Коммуникационных каналов

Коммуникационный канал— это реальная или вооб­ражаемая линия связи (контакта), по которой сообще­ния движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникацион­ной деятельности, в какой бы форме она ни осуществля­лась (подражание, управление, диалог). Коммуникаци­онный канал предоставляет коммуниканту и реципиен­ту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

Важно обратить внимание на следующее обстоятель­ство. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощениясооб­щений, которое выражает смысловое содержание. Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени. Коммуника­ционная же деятельность, как известно, представляет со­бой движение смыслов в социальном пространстве, и ре­зультатом этой деятельности является распространение просвещения, формирование общественного мнения и общественных настроений и т. д. Коммуникационная де­ятельность суть деятельность духовная, но для ее реали­зации нужны материально-технические средства, в каче­стве которых выступают коммуникационные каналы. Итак, коммуникационные каналы — материальная сто­рона социальной коммуникации.

Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось по­стоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусст­венными, сознательно созданными людьми.

Естественные коммуникационные каналы — это кана­лы, использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для передачи смысловых сообще­ний в физическом пространстве. Таких каналов два: не­вербальный (несловесный) и вербальный (словесный).

Невербальныйканал — древнейший из коммуникаци­онных каналов, возникший в ходе биологической эволю­ции задолго до появления человека. Он представляет со­бой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации — демонстра­ция переживаемых эмоциональных состояний — гнев, боль, страх и т. д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты. Напри­мер, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми, и мы специально рассмотрим его особенности.

Вербальныйканал доступен только роду человечес­кому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Подчеркнем, что ре­чевая способность — отличительный признак хомо сапи­енс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головно­го мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевые зоны» в мозгу), развитие ар­тикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т. п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, пра­вомерно считать естественным.

Формирование речевой способности (и соответствен­но — вербального коммуникационного канала) происхо­дило в процессе антропогенеза. Последовательные ступе­ни этого процесса от ископаемых обезьян австралопитеков до неоантропов — людей современного типа представле­ны в табл. 4.1.

Палеолингвисты полагают, что австралопитеки не выходили за пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций; питекантропы (археоантропы) владе­ли примитивной диалоговой речью, состоящей из слов-предложений; неандертальцы (палеоантропы) строили простейшие грамматические конструкции, подобно мало­грамотным и начинающим говорить детям; наконец неоантропы (кроманьонцы), видимо, освоили монологовую речь со сложной грамматической структурой.

Потребность в искусственных коммуникационных ка­налах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют соци­ально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве. Эти смыслы связа­ны, во-первых, с передачей полезного практического опы­та, во-вторых, с магическими верованиями первобытных людей. Для удовлетворения этой первичной коммуника­ционной потребности использовались два искусственных канала, которые появились если не одновременно, то срав­нительно скоро после формирования неоантропов:

• канал иконических документов— графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;

• канал символьных документов— амулеты, украше­ния, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный маги­ческий смысл, а также языческие идолы и вообще изобра­жения богов.

Палеолитическое искусство, зародившееся 35 тыс. лет назад в виде резьбы по кости и дереву, уже через 5 тыс. лет представлено пещерными гравюрами и картинами, различными скульптурами, украшениями, орнаментиро­ванными изделиями. Небольшие статуэтки «палеолити­ческих венер» — символ женского плодородия — носились в качестве подвесок, были в ходу всевозможные ожере­лья, браслеты, диадемы, кольца, которые вырезались из слоновой кости и кости мамонта, составлялись из раку­шек, зубов животных, цветных камушков. Апогей пещер­ной живописи датируется 15—2 тыс. лет назад (культура мадлен), когда искусно создавались грандиозные много­цветные сюжетные ансамбли, где наряду с реалистичес­кими изображениями женщин и мужчин, мамонтов, би­зонов, лошадей, носорогов часто встречаются фантасти­ческие «химеры» в виде туловища медведя с головой волка, «дьяволята» с увенчанной рогами головой и покры­тым шерстью телом.

Таблица 4.1

Культурно-антропологическая эволюция

семейства гоминид

Гомидные характеристики   Австрало­питек группы А 5 —1 млн. л. н. Питекантроп 1500 —200 тыс. л. н. Неандерталец 200 —30 тыс. л. н. Неантроп- кроманьонец 40 —15 тыс. л. н.
Объем мозга (см 3) 600 —550 950 —900 1600 —1400 1580 —1476
Прямохождение освоено обычно обычно обычно
Кисть руки несовер­шенна относительно развита развита Развита
Анатоми­ческие предпо­сылки речи нет   речевая зона в мозгу, артикуляционный аппарат развитие речевых и артикуляционных структур большой подбородочный выступ, грациализация челюсти
Использо­вание огня нет есть регулярно Регулярно
Образ жизни бродячий   стадный, полубродячий общинный, оседлый оседлая родовая община
Рост муж­чины (см) 120—140 150—160
Орудия   костяные, деревянные, оббитая галька   каменные аналоги топора и ножа   орудия для изготовления других орудий разнообраз­ная орудий­ная дея­тельность  
Уровень мышления   высшие приматы   эмпиричес­кий опыт, абстракций нет есть абстрактное мышление развитые абстракции и ассоциации
Масштабы общения   зоокоммуникация между особями внутри стада   между общинами   между общинами  
Коммуникационная деятель­ность невербальная коммуника­ция диалоговая примитивная речь монологовая простейшая речь свободное владение речью
  Социаль­ная память   нет   обмен опы­том путем демонстра­ций и подражания примитив­ный симво­лизм (тоте­мы, амулеты, украшения) овеществлен­ная и неове­ществленная память

Коммуникационные каналы палеолитического искус­ства выполняли социальные функции, которые можно разделить на: явные,осознаваемые самими древнейшими людьми, — это магическая (культовая) функция и «педа­гогическая» функция — передача полезного опыта подра­стающему поколению; и неявные,но очень важные функ­ции — интеллектуальная — развитие абстрактного мыш­ления и эстетическая — развитие чувства гармонии, красоты, благодаря созерцанию художественно насыщен­ных произведений талантливых мастеров.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрыв­ном единстве послужили исходной базой для формиро­вания устной коммуникации;иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации.Устная коммуникация и документная коммуникация — два родасоциальной коммуникации, сыгравшие опреде­ляющую роль в становлении ороакустической (словес­ной) и книжной культуры (см. далее). Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных кана­лов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере искусства, и техни­ческие, возникшие в сфере техники.

Художественные коммуникационные каналыведут свою родословную с палеолитического искусства, но зре­лых форм они достигли в классической Древней Греции (VI—V вв. до н. э.). Перечислим их.

Музыка и танец— производные невербального канала.

Поэзия и риторика— производные вербального канала.

Театр— синтетический вид искусства, объединяющий вербальные и невербальные средства.

Графика и живопись— производные иконического канала.

Скульптура и архитектура— производные канала сим­вольных документов.

Конечно, важнейшим событием для развития цивили­зации было изобретение письменности,т. е. открытие еще одного документного канала. Письменность — результат эволюции иконического канала. Известны следующие вехи этой эволюции. Великолепная палеолитическая жи­вопись в эпоху мезолита (14—10 тыс. лет назад) утрачива­ет живость и реалистичность, схематизируется и упроща­ется. Затем следует неолитическое искусство, которое еще больше лишается образной выразительности, приобрета­ет однотипность, когда односюжетные изображения по­чти не отличаются друг от друга и превращаются в ритуальные символы[50]. Однотипность и однообразие рисунков есть признак пиктографии— рисуночного письма, отку­да прямой путь к иероглифам Древнего Египта и Месо­потамии.

Нелишне задуматься над вопросом: что послужило причиной затухания поразительного взлета изобразитель­ного искусства на заре человечества? Нельзя поверить, что перевелись гениальные художники и остались только ремес­ленники. Причина может быть только одна: те сакрально-культовые и педагогические функции, которые выполнял иконический канал, перешли к другому коммуникационно­му каналу — устной речи; выразительные потенции жи­вого слова стали достаточными для удовлетворения ком­муникационных потребностей родовых общин охотников и собирателей. В социальной памяти преимущественное развитие получила устная передача всевозможных текстов от поколения к поколению, а не трудоемкая петрография. В этом факте видна взаимозависимость документальных и недокументальных каналов, общность их общественно­го назначения.

Итак, письменность — это детище художественного канала, и вместе с тем — первооткрыватель ряда техни­ческих каналов, способствующих развитию не познава­тельно-эстетических ресурсов социальной коммуникации, а ее утилитарной эффективности: оперативности переда­чи, снижению себестоимости, повышению тиражности, увеличению дистанционности и комфортности. Рукопи­сание книг в XV веке в Западной Европе сменило ману­фактурное книгопечатание. В XIX веке произошла про­мышленная революция,благодаря которой документная коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность, обеспечившую многотысяч­ные тиражи газет, журналов, книг и огромный книжный рынок.

Вместе с тем, появились технические изобретения, зна­чительно расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: невербальный канал обогатился фото­графией, а вербальный получил звукозапись (изобрете­ние фонографа Т. Эдисоном в 1877 г.); благодаря телефо­ну (запатентован А. Беллом в 1876 г.) вербальная коммуникация избавилась от пространственных ограничений; телеграф, изобретенный еще раньше (1832 г. — русский изобретатель П. Л. Шиллинг, 1837 г. — американский изобретатель С. Морзе), позволил мгновенно передавать текстовые сообщения с одного материка на другой; фото­графия бросила вызов реалистической живописи, а кино (1895 г.) было объявлено могильщиком театра. На стыке исков изобрели радио (1895 г. — А. Попов, 1897 г. — Г. Маркони). Произошла, можно сказать, первая техническая революцияв сфере социальных коммуникаций.

XX век стал свидетелем второй технической револю­ции,плодами которой явились фототелеграф и телевиде­ние, видеозапись и компьютерная связь, электронная поч­та, выросшая в конце 90-х годов в глобальную коммуни­кационную систему Интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социаль­ной коммуникации — электронной коммуникации.Ста­новление электронной коммуникации еще не завершено. Многообещающи возможности мультимедиа (текст + дви­жущееся изображение + звук), ведутся эксперименты по распознаванию текстов и изображений, по речевому вво­ду и выводу информации в компьютерных системах. Мож­но сказать, что мы находимся на пороге синтезавсех из­вестных нам родов коммуникации: устной, документной, электронной.

Обзор эволюции коммуникационных каналов пред­ставлен на рис. 4.1.

В зависимости от материально-технического оснаще­ния, т. е. от применяемых каналов, различаются рода со­циальной коммуникации,подобно «родам войск». Род коммуникации — совокупность родственных коммуника­ционных каналов. Их три:

Устная коммуникация,использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эс­тетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музы­ка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации от­носятся путешествия с познавательными целями — экс­педиции, туризм.

исходные каналы художественные технические каналы технические каналы каналы первичные вторичные  
Естественные каналы
Невербальный
Вербальный
Музыка Танец
Поэзия Риторика
  Звукозапись Телефон Радио
Видеозапись     Телевидение
Иконический
Символьный
  Танец
Письменность Живопись
Скульптура Архитектура
  Кино
  Мультимедиа
  Полиграфия Телеграф Фотография  
Интернет Электронная почта Фототелеграф
Электронная коммуникация
Искусственные каналы
Рис. 4.1. Обзор эволюции коммуникационных каналов

Документная коммуникация,применяющая искусственно созданные документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и пространстве (определение понятия «доку­мент» — см. раздел 3.4).

Электронная коммуникация,основанная на космичес­кой радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешенные, гибридные коммуникационные каналы, ко­торые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуни­кации. Рис. 4.2 схематично иллюстрирует соотношение различных родов коммуникации.

Конечно, коммуникационные каналы эволюционирова­ли не сами по себе, не спонтанно, а под действием социаль­но-культурных и технико-экономических факторов, ко­торые требуют особого разговора (см. главу 5). В настоя­щей главе ограничимся подробным рассмотрением социальных функций, механизмов действия и социально-культурного значения перечисленных родов коммуника­ции. Кроме того, отметим их ограничения и коммуника­ционные барьеры, препятствующие их развитию.

Устная коммуникация

Наши рекомендации