Восприятие и понимание в процессе общения
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин “социальная перцепция”, т. е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие “социальным”, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то единые вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Другими словами, восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов (например, дети из бедных семей считают, что размеры монеток больше реальных, дети из богатых семей – меньше) [3].
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения [6]. В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые и с которыми уже хорошо знаком.
В этих случаях в основе восприятия лежат разные психологические механизмы. При восприятии незнакомых людей действуют механизмы межгруппового общения, знакомых – межличностного.
К психологическим механизмам восприятия вмежгрупповом общенииотносят физиогномическую редукцию, социальную категоризацию, групповую идентификацию, социальное сравнение, межгрупповую дискриминацию, децентрацию социальную, стереотипизацию, атрибуцию.
Физиогномическая редукция – это общепринятый способ понять и оценить другого человека. Его оценивают по облику. При этом берутся во внимание черты лица, телосложение, манера поведения, походка, одежда партнера по общению. Физиогномическая редукция как грубый, приблизительный способ познания другого человека, если ее не переоценивать, может быть использована в практике общения. Признанный специалист в этой области – Шерлок Холмс.
Социальная категоризация – классификация людей и событий окружающего мира. Может быть грубой и тонкой. Грубая – деление на мужчин и женщин, военных и гражданских, белых и черных. Тонкая классификация более сложна и требует интеллекта и опыта, например деление на интеллигентных и неинтеллигентных, представителей гуманитарных и точных наук, сангвиников, флегматиков и др.
Групповая идентификация– отнесение самого себя к одной из групп. Нетрудно отнести себя к европейцам, мужчинам, спортсменам, болельщикам, но очень непросто решить, волевой вы человек или безвольный, интересный или неинтересный, культурный или нет. А это бывает необходимо, ведь каждая из этих категорий предусматривает определенное поведение, права и обязанности, которые не надо придумывать самому. Поэтому очень эффективно идентифицировать себя с более авторитетной группой.
При социальном сравнении сопоставляются не отдельные личности, а целые группы людей. Отпадает необходимость становиться добрее, веселее, культурнее, образованнее, заниматься самовоспитанием. Появляется возможность изменить свою самооценку, став членом соответствующей группы. На члена группы автоматически переносится ее социальный статус, особенности поведения.
Межгрупповая дискриминация – искаженное восприятие, связанное с переоценкой своей и недооценкой любой другой группы. Если же принадлежность к группе не дает ощущения превосходства над другими, личность может поменять группу. А не добившись успеха и здесь, снижает самооценку, переживает стрессовые потрясения, отклонения в функционировании психики.
Атрибуция – приписывание другому человеку мотивов поведения, личностных характеристик. Не зная причин поведения другого человека или зная их недостаточно, личность приписывает ему мотивы поведения либо на основе своего жизненного опыта, либо на основе сходства поведения представителя данной группы людей с поведением аналогичных групп, о которых оценивающий знает по собственному опыту.
Децентрация – способность встать на точку зрения другого человека, посмотреть на окружающее его глазами.
Под социальным стереотипом понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе (этнические и национальные стереотипы). И здесь вопрос, насколько точным является первое впечатление, формирующееся таким путем, очень сложен. Почти каждый взрослый человек способен по внешности, одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие социально-психологические характеристики партнера по общению: психологические черты, возраст, социальный слой, приблизительную профессию. Но эта точность возможна только в нейтральных ситуациях, с возрастанием же заинтересованности друг в друге вероятность ошибок увеличивается.
Причина в том, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять образ партнера, который создается при знакомстве. это регулятор последующего поведения, необходимый для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. В зависимости от того, с кем мы общаемся, наше общение строится различным образом. Для каждой категории партнеров существуют различные “техники” общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важны те характеристики, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и здесь велика вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены действием факторов превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Фактор превосходства
Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. п., и поэтому возможны ошибки неравенства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был равен нам. Если же мы его в чем-то превосходим, то недооцениваем такого человека. Причем превосходство фиксируется по одному фактору, а переоценка (недооценка) – по многим. Эта схема работает лишь при очень значимом неравенстве.
Признаки превосходства определяются:
- по одежде человека, его внешнему оформлению (очки, прическа, драгоценности, машина, оформление кабинета и др.);
- манере поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого человека и для окружающих.