Уровни и формы мероприятий паблик рилейшнз
Уровни функционирования механизма связей с общественностью составляют определенное представление специалистов о PR-акции или кампании. Как мы отмечали в первой главе, для одних специалистов паб-лик рилейшнз остаются одним из видов рекламной деятельности. Для других — PR почти то же, что и пропаганда. Для третьих — это коммуникация кандидата с избирателями.
У каждого уровня функционирования механизмов связей с общественностью свои цели и задачи, средства и способы воздействия, следовательно — своя технология. Но при этом каждый вышестоящий уровень включает в себя механизмы нижестоящих уровней. Условно выделим пять уровней функционирования механизмов связей с общественностью, существующих в одном и том же пространстве общественного мнения.
1) Уровень взаимного согласования - Этот уровень в связях с общественностью предполагает организацию согласования взаимного поведения и дальнейшего сотрудничества между службой и определенной общественностью. Цель: достижение согласия с целевой общественностью и более отдаленной общественностью ключевых стратегических аспектах жизнедеятельности. Наиболее важной является целевая общественность, интересующая службы связей с общественностью.
Задачи:Организация вхождения противодействующих участников в процесс согласования своих позиций. Обеспечение свободного выражения своих мнений или недовольств согласующимися. Создание условий для двусторонней коммуникации с целью определения спорных моментов в способах сосуществования. В случае бесперспективности коммуникации обеспечение процессов двусторонней идентификации (вхождения диспутантов в заимствованную позицию). Стимулирование выработки взаимоприемлемых договоренностей относительно будущего совместного существования. Обеспечение позитивного мотивационного состояния к выполнению согласованных норм (обязательств) взаимодействия.
2) Уровень паблисити - Паблисити (англ. publicity — публичность, гласность): а) позитивная известность, популярность, общественное признание деятельности человека или организации, достигаемые публичными выступлениями, а также использованием различных средств массовой коммуникации; б) гласность, публичность, открытость; рекламирование, самореклама. Паблисити также представляет собой неконтролируемый, неоплачиваемый метод размещения сообщений в СМИ, стимулирующий спрос на товар, услугу или деятельность; в) создание информационных поводов (например, новые истории или упоминание о новых историях) с целью увеличения известности и популярности личности в коммерческой и политической сферах; г) привлечение внимания широких слоев населения к товарам и услугам, неличностное стимулирование спроса на товар; д) заинтересованное внимание публики (общественности) к тому или иному объекту. В отличие от имиджа, который может быть и положительным, и отрицательным, паблисити имеет только одно измерение (положительный образ), меньшую аудиторию и в меньшей мере, чем имидж зависит от СМИ.
На этом уровне устанавливаются связи между службами PR с общественностью. Основная цель данного уровня — донесение новостей о службе PR и ее деятельности до общественности; регулярное напоминание ей о своем существовании; закрепление в сознании общественности мнение о позитивной деятельности служб связей с общественностью.
В задачи этого уровня входят:Определение методов установления информационного контакта служб PR с общественностью. Планирование и управление информационными потоками, поддерживающими связь служб PR с общественностью.
3) Уровень коррекции общественного мнения (спин-доктор) - Спин-доктор (спин-операции) (англ. spin doctor от spin — верчение, кружение): а) предоставление событий в более благоприятном виде. Он занят исправлением освещения события в масс-медиа, после того как информационное развитие приняло неблагоприятный характер. Спин-доктор является специалистом по новостииному (новостному) миру; б) информационные действия, направленные на создание благоприятного имиджа события или фигуранта; в) менеджмент новостей.
Специалист по связям с общественностью, выполняющий спин-докторские операции, лечит событие, точнее то, какое освещение событие может получить в масс-медиа, то есть подает событие в более благоприятном виде и в нужном направлении. Чаще всего он занят исправлением освещения события в масс-медиа, после того, как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок. На практике используются следующие типы «спина»: 1)до-спин— подготовка перед событием 2)после-спин — наведение блеска на событие; 3) торнадо-спин — попытка перевода общественного интереса в другую сферу; 4) контроль кризиса — менеджмент событий, выходящих из-под контроля; 5) уменьшение ущерба — менеджмент уже неконтролируемых событий с целью предотвращения нанесения дальнейшего ущерба.
Основные задачи:Выявление причин неблагоприятного отношения к службам связей с общественностью. Выявление структуры потребностей и мотивов общественности (на основе чего оценивается имидж). Сопоставление потребностей общественности с уже сформированным образом служб связей с общественностью с целью нахождения положительных и отрицательных факторов. Выявление информационных каналов, по которым сведения доходят до аудитории, а также проверка того, как аудитория относится к этим каналам. Выявление наиболее подходящих методов воздействия для конкретной ситуации. Оценка результатов деятельности: проведение повторного исследования с целью определения результативности корректировки отношения к службам связей с общественностью.
4) коммуникативный уровень - На этом уровне PR-деятельность нацелена на нала-живание взаимопонимания между общественностью и службами PR путем коррекции представлений обще-ства и служб связей с общественностью.
Задачи: Организация процесса изложения каждой из сторон своей точки зрения по предмету обсуждения. Организация учета взаимной критики каждой из сторон, направленного на коррекцию представлений в сторону большего соответствия действительности.
Данный уровень особенно эффективен, когда не-обходим именно диалог (а не монолог) между предста-вителями общественности и службы связей с общест-венностью.
Такая необходимость может возникнуть, к примеру, при работе с отрицательными и неправди-выми слухами о службе связей с общественностью, которые невозможно устранить путем обычных пуб-ликаций в СМИ. Какими же средствами можно обес-печить диалоговую коммуникацию? Это — встречи, переговоры, дискуссии, круглые столы и т. п.