Критерии оценивания проекта
Описание методов, методик, технологий.
Лекция с мультимедийным сопровождением, практическое занятие, связанное с темой, дискуссии.
Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.
В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.
План занятия
Метод проектов и его особенности.
Особенности метода проектов.
Проектный продукт, как практическое воплощение проекта.
Роль учителя в работе над проектом.
Методы организации работы над проектом.
Виды проектов.
Критерии оценивания проекта.
Дневник работы над проектом.
Знакомство с различными проектами учащихся из опыта работы.
Содержание.
Метод проектов и его особенности.
Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы,значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного проектного продукта.
Для чего нужен метод проектов? Метод учит учащихся самостоятельному, творческому мышлению: размышлять, опираясь на знание фактов, использовать закономерности науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли. Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или творческо-игровая деятельность учащихся-партнеров.
Особенности метода проектов.
Особенностями метода проектов являются:
- наличие проблемы;
- ясной, реально достижимой цели;
- создание проектного продукта;
- предварительное планирование работы.
Проектный продукт, как практическое воплощение проекта.
Главным отличием учебного проекта является создание проектного продукта. Проектный продукт - это воплощение найденного способа решения проблемы проекта. Продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности человека.
Для учащихся проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Для учителя – это развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Как правило, в работе над проектом, выделяют следующие этапы:
- проблематизация;
- целеполагание;
- планирование;
- реализация;
- самооценка;
- рефлексия.
Роль учителя в работе над проектом.
Роль учителя в работе над проектом зависит от возраста учащихся и степени их готовности выполнять данную работу. Учитель может выступать в качестве:
- руководитель проекта (5-6 класс);
- коллега по работе (7-8 класс);
- эксперт-знаток (9-10 класс);
- супервизора – человек, который всего лишь вдохновляет на работу и создает условия для успешного её осуществления.
Методы организации работы над проектом.
Организация работы над проектом может проходить в разных формах, цель которых научить учащихся как подготовить и реализовать свой проект. Это могут быть:
- Обучающие лекции и семинары – занятия, на которых учащимся дают теоретические знания по организации работы над проектом.
- Творческие проектные мастерские – работа в небольших коллективах, состоящих из педагога, который становиться руководителем данной мастерской и учащихся, которые выполняют различные поручения в ходе работы над проектом.
- Летняя предметная практика для учащихся, во время которой учащиеся посещают музеи, выставки, общественные организации, это поможет им в работе над проектом и проектным продуктом.
Виды проектов.
Проекты бывают различных видов, в зависимости от вида проекта определяется проектный продукт. Учащиеся сами могут сделать выбор вида проекта и соответствующего проектного продукта, например:
- Практико-ориентированный (продуктом может быть: пособие, макет, инструкция, памятка)
- Информационный (продуктом может быть: результат исследования)
- Творческий (продуктом может быть: произведение, видеофильмы и т.д.)
- Игровой или ролевой (продуктом может быть: мероприятие).
Критерии оценивания проекта.
Для того чтобы оценить работу учащихся над проектом, можно использовать следующие критерии:
- постановка цели проекта;
- планирование путей достижения цели проекта;
- глубина раскрытия темы проекта;
- разнообразие источников информации;
- целесообразность их использования;
- соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;
- личная заинтересованность автора,
- творческий подход к работе;
- соответствие требованиям оформления письменной части;
- качество проведения презентации;
- качество проектного продукта.