Структура системы средств массовой информации
Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко о тированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться новые газеты, журналы, программы радио и телевидения разных тематических, программных, аудиторных ориентации. Так постепенно возникают разнообразные СМИ, обнаруживая и «обживая» те «информационные ниши», которые возникли в связи с состоянием и нуждами различных слоев потенциальной аудитории, внимание которых хотели бы завоевать те или иные социальные силы.
В условиях, когда такой естественный процесс искусственно подавлялся (например, во время господства тоталитаризма и моноидеологии), ликвидация сдерживающих сил приводила к «взрывному» возникновению множества изданий, выбрасываемых на «рынок» одновременно.
Если в первом случае учредители и журналисты имеют возможность «осмотреться» и более или менее четко определить свою информационную «нишу», то во втором торопливость приводит к тому, что в одних областях образуются неоправданно большие «сгущения», а в других - вакуум. Но в конце концов при обоих вариантах развития происходят процессы оптимизации, особенно тогда, когда журналисты действуют активно и с пониманием закономерностей функционирования журналистики как системы СМИ. Возникают одни издания (программы), сходят со сцены другие, объединяются третьи, меняют профиль четвертые, борются за существование и влияние пятые и т.д. Выживают и становятся серьезной общественной силой (политической в масштабах страны и мира или «хоббитской» среди любителей садоводства или домашних животных -вопрос другой) только те из них, которые обнаружили свою информационную «нишу» и хорошо «обжились» в ней, заявив себя как ясно определенный тип издания (программы).
Тип (греч. typos «отпечаток, форма, образец») изданий и программ определяется устойчивой совокупностью комплекса характерных черт, появляющихся под действием типообразующих факторов.
При рассмотрении проблемы журналистика как социальный институт уже приходилось обращаться к типологическому анализу СМИ. Оказалось необходимым применить два типологических подхода.
В соответствии с одним были выделены исторические типы журналистики - феодально-монархический, религиозно-клерикальный, буржуазный, социалистический, - формирование и функционирование которых связано с идеологическими и социально-экономическими силами разных эпох в истории человечества. При этом все эти исторические типы в силу ряда причин живут в разных странах и обществах и в наше время. Тенденция же - формирование единой по типологическому облику (при множестве внутренних различий, определяемых конкретными обстоятельствами разных стран и обществ) журналистики новой цивилизации.
В соответствии с другим определяются социальные типы журналистики - СМИ гражданского общества (в совокупности трех секторов), государ-Ственные СМИ и государственно-общественные СМИ. Для современного общества все три необходимы, чтобы на основе взаимодополнительности этих типов было достигнуто информационное обеспечение демократии через установление оптимального информационного порядка в обществе.
При формировании конкретных изданий и программ «внутри» каждого из типов журналистики действуют конкретизирующие типообразующие факторы, определяющие специфику изданий и программ. К ним относятся прежде всего социально-политическая направленность, совокупность проблемно-тематических линий, аудиторная ориентированность, периодичность, регион распространения, творческий облик и др.
При формировании системы средств массовой информации основных социальных типов движущими силами выступает несколько факторов.
Первый фактор, способствующий формированию оптимальной структуры системы СМИ, заключается в том, что в журналистике должны быть представлены все возможные на данном этапе развития общества социальные позиции. Все и всякие государственные и общественные организации, партии, ассоциации, объединения, отдельные граждане вправе заявлять и отстаивать свою точку зрения, оценки настоящего и представления о путях в будущее (разумеется, в рамках закона). Только при таком условии общество получит возможность выслушать «все стороны» и на основании «прений сторон» принять наилучшее из возможных решений. Поэтому учредителями (или соучредителями, или субучредителями) не только могут, но и должны выступать самые различные силы. Плюрализм и обеспечивает как возможность представления обществу каждой из существующих позиций, так и выбор обществом наиболее верной. Конечно, консенсус может быть и не найден, но стремление к нему должно быть заложено в основе формирования и действия системы средств массовой информации. А структура системы и действия ее элементов должны быть таковыми, чтобы каждое мнение (даже если это мнение меньшинства или просто небольшой группы) было донесено до адресата и обсуждено. В противном случае нарушается требование демократизма информационного порядка и возникает угроза потери подходов и идей, существенных для выработки верного решения.
Второй - совокупность изданий и программ должна стать такой, чтобы создаваемая картина действительности была максимально полной, объемной, всесторонней и завершенной. Поэтому в журналистике возникает множество изданий и программ, а внутри них - рубрик, страниц, руб-риковых передач, которые обращены к различным сферам действительности. Их диапазон чрезвычайно широк («Лесная промышленность» * «Культура», «Сад и огород» и «Журнал мод», «В мире животных» и «Музыкальные новости», «Крестьянский вопрос» и «В мире бизнеса» и т.Д-)-Причем эти издания и программы могут быть рассчитаны как на огромные регионы (страны, континенты, весь мир - «Бизнес Уик» или «Ридерз дайджест» выходят на нескольких языках), так и на локализованное распространение в малых регионах (экологическая страница для небольшого района или спортивное издание для города). При этом к одному тематическому пласту часто обращаются разные издания и программы - конкурирующие или (и) взаимодополняющие друг друга.
Третий фактор включает нужды и особенности аудитории в соответствии с ее социальным положением, идейно-политическими ориентация-ми, потребностями и интересами в сфере информации, запросами и предпочтениями, уровнем и характером образования, другими демографическими признаками (возраст, пол, профессия и т.д.), среди которых для информационной политики изданий и программ в определенных ситуациях очень важны национальные, религиозные, региональные и т.д. Это разнообразие особенностей и соответственно нужд аудитории порождает огромное количество строго ориентированных изданий и программ, специально обращенных к конкретной аудиторной группе. «Крестьянка» и «Работница», «Ветеран» и «Рабочая трибуна» - уже названия этих изданий указывают на их аудиторную направленность, как и названия рубрик в общих СМИ - «Уголок коллекционера», «Советы домохозяйкам», «Христианская программа», «Оппозиция».
Важное значение имеет расчетный масштаб региона распространения. В современных условиях возникает все больше «всемирных», глобально распространяемых изданий и программ, а также СМИ, действующих в рамках континентов (например, общеевропейское ТВ или газета «European»). Разумеется, сохраняют свое значение, порой растущее, общенациональные СМИ, составляющие костяк «информационного пространства» каждой страны. Все более активно проявляются тенденции, приводящие к росту значения местных СМИ (например, региональное теле- и радиовещание, областные газеты, районное радио).
Характер СМИ серьезно зависит также от периодичности. В соответствии с естественными циклами жизни формируются ежедневные издания и программы ТВ и РВ или выпускаемые несколько раз в неделю (например, через день). Особое место занимают, обладая специфическими чертами, еженедельники или еженедельные программы РВ и ТВ (в частности, «Итоги»), а также журналы и рубрики, появляющиеся раз в две недели, три раза в месяц и т.д. Наконец, следует отметить издания и программы, выпускаемые помесячно (журналы-ежемесячники, теле- и радиообозрения и т.п.).
Соответствующим образом формируется и творческое лицо издания и программы. Типологические черты в этой сфере связаны с жанровыми предпочтениями (например, «Аргументы и факты» преимущественно прибегают к интервью, беседе, ответам на вопросы, а дайджестные издания и программы - к обзору, реферату, пересказу, т.е. к формам на основе компрессии информации), с предпочтениями стиля изложения (одни издания и программы широко используют формы диалога, дискуссии, полемики, представляющие и сопоставляющие разные мнения и взгляды; другие - делают упор на однонаправленное монологическое изложение своих позиций), определенного типа авторов, а также особенностей верстки, оформления и т.д.
В связи с огромными различиями и постоянными изменениями в объективном положении и социальных ориентациях, информационных предпочтениях и областях интересов различных слоев аудитории перед журналистами постоянно стоит трудная и в организационном, и в творческом плане задача создания и пересоздания такой совокупности изданий и программ, направленных на различные аудиторные группы рубрик, страниц, передач, которая в любой данный момент оказалась бы «необходимой и достаточной» прежде всего с точки зрения удовлетворения нужд (потребностей, интересов, запросов) аудитории, сумела бы создать широкую и разнообразную картину действительности и доступно для каждого слоя аудитории показать отношение к ней разнопозиционных общественных сил.
Оптимальной структуру системы можно назвать тогда, когда будет сформирована такая совокупность изданий и программ, из которой каждый представитель аудитории сможет выбрать необходимую информацию, удовлетворяющую все его интересы, стремления, предпочтения в массово-информационной сфере и способствующую достижению максимальной информированности. И журналисту важно понимать, что только опираясь на удовлетворенный интерес и запрос аудитории, можно реализовать свои задачи по созданию картины жизни и убеждению в правоте своих подходов и оценок, суждений и предложений.
Таким образом, все факторы формирования структуры системы СМИ действуют как единое целое. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов. Возникновение или выделение нового слоя аудитории (например, предпринимателей) привело к формированию целой группы изданий «деловых» СМИ; консолидирование ряда областей, расположенных в Сибири, ведет к созданию, допустим, «Сибирской газеты»; развертывание деятельности нового политического объединения способствует основанию издания, выражающего его точку зрения. Так на «перекрестке» разных типообразующих факторов (область жизни - социальная позиция - особенности аудитории - регион распространения - периодичность - творческий «почерк» и др.) формируется типологический облик СМИ (газеты, журнала, программы ТВ или РВ).
При этом общенациональные издания и программы по своему типологическому облику очень своеобразны. Объединяющими началами у них оказывается только регион распространения и - отчасти - тематическое поле. А позиция, аудиторные ориентиры, творческий облик очень разнятся, что ведет к формированию уникальных типов изданий и программ. Таковы, например, «Коммерсант-daily» или «Сегодня», «Известия» или «Правда». Однако общенациональные издания образуют некоторые подсистемы в структуре СМИ.
По характеру обращения к тематическим пластам следует выделить универсальные издания и каналы ТВ и РВ, в поле зрения которых (с учетом технической специфики прессы, радио и телевидения) находятся практически все сферы жизни общества (порой эти СМИ называют общеполитическими, что не очень удачно, поскольку в них затрагиваются не только политические вопросы). Обращаясь к широкому кругу тем, эти издания и программы (такие, например, как газета «Известия», журнал «Огонек», программа «Вести») могут лишь касаться вопросов «второго» и «третьего» плана, притом в своего рода конспективной разработке. Поэтому возникает необходимость в средствах массовой информации, где в принципе те же тематические пласты смогли бы получить более полное и глубокое освещение.
Наряду с универсальными существуют издания и программы многопрофильные, охватывающие ряд проблемно-тематических линий, связанных между собой определенным центрирующим направлением и характером информации. Так, зарубежной проблематикой занимаются еженедельники «За рубежом» и «Новое время», но один из них строит свою работу, базируясь преимущественно на публикациях зарубежной прессы, а другой - на материалах отечественных авторов-аналитиков международных отношений. И если эти издания рассчитаны на самую массовую аудиторию, то журнал «Международная жизнь» ориентируется в основном на специалистов. Есть и журналы, специализирующиеся по регионам (Африке и Азии, США и Канаде и т.д.). По-своему многопрофильны также «Литературная газета» и «Культура», которые концентрируют свою информацию вокруг широко понимаемых проблем литературной и культурной жизни, привлекая авторов преимущественно из кругов творческой интеллигенции.
Такие издания, как «Литературная газета» и «Культура», являются как бы переходными от многопрофильных к специализированным, обращающимся к одной проблемно-тематической линии. Таковы, в частности, «Спорт-экспресс», «Футбол», «Хоккей» и другие спортивные издания. Легко вместе с тем заметить, что, освещая спортивную тему в полном объеме или выбирая одну или несколько спортивных «дисциплин» (например, журнал «Спортивные игры»), эти средства массовой информации ведут спортивную тематику широко, рассматривая социальные, этические, правовые, эстетические и многие другие аспекты спортивной жизни, обращаясь при этом именно к массовой аудитории, а не к специалистам в данной области (хотя эти СМИ должны быть интересными и Для специалистов).
«Рядом» с общенациональными и в дополнение к ним складывается система региональных (республиканских, областных, районных) СМИ.
Если многие газеты широкого распространения («Медицинская газета», «Гудок», «Труд», «Комсомольская правда» и др.) часто уникальны в своих типологических характеристиках и не имеют аналогов, то областные газеты как тип издания характеризуются сходными чертами, даже если выходят не только в разных регионах, но и в разных странах СНГ и публикуются на разных языках.
Типологическая специфика областных газет определяется тем, что свои задачи они выполняют применительно к аудитории, социально-политическим институтам региона и на материале жизни этого региона. И даже если в области издается несколько газет, любая из них обращается в основном ко всем слоям жителей области (только у молодежи обычно есть своя газета), хотя и с разных политико-идеологических позиций.
Отсюда особенности областных СМИ: совокупность рубрик «закрывает» все тематическое пространство при обращении к различным аудиторным группам (профессиональным, возрастным, национальным, образовательным, группам сознания и позиций и т.д.). При этом чаще, чем в других, в областных изданиях и программах возможно (и даже необходимо) учредительское участие разных общественных сил. Разные со- и субучредители могут вести в одном издании свои рубрики и даже страницы, организовывать и поддерживать конструктивный диалог между собой, дискуссии и острую полемику. Полная реализация таких свойств областных изданий особенно важна там, где выходит только одна газета (а при финансовых и организационных трудностях эта ситуация будет встречаться все чаще).
Другая типологическая особенность областных СМИ заключается в том, что в условиях, когда областная газета для очень многих жителей того или иного края является единственным печатным источником информации (лишь часть аудитории обращается к изданиям, распространяемым по всей стране), значительная часть ее площади отдается информации «по стране и миру». Эта информация поступает чаще всего от агентств и различных пресс-бюро, распространяющих пресс-релизы; становятся все более значимыми обзоры и дайджестирование материалов СМИ страны и других государств, информация из Интернета, а также эксклюзивные (специально заказанные для газеты) и синдицированные (распространяемые по подписке ряда газет) материалы СМИ страны. При этом очень важным является такое ведение соответствующей тематики «по стране и миру», когда предпочтение отдается тому, что связывает область с другими регионами страны и мира. Ведь общую информацию читатели могут получить из других газет, по радио и телевидению.
Типологические характеристики областного радио и телевидения близки характеристикам особенностей областных газет (за исключением тематики «по стране и миру»). Остается в силе необходимость освещения межрегиональных и международных связей областей. При этом общезначимые радио- и телематериалы о жизни страны и мира аудитория получает по другим каналам. (О взаимодействии печати, радио и телевидения в области специально см. в следующем разделе).
Типологические черты районной прессы сходны с особенностями областных изданий. Районные газеты - наиболее близкие издания для жителей сел и районного центра, поскольку в них пишут о том, что в целом им хорошо знакомо, к тому же часто о людях, поддерживающих контакты между собой, а порой и находящихся в родственных отношениях.
Особенно важно, что кроме пятнадцати-, двадцатиминутных радиопередач, которые выходят в эфир два-три раза в неделю, у районной газеты нет «соратников» и конкурентов (издавать другие газеты просто нет средств, ведь и единственное издание чаще всего бывает убыточным и нуждается в дотациях). Поэтому перспективен переход на еженедельный выход газет при ежедневной работе районного радио с оперативной информацией. Тогда весь спектр тем, интересы всех слоев аудитории, позиции всех действующих в районе общественно-политических и других организаций смогут быть представлены.
Итак, в нашей стране выходит множество изданий и программ, отличающихся самыми разными типологическими особенностями. Если при этом учесть возникающие совместные с иностранными газетно-журналь-ными компаниями и теле- и радиоорганизациями издания и программы, студии кабельного телевидения, а также распространение иностранных изданий и программ, то можно уже сейчас говорить о намечающейся тенденции к высокой насыщенности информационных потоков. Однако «информационное пространство» России обустроено в силу ряда причин (политических, экономических, организационных) еще плохо. И требуются большие усилия по совершенствованию системы журналистики, чтобы информированность граждан (а это главная забота журналистов) была обеспечена достаточно надежно.
Совершенствование системы СМИ в значимой мере зависит от понимания реального и необходимого характера взаимодействия СМИ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Наполненность «информационного пространства» множеством изданий и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремящихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой в определенные отношения. Притом независимо от того, желают ли этого журналисты или нет. Ведь выходя на информационный рынок, одни СМИ «сталкиваются» с другими перед «лицом» потребителя-аудитории, и эти «столкновения» как раз и представляют собой различные формы взаимодействия.
С первых шагов своего формирования и на протяжении всей своей жизни каждое СМИ участвует в макровзаимодействии между всеми существующими СМИ. В этом случае СМИ, в поиске своей «ниши», ищет свои отличительные свойства, как бы «отталкиваясь» от имеющихся на рынке. Скажем, еженедельник «За рубежом» определяет свое отличное проблемно-тематическое поле, свою аудиторию, свою форму (от названия, формата и характера верстки до своеобразия заголовочных комплексов и способа указания на источники информации). Надо предусмотреть также и отличающие свойства по сравнению с другими еженедельниками по международной тематике (например, «Новое время» или «Эхо планеты»).
Однако такое дифференцирующее «отрицательное» взаимодействие не может не соседствовать с «положительным», интегрирующим. Ведь «За рубежом» должен учитывать, что зарубежную информацию содержат и другие СМИ, ежедневные газеты, ТВ, РВ. Поэтому журнал как бы дополняет и развивает те краткие отсылки к зарубежным источникам информации, которые в различных формах (цитата, изложение отдельных тезисов, ссылки на уже опубликованные факты и высказанные мнения и т.д.) представлены в других СМИ. Поэтому кроме оригинальных материалов эта газета сообщает «неизвестное об известном», такие детали и частности, развернутые суждения и аргументацию, не говоря уже о полных переводах или подробных дайджестах, которые в силу своих типологических особенностей не дают и не могут дать другие издания. Кроме того, на зарубежном материале газета «За рубежом» представляет вариативные повторы того, что иные издания и программы делают на «внутреннем» материале. Именно вариативные - по содержанию, источникам, изложению, авторам и т.д., что диктуется законами массово-информационной деятельности.
Так в процессе макровзаимодействия проявляются все возможные типы отношений различных СМИ - как «дружеские», так и «враждебные».
«Дружеское» взаимодействие протекает прежде всего как взаимопомощь, кооперация (от лат. cooperatio, «сотрудничество»). Простое проявление - взаимодействие разных по уровню (общенациональных, региональных, районных) изданий и программ при обращении к одной и той же тематической области. Так, например, вопросы международных экономических связей можно рассматривать как в мировом масштабе, так и на уровне взаимодействия фирм разных стран или как тему «выхода» на арену международных экономических связей предприятий района. Соответственно в первом случае тему будут вести издания и программы страны, а в последнем - района, хотя не исключено (а часто бывает и полезным) появление материалов «микроуровня» в «макроизданиях» и «макропрограммах». Наличие СМИ разных масштабов обеспечивает и подробное развертывание тематических пластов, и вариативное (в данном случае по масштабу и характеру материала) дублирование, и взаимодополнение публикаций разных изданий и программ. Все это также свидетельствуете постоянном взаимодействии СМИ как объективно существующего явления (и хорошо, если это осознано журналистами и взаимодействие носит организованный характер, ведется налаженно и постоянно).
Сознательно реализуемая кооперация может быть простой и сложной.
Простая кооперация предполагает соединение усилий при решении единой задачи на основе использования закономерностей эффекта постоянства и кумулятивного (накопительного) эффекта. Единая в своей основе информационная политика проводится с использованием общих черт различных СМИ. Так, когда газета, распространяемая по всей стране, дает еженедельный «Международный обзор», а через несколько дней телезрители получают возможность увидеть «Международную панораму», освещающую те же темы, а к радиослушателям обращаются международные обозреватели, собравшиеся за «круглым столом», - это и есть пример простой кооперации. При этом возникает большая или меньшая избыточность информации. Однако при кооперировании можно добиться, чтобы избыточность не превышала допустимых (и чаще всего необходимых) норм, требуемых для эффективного усвоения передаваемых сообщений. Конечно, следует избегать прямого повторения, как это бывает в случае использования формы типа «утром в газете, вечером на экране».
Простая кооперация неизбежно перерастает в сложную, поскольку в ней задействованы СМИ с разной физической природой носителя сигнала (пресса, радио, телевидение с их специфическими возможностями), разного уровня (от «Всемирной службы радио» до районной газеты), разного типа (хотя бы по набору проблемно-тематических линий). Сложная кооперация основана на использовании разделения труда при всестороннем учете специфики различных изданий и программ. Благодаря этому каждое СМИ берет на себя прежде всего ту часть задач, которую оно может выполнять наиболее эффективно.
Кооперация присуща не только изданиям одного «лагеря» в журналистике. По более или менее нейтральным в политическом отношении темам она возможна для изданий разных ориентации. Используя, например, оперативность радио, способность телевидения давать «картинку», прессы -удерживать внимание на серьезном комментарии при недостатке оперативности и наглядности, можно ведение спортивной темы разделить так: частные краткие оперативные сообщения давать по радио (не исключая элементов репортажности и комментарийности), «картинный» репортаж вести по телевидению (не забывая о минимуме комментирования «картинки» и сообщения дополнительных сведений, если возникает изобразительный вакуум), а сводный комментарий и подробный анализ поручить газете и журналу (при опоре на факты и репортерские наблюдения).
Возможность сложной кооперации подсказывает, что лучше предоставить ведение прямых трансляций из театра телевидению, из концертных залов - радио, а повести и романы публиковать в прессе. При этом нельзя забывать о необходимости определенной избыточности, частичного дублирования информации. По радио можно слушать «Евгения Онегина» в исполнении мастера художественного слова несколько вечеров подряд или по телевидению не один раз видеть дирижера с мировым именем во время исполнения симфонии Бетховена. Конечно, при этом акценты очевидно переносятся с самих произведений на исполнителей и характер интерпретации ими произведений.
Сложная кооперация, следовательно, позволяет эффективно выполнять журналистские задачи на основе единства в каждом отдельном СМИ уникальной информации, ее соседства с дублирующей (частично или полностью), дополняющей и развивающей информацией, связанной с публикациями других, находящихся в кооперационных связях изданий и программ.
Для успешной реализации кооперационных связей и полного использования возможностей кооперации необходимо налаживание координации (лат. coordinatio «приведение в порядок») - сознательного, целенаправленного, организованного распределения и объединения усилий вступающих во взаимодействие кооперативного типа изданий и программ. Организационное обеспечение координации может носить разные формы - от спорадического общения до создания координирующих центров, куда входят представители учредителей и журналистских коллективов. Результатом организованной деятельности оказывается выработка информационной политики, которая также может варьироваться от общих рекомендаций до подробно расписанных планов ведения информационной деятельности по разным направлениям, в том числе планов проведения кампаний (в ходе выборов, по поводу крупных политических событий, в связи с необходимостью реализации долговременных журналистских акций и т.д.).
Простейшей формой координации журналистской деятельности является налаживание выпуска газеты, журнала, радио- или телевизионной программы. Ведь уже на уровне функционирования одной редакции требуется выработка на определенный срок информационной политики по ведущимся в данном органе журналистики проблемно-тематическим направлениям. При этом информационная политика определяется по большому кругу журналистских проблем: по политической линии издания (программы), основным проблемно-тематическим направлениям, характеру их ведения, системе рубрик, отношению к публикациям других СМИ, привлекаемым авторам, жанровой структуре, расположению материалов по страницам (в структуре программы) и т.д.
Разумеется, для выработки, корректировки и постоянного проведения определенной информационной политики нужны руководящие органы (в газете - это главный редактор, редакционная коллегия и секретариат, работающие в соответствии с положениями редакционного устава в различного рода контактах с учредителем).
Но если учесть, что в рамках даже одной редакции информационная политика не может быть реализована в жестких формах, так как вмешивается жизнь, диктуя свои законы, так как свой отпечаток на деятельность СМИ накладывают личностные особенности журналистов (их взгляды) и т.д., то следует констатировать, что в более крупных масштабах с координацией деятельности СМИ дело обстоит еще сложнее. Ведь при координации деятельности ряда изданий и программ помимо трудностей, возникающих в рамках одной редакции, имеется ряд сложностей в согласовании действий самых разных коллективов различной специфики и уровня.
При координации деятельности разных СМИ налаживается сотрудничество как по горизонтали - между «одномасштабными» изданиями и программами разного типа, распространяемыми или по всей стране, или в регионе, области, районе, так и по вертикали - между изданиями и программами различного уровня (скажем, между изданиями, рассчитанными на аудиторию всей страны, и изданиями, выходящими в регионах, вплоть до районных газет).
Однако преодолевая сложности координации, журналисты, придерживающиеся одинаковых ориентации, получают возможность с меньшей затратой сил добиться больших результатов, потому что в данном случае вступают в действие так называемые «эмерджентные» свойства системы, усиливается воздействие СМИ на аудиторию вследствие «сложения сил», дающего качественно иные результаты, большие, чем простая сумма итогов деятельности отдельных изданий и программ. Не случайно, к примеру, для органов журналистики официального характера, учредителями которых являются властные структуры, разрабатывается государственная программа информационной политики средств массовой информации, а для ее реализации организуется совет по информационному обеспечению проводимой властями политики.
«Враждебное» взаимодействие - это отношения между изданиями и программами, стремящимися вытеснить с рынка информации своего конкурента (пусть даже и единомышленника, но с которым «тесно» в одной «информационной нише»), а также преодолеть влияние (и соответственно вытеснить с рынка) политико-идеологического противника.
В условиях плюрализма создается много разнонаправленных изданий и программ, ориентированных на одну аудиторию. Борьба между ними идет очень напряженная. И взаимодействие между СМИ разных позиций (а диапазон их очень широк - от «правых радикалов» до «ультралевых») неизбежно приобретает характер политического соперничества за влияние на массовую аудиторию. Однако это соперничество носит разный характер и различающиеся формы.
Между изданиями и программами, созданными или поддерживающими силы, позиции которых непримиримы (антагонистичны), идет борьба за исключительное влияние на общественность в целом или на ту ее часть (классовую, национальную, религиозную и т.д.), которой отдается предпочтение, чьи интересы выражает и на чью победу рассчитывает данная политическая группировка. Конечно, по вопросам, не связанным с главными политическими проблемами или связанным с ними косвенно, такой борьбы может и не быть (более того, позиции, оценки и предложения по таким вопросам могут быть близкими или даже совпадать), хотя иногда и далекие от политики вопросы в пылу борьбы «политизируются», искусственно вовлекаются в сферу политических сражений, поскольку при желании найти связь с политикой (скажем, спорта, технических достижений, вопросов экологии и т.д.) можно всегда, а в реальной жизни все так или иначе взаимосвязано. По основным же политическим вопросам между СМИ непримиримых сил борьба идет «на уничтожение», примеров чему история журналистики знает сколько угодно. Однако со второй половины XX века, когда в жизни человеческого общества «по нарастающей» идут процессы формирования иного, чем прежде, типа цивилизации, когда борьба «на уничтожение» грозит глобальной катастрофой, объективная логика общественного развития требует иных типов взаимодействия политических сил и связанных с ними средств массовой информации.
Поэтому возникает такой тип взаимодействия, который можно назвать диалогическим взаимодействием, суть которого - в реализации идеи «социального партнерства» между политическими силами (различающимися по взглядам на будущее и путям движения к нему) ради достижения согласованных решений в интересах если не всех, что чрезвычайно трудно, то, по крайней мере, основных слоев общества.
На этом пути есть несколько возможных вариантов решений. Во-первых, основой их служит четкое определение позиций всех сил и приведение ими максимально доказательных аргументов в защиту своих позиций. Во-вторых, партнеры по диалогу через сопоставление взглядов, проверку «своих» и «чужих» мнений на обоснованность могут и должны идти по пути сближения. Это возможно в том случае, если каждый участник диалога в СМИ действительно хочет найти оптимальное решение, а не отстаивать изначально принятую позицию «во что бы то ни стало». Отсюда ценность умения слушать и понимать партнера, определять сильные и слабые его стороны, изменять свои убеждения с учетом сильных сторон позиций «соперника» и способности убедить его изменить свои взгляды и т.д. Полемика, спор, дискуссия конструктивного наполнения - сущность диалога, который является не простым «обменом репликами», а движением через обмен мнениями к сближению позиций.
В-третьих, следует всегда стремиться именно к оптимальному, лучшему в данных условиях решению. Это может быть и консенсус - формирование единого взгляда, более того, единодушия (лат. consensus букв «сочувствование»). Но возможно и согласие в главных моментах при расхождении в частностях, даже существенных. Если возникают близкие взгляды и решения, возможен компромисс - соглашение с помощью взаимных уступок. Но у всякого компромисса есть свои границы, и журналист не должен отступать от жизненно важных интересов представляемых им групп. Отсюда - необходимость возобновления диалога в стремлении найти удовлетворительное решение для всех.
Диалогическое взаимодействие требует толерантности, настроенности на достижение положительного результата всех участников (даже политических «противников»). Это обязывает преодолевать ряд психологических трудностей («межгрупповой дискриминации», «внутригруп-пового фаворитизма», боязни «потерять лицо», «сдачи позиций» и т.п.). Часто ведению «открытого» диалога препятствует настроенность «на победу» одной из сторон с помощью манипулятивных приемов, ложной аргументации,утаивания фактов, неполного анализа ситуации и т.д., что свидетельствует о «закрытости» позиции. Есть и множество гносеологических трудностей даже при открытом диалоге - неполнота знаний, сложность проблемы, запутанность взаимоотношений, слабое владение аргументацией и др. Важным для успеха диалога является взаимоиндуктивность (побуждение к поиску решения даже через «подсказки» оппоненту «выгодных» для него ходов в споре, чтобы и показать свою открытость, и сделать пространство диалога более полным и точным), переход сторон от коллоквиума (обмена репликами, анализа позиций другой стороны) к солилоквиуму - внутреннему анализу достигнутого в диалоге, чтобы приступить к следующему этапу, так сказать, перегруппировав силы. И всегда надо быть готовым к отказу партнера от дальнейшего диалога, что ведет к консервации, а иногда и к обострению конфликтных отношений. В такой ситуации требуется терпение и настойчивое обращение к нерешенной проблеме с побуждением к возобновлению диалога, а не к обмену «ударами».