Тема 4.4. Эффективность управленческих решений
Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям (этапам) процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.
Эффективность в общем виде — результативность чего-либо (производства, управления, труда). Чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).
К оценке эффективности решений подходят с позиции практика - критерий истины. С этим трудно не согласиться, хотя, с другой стороны, научно обоснованные проекты решений могут по разным причинам игнорироваться практикой. И это явление, к сожалению, не столь редкое в хозяйственной жизни. Не случайно, например, утвердилось мнение, что к моделированию как методу разработки решений проявляется страх пользователей, так как порой уровень методов моделирования превосходит уровень знаний лиц, принимающих решение. Очевидно, с течением времени сложность практического использования экономико-математических методов утратит свою значимость, чему способствует широкая компьютеризация сферы управления.
В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:
• своевременность представления проекта решения;
• степень научной обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов);
• многовариантность расчетов;
• применение технических средств;
• ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;
• расходы, связанные с разработкой проектов решений;
• численность занятых в разработке решений (специалистов, привлеченных работников предприятия);
• стоимость и сроки реализации проекта;
• количество соисполнителей на этапе разработки решений;
• использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений;
• степень риска в реализации решений и др.
Отмеченное относится, прежде всего к управленческим решениям перспективного характера, связанным с кардинальными изменениями на предприятии.
Общие подходы к оценке эффективности управления правомерны как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, проявляющегося через совокупность принятых и реализованных решений, в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методология оценки приемлема для оценки отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.
Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.
Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) понимается соизмерение затрат на их организацию и проведение.
Во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие «совокупный экономический эффект», так как в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса, товарооборота).
В-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой — на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности.
В-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых, удельных показателей — прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов.
Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборачиваемости и уменьшении объема товарных запасов. Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации и уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период по формуле
Эm=П * Т = П * (ТФ – Тn),
где Эm — экономическая эффективность от увеличения товарного роста, тыс. руб.;
П — прибыль на 1 млн. руб. товарооборота, тыс. руб.;
Т — прирост товарооборота, млн. руб.;
Тф — товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн. руб.;
Тn — товарооборот по плану (или за сопоставимый период — месяц, год - до проведения мероприятия), млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что, в конечном счете, влияет на объем получаемой прибыли. Она рассчитывается следующим образом:
Э3 = Р1 * 3 = Р1 * (3-32),
где Э3 — экономическая эффективность мероприятия от снижения товарного запаса, тыс. руб.;
Р1 - издержки обращения на 1 млн. руб. товарных остатков, тыс. руб.;
3 — размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.;
31 — товарные запасы до проведения мероприятий, млн. руб.;
32 — товарные запасы после проведения мероприятий, млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле
Эу=Р2 * 0 = Р2 * (Оф - 0n),
где Эу — экономическая эффективность от ускорения оборачиваемости товаров, тыс. руб.;
Р2 — однодневный размер издержек обращения;
Р2= Издержки обращения на реализованный товар за год / 360 (тыс. руб.)
О — ускорение оборачиваемости товаров (в днях);
Оф — оборачиваемость в днях фактическая (после проведения мероприятий); 0n — оборачиваемость в днях (до проведения мероприятий).[4]