Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач

Обработка информации с помощью компьютера предполагает ее предварительную структуризацию. Структуризация означает размещение информации в памяти компьютера в некоторой наперед заданной последовательности, что позволяет использовать формальные средства ее обработки.

В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме структурированных управленческих документов, имеющих вид таблиц (накладная, наряд, требование и т. д.). Тогда структуризация проявляется в фиксации в них экономических показателей, однозначно определяющих состояние управляемого объекта или оценить эффективность того или иного экономического процесса.

Экономический показатель однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса (объекта). Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.

Материальные объекты и реальные процессы имеют качественные и количественные характеристики, которые в экономических показателях или документах называются реквизитами. Отсюда все реквизиты в экономических показателях делятся на

- реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;

- реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.

В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономических показателей.

Пример входного и результирующего показателя

Необходимость в выделении из документов экономических показателей, а также перечисленных видов реквизитов диктуется необходимостью правильной формализации расчетов и выполнения логических операций. Это становится возможным за счет существующего однозначного взаимного соответствия между понятиями ²экономический показатель² и ²переменная с индексами². В большинстве случаев в качестве переменной служат реквизит-основание, а индексов - реквизиты-признаки.

Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач - student2.ru

Еще пример. Показатель ²Фактическая стоимость товара ²Столы офисные², поступившие 12.05.2015 года от поставщика “фирма “Восход”, составила 100 тыс. руб.², содержится в качестве:

а) реквизита-основания (переменная) - словосочетание ²Фактическая стоимость², которое можно обозначить как “S”;

б) реквизитов-признаков (индексов), как правило, несколько: ²товар², который обозначим как t; “поставщик”, который обозначим как p “дата покупки“, обозначаемую как d.

Тогда переменная с индексами , смысл которой состоит в следующем: фактическая стоимость (S) t-го товара, поставленного p-м поставщиком, d-й датой, может быть использована для формализации процессов обработки данных. Величина S обрабатывается с помощью арифметических операций, а индексы используются для выполнения логических операций (сравнения, сортировки, поиска, группировки и т.д.).

Данная структуризация позволяет формализовать процесс расчета суммы поставки каждым поставщикам по формуле:

где - фактическая стоимость (S) t-го товара, поставленного p-м

поставщиком, d-й датой;

- фактическая стоимость всех товаров, поставленных p-м

поставщиком за все даты.

Представление экономического показателя в табличном виде:

Пример представления показателей в табличном виде:

Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач - student2.ru

Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач - student2.ru Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач - student2.ru

Еще пример формализации информации, но уже не форме экономического показателя:

(Номер поставщика, Название поставщика, Адрес поставщика, Телефон, Расчетный счет). Легко убедиться, что информация в таком виде трудно поддается обработке (сортировка, поиск, группировка). Чтобы автоматизировать поиск и обработку эти данные, необходимо структурировать, выработав определенные соглашения о способах представления данных. Например, Название поставщика нужно записывать одинаково для всех поставщиков, оно должно иметь длину, не превышающую отведенное количество символов, и определенное место среди остальной информации. Эти же замечания справедливы и для остальных данных.

После проведения несложной структуризации с информацией, указанной в примере, она будет выглядеть следующим образом:

Номер поставщика Название поставщика Адрес поставщика Телефон Расчетный счет
ООО Восток Москва 55-55-66-88
ООО Запад Воронеж 44-66-77-33
ОООСевер Тула 11-22-88-99

Наши рекомендации