Прочитайте. Найдите цитаты. Объясните постановку знаков препинания

Гоголь так трактует характер Хлестакова: «Хлестаков вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит». 2) Писатель Панаев, современник Гоголя,писал, что «Ревизор» «имел успех колоссальный». 3) Как вспоминал артист Каратыгин, Николай I, неожиданно приехавший в театр, пробыл до окончания пьесы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех». 4) Гоголь в письме к Жуковскому пишет: «Я решился собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться». 5)Оценивая своеобразие таланта Гоголя, Пушкин отмечал, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлости жизни». 6) Пушкин сообщает в письме жене: «Вот уже неделю, как я в Болдине, привожу в порядок некоторые мои Записки о Пугачеве». 7) Гоголь дивится «драгоценности русского языка». 8) Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта» и «надежду нашей словесности. 9) Тургенев пишет в своем стихотворении:Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,/Многое вспомнишь родное, далекое…

2. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
1) Л. Толстой утверждал, что: «Слово – выражение мысли».

2) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?(А.Пушкин.)

3) « Поверь,-- старуха продолжала, -- Людмилу мудрено сыскать». (А.Пушкин.)

4) «Собирайте, братцы, материал для костра, -- сказал я, поднимая с дороги какую-то чурбашку. - Придется ночевать в степи». (М.Г.)

5) Незадолго до смерти Суворов сказал художнику, писавшему с него портрет: «Ваша кисть изобразит видимые черты моего лица, но внутренний человек во мне сокрыт. Я был мал и велик». ( Осипов.)


3.Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

« История не должна повториться», утверждают политики.

Гете говорил, что я горжусь лишь теми победами, которые одержал над самим собой.

«У вас такая злая собака», - сказал посетитель, указав на бешено лающего пса.

Один из философов однажды заметил, что: «Корона часто прикрывает пустое темя».

« Пойдемте гулять завтра поутру, - сказала Анна Сергеевна Базарову, - я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

4.Чужая речь правильно оформлена в предложении:
1) Если в искусстве скажешь один раз, тебя не заметят, если скажешь несколько раз, то закричат: «Шарманка!»
2)Говорят, что: «Острить и занимать деньги внезапно».
3) Цицерон высказал парадоксальную мысль о том, что «я никогда не бываю так занят, как в часы досуга».
4) Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему.
5) «Сначала думать, а потом говорить»,- считают критики.

5.Исправьте ошибки в построении предложений с цитатами и крылатыми словами.
1. Филипп Филиппович обладает таким поведением: "дернул усом", "огрызнулся", "покраснел и закричал", "с силой всадил трубку в рогульки".
2. Фамусов дает Чацкому "ценные указания" о жизни и главное: "Поди-тка послужи".
3. Они понимают, что их окружение живет, "как пошлый паразит", в котором им даже противно находиться.
4. Жизнь Флягина богата событиями, многие из которых, по его словам, он "не своею волею делал".

6. Исправьте ошибки в построении предложений с прямой или косвенной речью.
1. Того, про кого надо сказать "подлец", говорят: "Человек с трудным характером".
2. Я думаю, что она считала, что ну у кого-то умерла мать, но со мной-то такого не случится.
3. Предупредил Дедал Икара о том, чтобы он не поднимался слишком высоко, а то солнце расплавит воск и твои крылья разлетятся, и не опускайся слишком низко, а то соленая вода намочит перья, и ты упадешь.

Контрольные вопросы:

1.Что такое цитата и цитирование?

2.Требования к цитируемому материалу?

3.Основные правила оформления цитат?

Глоссарий:

Тезис- положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Неделя 5

Тема: Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?»

Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.

Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.

Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.

Аннотация выполняет следующие функции:

дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;

используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Виды аннотаций:

Описательная аннотация. Приводит лишь описание, не раскрывая содержания. Обычно приводится в начале книг и ее цель – дать общее представление о содержании для читателя. Часто состоит из отдельных предложений и может быть планом аннотируемой статьи.
Реферативная аннотация. Дает крайне сжатый пересказ материала и часто ее цель – привлечь читателя, поэтому она может помещаться на суперобложке. Начинается она также с выходных данных, которые включают автора, заглавие, место издания, количество страниц, иллюстраций, и после дается сжатый и обобщенный материал.

Прианнотировании отдельных видов изданий необходимо учитывать некоторые специфические моменты. Для изданий научного характера особенно важно отмечать наличие документальных материалов, статистических данных и справочно-вспомогательного аппарата книги, использовать сведения из вступительных статей и редакционных аннотаций, учитывать отрасль знания, к которой относится содержание книги. Аннотируя справочные издания, следует охарактеризовать их тематику, полноту и новизну сообщаемых сведений, источники, на основе которых они составлены, читательское и целевое назначение, принцип расположения в них материала. Аннотация сборника статей или материалов может ограничиваться общим указанием его тематики, сопровождаться перечислением авторов, а также заглавий включенных в сборник статей. Если этого недостаточно, можно дать более развернутую характеристику наиболее важных статей, вошедших в сборник, а в случае необходимости и всех статей сборника.

Изучение литературы и составление библиографии– важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами. Библиографический список к научной работе включает библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Он помещается после основного текста работы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Существуют различные способы группировки литературы в библиографическихсписках:
-алфавитная (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей)
-по главам работы монографического характера (вначале указывается литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке)

-систематическая (по отдельным отраслям знания, вопросам и темам в их логическом соподчинении)
-топографическая (по местностям, которым посвящена литература: по странам, областям, городам, т.д.)

-хронологическая (хронология публикации документов или хронология событий)
-по видам источников (официальные документы, исторические источники, научная литература, справочная литература, т.д.).

Например:

Книга одного автора
Орельская, О. В. Святослав Агафонов: Возродивший кремль / О. В. Орельская. - Н.Новгород: Промграфика, 2001. - 192 с. : ил. - (Мастера нижегородской архитектуры).
Гельфонд, А. Л. Деловой центр как новый тип общественного здания: монография / А. Л. Гельфонд ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2002. - 131 с. : ил.
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. В. Семенов; Рос.акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки. - Пущино : ПНЦ РАН, 2000. - 64 с.


Книга 2-3-х авторов
Емельянов, Е. Н. Психология бизнеса [Текст]: учебник / Е. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына. - М. : АРМАДА, 1998. - 511 с.
Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб.пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина ; Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2002. - 542 с. - (Institutiones ; т. 221).

или

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб.пособие для вузов / Н. Н. Агафонова [и др.] ; под общ. ред. А. Г. Калпина ; Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2002. - 542 с. - (Institutiones ; т. 221).


Книга 4-х авторов
Экономический анализ воздействий на окружающую среду [Текст] : пер. с англ. / Д. Диксон, Л. Скура, Р. Карпентер, П. Шерман. - М. : Вита-Пресс, 2000. - 272 с.
История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.]; С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : СПбЛТА, 2001. - 231 с.


Книга 5-ти и более авторов
Финансы предприятий [Текст] : учеб.для вузов / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 447 с.


Книга коллективного автора

Ректоры России [Текст] / Ассоц. рос.вузов. - М. : Соврем.ун-т, 2000. - 256 с. : ил. - (Интеллектуальный фонд России).

Объединенная Германия: десять лет [Текст] = United Germany: ten years : проблем.-темат. сб. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М. : ИНИОН, 2001. - 273 с. : ил. - (Актуальные проблемы Европы) (Серия "Европа.ХХI век").

Задания к тексту:

1.Составьте библиографический список литературы по своей специальности.

2.Составьте библиографический список литературы по грамматике русского языка.

3.Сделайте правильное библиографическое описание источника.

Андре Нотон Колдовской мир С- Пб Северо-Запад 1992

Кожа. Секретные материалы Бен Мецрих АСТ 1999

Маслова Е.Н. Памятник «Тысячелетию России» Лениздат 1972

Звездные Волки против Звездных королей. Москва изд-во Эксмо-Пресс Сухинов С.С.

Странники Вселенной Непомнящий Н.Н. Москва АСТ

Краткий справочник по химии Э.Г. Злотников С-Пб изд-во Питер 1997

4.Выделите типичные части аннотации. Сравните разные варианты.

Р. Буайе. Теория регуляции.-М. Научно-издательский центр «Наука для общества», РГГУ. 1997.- 212с.

Теория регуляции - недавно возникшее в рамках институциализма направление экономического анализа. Выдвинутая французскими экономистами теория регуляции была воспринята в других странах и образовала один из заметных центров притяжения тех ученых, которые не удовлетворены господствующим сейчас в экономической науке неоклассическим направлением.

Книга Р. Буайе является первым систематическим изложением нового теоретического подхода.

Для преподавателей, студентов, аспирантов и специалистов в области экономики, социологии и политологии.

Издательский центр РГГУ 125267, г. Москва, Миусская пл., корп. 1, к.21

Отдел реализации - т. 9434200, ф.250510

5.Разделите аннотацию на части, найдите ключевые слова.

Статья Е. Рудеман «Особенности национального лечения», опубликованная в журнале «Будь здоров! №8 , 1999 посвящена вопросу соотношения научной медицины и национальной. Автор выделяет распространенные заболевания у разных народов и специфические подходы к лечению.

6.Отредактируйте текст аннотации.

Аннотация

В этой статье говорится о проблемах загрязнения окружающей среды, а также называются последствия этих воздействий. Автор хочет показать то, что надо создавать меры по решению этих проблем. Эта статья называется «Экология» и публикуется она в пособии по химии, автором которого является Г.П. Хоменко.

Отредактируйте текст аннотации, рецензии, реферата.

Аннотация

Статья Медика В.А. и Юрьева В.К. «Заболеваемость населения Новгородской области» опубликована в журнале «Здоровая Россия», Санкт-Петербург: Издательства С-ПбГМУ, 1995, с.87. В этой статье обобщены результаты изучения заболеваемости городского населения Новгородской области. Представлен подробный анализ заболеваемости по данным обращаемости с учетом его уровней, структуры, возрастно-половых особенностей. Сведения о заболеваемости дополнены данными об обращаемости населения в амбулаторно-поликлинические учреждения, отдельно рассмотрена частота и структура повторных обращений городского населения в амбулаторно-поликлинические учреждения.

Контрольные вопросы:

1.Что такое аннотация?

2.Назовите виды аннотаций.

3.Что такое библиографическое описание, насколько оно важно для изучения литературы и написания научных работ?

4. Каковы функции аннотации?

Глоссарий:

Издание-изданное произведение печати.

Монография-научное исследование, посвященное одному вопросу, теме Заголовок- то же, что заглавие.

Заглавие- название кого-н. произведения(литературного, музыкального) или отдельных его частей.

Неделя 6

Тема:Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Реферат – вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его информационной переработке.

Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе его смысловой переработки.

Как составить реферат.

Сущность реферата – в кратком изложении (с достаточной полнотой) основного содержания источника. Составление рефератов – это процесс аналитико-синтетической переработки первичных документов. Реферируется преимущественно научная и техническая литература, в которой содержится новая информация.

Виды рефератов:

1) информативные (рефераты-конспекты) – содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования и т. д.;

2) индикативные (указательные, или рефераты-резюме) – содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное опускается.

По количеству первичных реферируемых документов рефераты подразделяют на монографические (составленные по одному документу) и обзорные (составленные по нескольким документам на одну тему).

Структура реферата:

Реферат любого вида состоит из двух частей: 1) библиографическое описание, которое дает исходную информацию о первичном документе. Как правило, заглавие документа, содержащееся в библиографическом описании, служит заглавием реферата; 2) текст реферата, который включает наиболее существенную, проблемную информацию документа-источника.
Текст реферата включает следующие сведения: 1) тему, проблему, предмет, цели и содержание первичного документа; 2) методы исследования (особенно новые); 3) результаты исследования; 4) выводы автора (оценки, предположения, принятые или опровергнутые гипотезы); 5) пути практического применения результатов работы.

При необходимости приводятся сведения об авторе, его трудах, таблицы, схемы и т. п.

Композиционно текст реферата может состоять из вступления (вводной части), основной части (описания) и заключения.

Требования, предъявляемые к составлению реферата

объективность, точность изложения; полемика с автором и оценки референта могут быть даны в специальных «Примечаниях референта»; 2) полнота (изложение всех существенных положений); 3) использование единой терминологии и сокращений; 4) простой, ясный язык; 5) логичная композиция реферата; 6) объем реферата определяется содержанием первичного документа; средний объем: 500 печатных знаков для заметок и кратких статей, 1 000 печатных знаков – для большинства статей, патентов, 2 500–12 000 печатных знаков – для документов большого объема.

Наши рекомендации