Постановка знаков препинания в современных СМИ

1.Активизация многоточия.

2.Союз но стал часто дублироваться

3.Очень часто ставится вопрос в заголовках, таким образом появляются вопросительные заголовки.

4.Знаков препинания стало больше (преобладают расчленимые конструкции):

Парцелляция (Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе. В поиске пути. В сердечной смуте.)

Сегментация (Велла. Вы велеколепны.)

Это придает речи экспрессивный характер

5.Авторы ставят знаки где ни попадя (неграмотность)

6.Раньше в публ.текстах разгов.речь не допускалас, теперь же в СМИ много выражений, которые пришли из разговорной речи.

7.На месте интонац.паузы ставят зн.препин, получается, что часто подлеж.отделяется от сказуемого (обычно ставят тире).

8.Тире стало замещать двоеточие.

9.Избегают ковычек и больших прописных букв.

В рекламе:

-экспрессия

-привлечение внимания

-часто ставятся ? ! :

-графическое оформление

-усиление высказывания ( - )

Многочленные СП.

Многочленные СП – предлож.с различ.комбинациями минимальных структур,кот.усложняют не только структуру, но и значение всего сложного предложения.

(Когда нацист силен – он жесток; когда нацисту плохо – он мелочно злобен; когда нацист побит – он становится слезливым романтиком и пытается убедить весь мир, что Германия – несчастная, бедная страна кротких и честных тркженников.)

Усложненные – части соед-ся одинаковым типом связи.

Смешанные – части соед-ся разными типами связи.

Многочлены с бессоюзной связью.

-из частей передающих разные значения (Выяснилось: упряжки готовы, отряду приказано выходить.)

-1 часть связана с последующими объяснит.отношениями, две другие – обусловленными (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)

-к ведущей бессоюзной связи предикат.единиц добавляется союзная, сочинит.или подчинит. (Тебя любили, тебя лилеяли, тебя ласкали, поэтому….)

-две последние части составляют логико-смысловой компонент (На собрании перед рабочими ставили новые задачи, комсорг говорил о встречном плане, который надо было принять.)

Многочлены с сочинит.связью:

-части связаны сочинит.союзами, передающими разные грамматич.значения. (Многие участвуют в решении этой задачи, и все понимают ее важность, а поэтому можно быть уверенным в ее выполнении.)

-отношения противительные и причинно-следственные (Этот процесс очень сложен, но это необходимый процесс, и мы должны отнестись к нему с должным вниманием.)

-части многочлена могут образовывать смысловые и структурные комплексы внутри многочлена (С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце заблестело и на… листве, и на …траве, и на ряби быстрой реки.)

Многочлены с подчинит.связью:

-временная и придаточная части относятся ко всей главнойчасти, по разному характеризуют ее, создавая усложненный многочлен (Когда вспыхнуло восстание, он стал на сторону восставших, потому чтоненависть продолжала гореть в его сердце.)

-условная придат.часть относится ко всей главной, а изъяснит.придат.к одному слову (Если мне удалось передать читателю свои впечатления, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой.)

Виды подчинения:

-Неоднородное подчинение.

-Однородное соподчинение.

-Последовательное подчинение.

Связи в многочленах:

-бессоюзие и сочинение

-бессоюзие и подчинение

-сочинение и подчинение

-бессоюзие, сочинение и подчинение

Монологическая речь. Синтаксис целого текста. Основные понятия (ССЦ, период, абзац).

Для ситуации речевого общения обязательны 2 участника – говорящий и адресат. По характеру их участия различается 2 вида речевой деятельности – речь монологическая и диалогическая.

В монологической речи активным является только говорящий. Адресат не всегда принимает непосредственное участие в речевом акте: он может быть отделён, отстранён в пространстве или во времени; его реакция на речь говорящего не предусмотрена этой формой речи.

В монологе говорящий является полновластным распорядителем языковых средств, их выбора, соединения. Как правило, в тексте преобладают повествовательные предложения, не предполагаются вопросы и ответы. Но если они и используются, то выступают как средства «оживлённой» манеры речи или отражают ход рассуждений говорящего.

Из текста можно вычленить сложное синтаксическое целое. ССЦ –это компонент текста, представляющий собой ряд высказываний, которые объединены общей темой и имеют структурные показатели связи (повторение слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, вводные слова, порядок слов в предложениях и т.п.) В ССЦ более или менее отчётливо выделяются такие элементы композиции смысла, как зачин, развитие до кульминационного момента или противоречия и концовка. Предложения в ССЦ могут соединяться как параллельной, так и цепной связью. ССЦ не имеет определённой количественной характеристики, его чёткие границы не всегда можно установить в тексте.

ССЦ часто, но не всегда совпадает с абзацем. Абзац – это отрезок текста от одной красной строки до другой, заключающий в себе обычно несколько предложений, реже – только одно предл-е. текст, не разбитый на абзацы, не только труден для чтения, но и проигрывает в смысловом отношении.

Период - это сильно распространённое предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Такое интонационное оформление образует как бы кольцо, круг: период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произношения. В больших по объёму периодах повышение и понижение, в свою очередь, подразделяются на части посредством пауз меньшей длительности; эти части называются членами периода. Благодаря ёмкости и изяществу формы, лёгкости восприятия заключённого в нём содержания, период получил распространение в различных стилях и жанрах: художественной прозе, в поэзии, в ораторских выступлениях, в публицистической речи.

В зависимости от смысловых отношений между повышением и понижением выделяются разные виды периода: временной, причинный, сравнительный, условный, уступительный и др.

Наши рекомендации