.

В суггестопедическом процессе обучения ИЯ можно различить три фазы – досеансовая, сеансовая и послесеансовая. В школьных условиях дешифровка (введение нового рассказа) длится 7-10 минут. Фиктивный и псевдопассивный концертный сеанс проходит на фоне одного и того же музыкального произведения, причем во время первого чтения учителем рассказа школьники следят за текстом, а во время второго чтения рисуют картинки. Во время первой половины урока проводятся дешифровка и активный сеанс, а во время второй – псевдопассивный сеанс. Остальная часть урока используется для раскраски картин, на которых на втором плане расположены слова и фразы нового рассказа. Таким образом, новая информация воспринимается подсознательно сначала вслух, а потом зрительно.

Послесеансовая фаза каждого диалога продолжается от 6 до 12 уроков, ее можно условно разделить на три этапа. Цель первого этапа – восстановить опорные моменты учебной информации в слухо-артикуляционном и смысло-содержательном отношении. Такой этап позволяет уточнить звуковой образ лексических и фразеологических единиц. Во время второго этапа в игровых условиях, с неучебной мотивацией проводятся чтение и перевод отдельных частей текста, разъясняются фонетические, лексические и грамматические явления. На третьем этапе под руководством учителя посредством тематически направленной диалогической и монологической речи школьники общаются на творческом уровне в рамках одной или нескольких глобальных тем.

Во всех фазах суггестопедического учебного процесса обучения ИЯ используются в единстве три основные группы приемов и средств суггестопедии – дидактические, художественные и психологические.

Суггестопедическая система способствует усилению социальной адаптации личности и преодолению трудностей общения. В ходе занятий достигается снятие эмоционального напряжения, мобилизация резервов личности, привлекается внимание школьников к учебному материалу, развивается познавательная деятельность. Ученики подводятся к выводу, что коммуникация с помощью ИЯ является важным средством усвоения и передачи социального опыта, приобщения человека к мировой культуре.

Наши рекомендации