Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач
Обработка информации с помощью компьютера предполагает ее предварительную структуризацию. Структуризация означает размещение информации в памяти компьютера в некоторой наперед заданной последовательности, что позволяет использовать формальные средства ее обработки.
В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме структурированных управленческих документов, имеющих вид таблиц (накладная, наряд, требование и т. д.). Тогда структуризация проявляется в фиксации в них экономических показателей, однозначно определяющих состояние управляемого объекта или оценить эффективность того или иного экономического процесса.
Экономический показатель однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса (объекта). Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.
Материальные объекты и реальные процессы имеют качественные и количественные характеристики, которые в экономических показателях или документах называются реквизитами. Отсюда все реквизиты в экономических показателях делятся на
- реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;
- реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.
В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономических показателей.
Пример входного и результирующего показателя
Необходимость в выделении из документов экономических показателей, а также перечисленных видов реквизитов диктуется необходимостью правильной формализации расчетов и выполнения логических операций. Это становится возможным за счет существующего однозначного взаимного соответствия между понятиями ²экономический показатель² и ²переменная с индексами². В большинстве случаев в качестве переменной служат реквизит-основание, а индексов - реквизиты-признаки.
Еще пример. Показатель ²Фактическая стоимость товара ²Столы офисные², поступившие 12.05.2015 года от поставщика “фирма “Восход”, составила 100 тыс. руб.², содержится в качестве:
а) реквизита-основания (переменная) - словосочетание ²Фактическая стоимость², которое можно обозначить как “S”;
б) реквизитов-признаков (индексов), как правило, несколько: ²товар², который обозначим как t; “поставщик”, который обозначим как p “дата покупки“, обозначаемую как d.
Тогда переменная с индексами , смысл которой состоит в следующем: фактическая стоимость (S) t-го товара, поставленного p-м поставщиком, d-й датой, может быть использована для формализации процессов обработки данных. Величина S обрабатывается с помощью арифметических операций, а индексы используются для выполнения логических операций (сравнения, сортировки, поиска, группировки и т.д.).
Данная структуризация позволяет формализовать процесс расчета суммы поставки каждым поставщикам по формуле:
где - фактическая стоимость (S) t-го товара, поставленного p-м
поставщиком, d-й датой;
- фактическая стоимость всех товаров, поставленных p-м
поставщиком за все даты.
Представление экономического показателя в табличном виде:
Пример представления показателей в табличном виде:
Еще пример формализации информации, но уже не форме экономического показателя:
(Номер поставщика, Название поставщика, Адрес поставщика, Телефон, Расчетный счет). Легко убедиться, что информация в таком виде трудно поддается обработке (сортировка, поиск, группировка). Чтобы автоматизировать поиск и обработку эти данные, необходимо структурировать, выработав определенные соглашения о способах представления данных. Например, Название поставщика нужно записывать одинаково для всех поставщиков, оно должно иметь длину, не превышающую отведенное количество символов, и определенное место среди остальной информации. Эти же замечания справедливы и для остальных данных.
После проведения несложной структуризации с информацией, указанной в примере, она будет выглядеть следующим образом:
Номер поставщика | Название поставщика | Адрес поставщика | Телефон | Расчетный счет |
ООО Восток | Москва | 55-55-66-88 | ||
ООО Запад | Воронеж | 44-66-77-33 | ||
ОООСевер | Тула | 11-22-88-99 |