Поиск информации в сети

Язык запросов — это искусственный язык, содержащий специальные символы и операторы, на котором создаются запросы, которые обрабатываются информационно-поисковыми системами.

Ключевые слова (key-words) - слова, которые наиболее точно отражают суть того, что необходимо найти.

Релевантным (англ. relevant – «подходящий») называется документ, полностью соответствующий введенному запросу. Релевантность поиска – это его полнота (найдены все релевантные документы) и точность (не найдено ничего лишнего). Коэффициент полноты поиска определяют как отношение количества найденных релевантных документов к общему количеству существующих в базе данных релевантных документов. Коэффициент точности поиска определяют как отношение количества найденных релевантных документов к количеству всех найденных документов.

Пертинентность – это соотношение объема полезной для пользователя информации к объему полученной. Средства повышения пертинентности: уточнение формулировок запросов, ранжирование по весовым критериям, ограничение числа выданных в результате поиска документов.

Одним из средств повышения пертинентности поиска в поисковых системах являются «расширенный» (форма, которую нужно заполнить, ответив на дополнительные вопросы) и «сложный» (использование булевых операторов, поиск с помощью логических операторов) поиск.

Сохранение web-страниц. Для сохранения найденной информации имеют значение два обстоятельства: тип браузера и вид, в котором вы хотите сохранить документ.

Рассмотрим варианты сохранения на примере Microsoft Internet Explorer (IE). IE позволяет сохранить документ как: web-страницу полностью (со всеми иллюстрациями, которые разместятся в отдельной папке, что довольно удобно); web-архив (с включенными иллюстрациями); web-страницу, один файл (без иллюстраций, только HTML); текстовый файл (только текст документа). При сохранении в IE возможно указание кодировки страницы. При сохранении файлов других типов (doc, ppt, pdf и др.) браузер автоматически начнет «скачивание» файла после подтверждения.

Для «скачивания» информации из Интернета без помощи браузера существуют специальные утилиты (ReGet, FlashGet и др.). При их использовании после обрыва связи решается проблема восстановления перекачки.

Для сохранения полученной из Интернета информации также возможно использование текстового редактора: найденная информация на web-странице копируется в буфер обмена, вставляется из буфера в текстовый редактор и сохраняется его средствами.

Практические задания

Задание 1.Познакомьтесь с основными понятиями, связанными с технологиями информационных коммуникаций

Задание 2.Изучите язык запросов на примере различных поисковых систем. Используйте для поиска материала функцию расширенного поиска и справку.

Результаты изучения операторов поисковых систем оформите в виде таблицы:

ОПЕРАТОРЫ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ – СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
  Поисковая система
Назначение оператора google.com yandex.ru yahoo.com altavista.com
Поиск точных слов или фразы        
Поиск страниц, содержащих одно из слов        
Исключение страницы, содержащие слово или фразу        
Поиск страниц, содержащих все слова        
Отключение морфологического поиска        
Ограничение поиска определенным типом файла        
Поиск страниц, содержащих ссылки на указанную страницу        
Ограничение поиска страницами, написанные на определенном языке        
Ограничение поиска страницами, содержащими указанные слова в заголовке страниц        

Задание 3.Для отработки навыков поиска информации решите предложенные задачи.

№1. Как доехать? Предложите гастрольный тур коллектива по двум, трём городам и разработайте маршрут передвижения: поезда, автобусы, самолёты и т.д. Результаты поиска оформите в виде таблицы:

Маршрут передвижения (пункты и время отправления и прибытия)
№ поезда (рейса) Название поезда (рейса) Время отправления Время прибытия Время в пути
         
         

Пример решения задачи № 1.

Пояснения: Вокальный ансамбль из Бобруйска имеет гастрольный тур по городам Беларуси (Минск-Брест). Первое выступление в 19:00 в Минске. Концерт длится 2,5 часа. Следующий концерт в Бресте в 10:00 следующего дня. Подготовьте маршрут передвижения вокального ансамбля.

Маршрут передвижения вокального ансамбля из Бобруйска через Минск в Брест (гастрольный тур)
№ поезда (рейса) Название поезда (рейса) Время отправления Время прибытия Время в пути
330К Бобруйск- Минск 15:06 17:21 2 часа 15 минут
027Б Минск-Брест 23:28 02:38 3 ч. 10 мин

№2. Где лучше купить книгу? Найдите стоимость любой книги культурологической тематики в трёх разных Интернет-магазинах. Результаты поиска оформите в виде таблицы:

Где лучше купить книгу? (название книги)
  Название URL Цена
     
     
     

Пример оформления библиографического описания книги: Шиманский, М.Н. Моя вера - моя Беларусь/ М.Н. Шиманский. - Минск: Историко-художественная лит-ра, 2010. – 270 с.

№3. Где можно прочесть книгу? Найдите любую книгу культурологической тематики в электронных библиотеках. Выясните в каких электронных библиотеках её можно прочесть. Результаты поиска оформите в виде таблицы:

Где можно прочесть книгу? (название книги)
  Название библиотеки URL
   
   
   

№4. Найдите информационные ресурсы, посвящённые культурологической тематике (порталы, блоги, форумы и т.д.). Опишите основное контентное наполнение и назначение каждого из них. Результаты поиска оформите в виде таблицы:

  Название веб-сайта URL Контент и назначение
     
     
     

Задание 4.Изучите алгоритм работы с центром управления избранным и отработайте навыки использования браузера и сохранения информации

Избранное - позволяет просматривать избранные веб-сайты, RSS-каналы ( Поиск информации в сети - student2.ru ) и журнал в одном месте. Чтобы отобразить меню "Избранное", нажмите кнопку "Избранное": Поиск информации в сети - student2.ru . Изучите особенности добавления ссылок в папку «Избранное» и на панель избранного.

Поиск информации в сети - student2.ru Поиск информации в сети - student2.ru

Изменить масштаб просматриваемой страницы возможно с помощью меню Вид.

Поиск информации в сети - student2.ru

Для отработки навыков использования браузера и сохранения информации выполните предложенные задания:

1.1 Найдите пять поисковых систем. Каждую поисковую систему сохраняйте в Избранном в папке Поисковые системы.

1.2 Найдите пять каталогов по предложенной теме. Каждый каталог сохраняйте в Избранном в папке Каталоги.

1.3 Используя сохранённые поисковые системы и каталоги, найдите пять ресурсов по предложенной теме. Сохраните их в Избранном в папке Материалы по теме.

1.4 Используя сохранённые поисковые системы, найдите пять графических изображений по предложенной теме. Сохраните их в личной папке.

1.5 Найдите три иностранных сайта по предложенной теме. Сохраните их в Избранном в папке Материалы по теме. Отметьте, каким странам принадлежат данные сайты.

1.6 Переведите иностранные сайты на русский или белорусский язык. Перевод сохраните в текстовом файле в личной папке. Отредактируйте перевод. Вставьте ссылку на ресурс.

1.7 Используя сохранённые в пункте 1.3 ресурсы, сохраните нужную Вам страницу в личной папке в трех вариантах: 1 – только текстовую информацию; 2 – страницу полностью, вместе с графикой в неизменённом виде; 3 – страницу в неизмененном виде, только без графики.

Наши рекомендации