Поиск информации в сети
Язык запросов — это искусственный язык, содержащий специальные символы и операторы, на котором создаются запросы, которые обрабатываются информационно-поисковыми системами.
Ключевые слова (key-words) - слова, которые наиболее точно отражают суть того, что необходимо найти.
Релевантным (англ. relevant – «подходящий») называется документ, полностью соответствующий введенному запросу. Релевантность поиска – это его полнота (найдены все релевантные документы) и точность (не найдено ничего лишнего). Коэффициент полноты поиска определяют как отношение количества найденных релевантных документов к общему количеству существующих в базе данных релевантных документов. Коэффициент точности поиска определяют как отношение количества найденных релевантных документов к количеству всех найденных документов.
Пертинентность – это соотношение объема полезной для пользователя информации к объему полученной. Средства повышения пертинентности: уточнение формулировок запросов, ранжирование по весовым критериям, ограничение числа выданных в результате поиска документов.
Одним из средств повышения пертинентности поиска в поисковых системах являются «расширенный» (форма, которую нужно заполнить, ответив на дополнительные вопросы) и «сложный» (использование булевых операторов, поиск с помощью логических операторов) поиск.
Сохранение web-страниц. Для сохранения найденной информации имеют значение два обстоятельства: тип браузера и вид, в котором вы хотите сохранить документ.
Рассмотрим варианты сохранения на примере Microsoft Internet Explorer (IE). IE позволяет сохранить документ как: web-страницу полностью (со всеми иллюстрациями, которые разместятся в отдельной папке, что довольно удобно); web-архив (с включенными иллюстрациями); web-страницу, один файл (без иллюстраций, только HTML); текстовый файл (только текст документа). При сохранении в IE возможно указание кодировки страницы. При сохранении файлов других типов (doc, ppt, pdf и др.) браузер автоматически начнет «скачивание» файла после подтверждения.
Для «скачивания» информации из Интернета без помощи браузера существуют специальные утилиты (ReGet, FlashGet и др.). При их использовании после обрыва связи решается проблема восстановления перекачки.
Для сохранения полученной из Интернета информации также возможно использование текстового редактора: найденная информация на web-странице копируется в буфер обмена, вставляется из буфера в текстовый редактор и сохраняется его средствами.
Практические задания
Задание 1.Познакомьтесь с основными понятиями, связанными с технологиями информационных коммуникаций
Задание 2.Изучите язык запросов на примере различных поисковых систем. Используйте для поиска материала функцию расширенного поиска и справку.
Результаты изучения операторов поисковых систем оформите в виде таблицы:
ОПЕРАТОРЫ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ – СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ | ||||
Поисковая система | ||||
Назначение оператора | google.com | yandex.ru | yahoo.com | altavista.com |
Поиск точных слов или фразы | ||||
Поиск страниц, содержащих одно из слов | ||||
Исключение страницы, содержащие слово или фразу | ||||
Поиск страниц, содержащих все слова | ||||
Отключение морфологического поиска | ||||
Ограничение поиска определенным типом файла | ||||
Поиск страниц, содержащих ссылки на указанную страницу | ||||
Ограничение поиска страницами, написанные на определенном языке | ||||
Ограничение поиска страницами, содержащими указанные слова в заголовке страниц |
Задание 3.Для отработки навыков поиска информации решите предложенные задачи.
№1. Как доехать? Предложите гастрольный тур коллектива по двум, трём городам и разработайте маршрут передвижения: поезда, автобусы, самолёты и т.д. Результаты поиска оформите в виде таблицы:
Маршрут передвижения (пункты и время отправления и прибытия) | ||||
№ поезда (рейса) | Название поезда (рейса) | Время отправления | Время прибытия | Время в пути |
Пример решения задачи № 1.
Пояснения: Вокальный ансамбль из Бобруйска имеет гастрольный тур по городам Беларуси (Минск-Брест). Первое выступление в 19:00 в Минске. Концерт длится 2,5 часа. Следующий концерт в Бресте в 10:00 следующего дня. Подготовьте маршрут передвижения вокального ансамбля.
Маршрут передвижения вокального ансамбля из Бобруйска через Минск в Брест (гастрольный тур) | ||||
№ поезда (рейса) | Название поезда (рейса) | Время отправления | Время прибытия | Время в пути |
330К | Бобруйск- Минск | 15:06 | 17:21 | 2 часа 15 минут |
027Б | Минск-Брест | 23:28 | 02:38 | 3 ч. 10 мин |
№2. Где лучше купить книгу? Найдите стоимость любой книги культурологической тематики в трёх разных Интернет-магазинах. Результаты поиска оформите в виде таблицы:
Где лучше купить книгу? (название книги) | |||
Название | URL | Цена | |
Пример оформления библиографического описания книги: Шиманский, М.Н. Моя вера - моя Беларусь/ М.Н. Шиманский. - Минск: Историко-художественная лит-ра, 2010. – 270 с.
№3. Где можно прочесть книгу? Найдите любую книгу культурологической тематики в электронных библиотеках. Выясните в каких электронных библиотеках её можно прочесть. Результаты поиска оформите в виде таблицы:
Где можно прочесть книгу? (название книги) | ||
Название библиотеки | URL | |
№4. Найдите информационные ресурсы, посвящённые культурологической тематике (порталы, блоги, форумы и т.д.). Опишите основное контентное наполнение и назначение каждого из них. Результаты поиска оформите в виде таблицы:
Название веб-сайта | URL | Контент и назначение | |
Задание 4.Изучите алгоритм работы с центром управления избранным и отработайте навыки использования браузера и сохранения информации
Избранное - позволяет просматривать избранные веб-сайты, RSS-каналы ( ) и журнал в одном месте. Чтобы отобразить меню "Избранное", нажмите кнопку "Избранное": . Изучите особенности добавления ссылок в папку «Избранное» и на панель избранного.
Изменить масштаб просматриваемой страницы возможно с помощью меню Вид.
Для отработки навыков использования браузера и сохранения информации выполните предложенные задания:
1.1 Найдите пять поисковых систем. Каждую поисковую систему сохраняйте в Избранном в папке Поисковые системы.
1.2 Найдите пять каталогов по предложенной теме. Каждый каталог сохраняйте в Избранном в папке Каталоги.
1.3 Используя сохранённые поисковые системы и каталоги, найдите пять ресурсов по предложенной теме. Сохраните их в Избранном в папке Материалы по теме.
1.4 Используя сохранённые поисковые системы, найдите пять графических изображений по предложенной теме. Сохраните их в личной папке.
1.5 Найдите три иностранных сайта по предложенной теме. Сохраните их в Избранном в папке Материалы по теме. Отметьте, каким странам принадлежат данные сайты.
1.6 Переведите иностранные сайты на русский или белорусский язык. Перевод сохраните в текстовом файле в личной папке. Отредактируйте перевод. Вставьте ссылку на ресурс.
1.7 Используя сохранённые в пункте 1.3 ресурсы, сохраните нужную Вам страницу в личной папке в трех вариантах: 1 – только текстовую информацию; 2 – страницу полностью, вместе с графикой в неизменённом виде; 3 – страницу в неизмененном виде, только без графики.