Формирование (FORMING)
Процессы, происходящие в группе:
· знакомство членов группы друг с другом;
· межличностные взаимодействия осторожны, преобладает аура вежливости;
· члены группы не уверены друг в друге;
· взаимный обмен информацией;
· выявление возможных ролей каждого участника;
· анализ задачи и поиск способа ее "решения;
· стихийная выработка структуры группы и распределение ролей между ее членами;
· результативность команды на данном этапе низка.
Индивидуальные процессы:
·поиск взаимоприемлемого поведения в группе;
· в общении заметны чувства настороженности и принужденности;
· оценка членов группы и их действий по отношению друг к другу;
·колебания и неуверенность в правильности выбора;
· Смогу ли Я это делать?
· Сможем ли Мы это делать?
Роль и задачи лидера
· познакомить членов группы друг с другом;
· создать обстановку непринужденности;
· как можно быстрее устранить страхи, смятения и колебания членов команды; - для этого прояснить цели, роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к действиям команды;
· помочь определить новые формы организации их деятельности.
Стиль лидерства направляющий и информирующий.
2. Бурление (STORMING)
Процессы, происходящие в группе:
· перераспределение функций, ответственности и полномочий;
· конкуренция за обладание более высоким статусом;
· возникновение подгрупп по симпатиям и интересам со своими лидерами;
· споры за лидерство;
· начинает складываться групповое самосознание;
· происходит уточнение целей и обсуждение методов их достижений;
· бойкоты и бурные обсуждения;
· велика вероятность возникновения конфликтов внутри команды.
Индивидуальные процессы:
· возможно несовпадение личной мотивации групповым целям;
· неудовольствие, неэффективная коммуникация, споры, формализм;
· члены команды на этой стадии имеют много проблем, связанных с новыми функциями и обязанностями;
· после начального энтузиазма наступает стадия некоторого беспорядка, неопределенности; 4- повышенная эмоциональность, агрессия.
· Мы не сможем этого сделать, потому что ____.
Роль и задачи лидера:
· по возможности держит на контроле все протекающие процессы;
· помогает в разрешении возникающих проблем;
· разъясняет новые роли и обязанности;
· координирует усилия команды;
· содействует в установлении коммуникации между индивидуумами, обеспечивает обмен
мнениями;
· выслушивает и помогает успешно разрешать споры и конфликты;
· допускает наличие различных точек зрения; 4- мотивирует команду на достижение намеченных целей;
· очень важен правильно выбранный стиль лидерства; авторитарный стиль может привести к скрытому течению конфликтов, разрушающему процессы становления команды.
Стиль лидерства поддерживающий и способствующий.
3. Становление (NORMING)
Процессы, происходящие в группе:
· завершается формирование структуры команды;
· прояснены цели и стратегия их достижения, намечен план действий;
· на основе консенсуса выработаны групповые нормы (стандарты);
· общение стало более открытым и конструктивным;
· разрешение конфликтов закончилось;
· складывается сплоченная структура с отчетливо выраженным чувством "МЫ";
· характеристики группы приближаются к характеристикам эффективной команды.
Индивидуальные процессы:
· согласование стремлений каждого члена команды с общими целями;
· осознание желания работать над решением задачи;
· произошло распределение ролей в команде;
· сформировались первые лидеры команды;
· возможно появление членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять функции лидера в процессе ротации;
· определены системы контактов как внутри, так и вне команды;
Роль и задачи лидера:
· делегирует (частично) свои полномочия ситуационным лидерам;
· является гарантом того, что установленные стандарты обеспечат эффективность команды;
· обучает команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям;
· контролирует и оценивает эффективность (взгляд со стороны);
· продолжает процесс сплочения команды;
· уделяет внимание согласованию стремлений каждого члена команды с общими целями и интересами.
Стиль лидерства поддерживающий и делегирующий.
Отдача (PERFORMING)
Процессы, происходящие в группе:
· эффективная команда создана и работает для достижения поставленных целей; совершенствуются принципы группового взаимодействия; в результате делегирования растут полномочия команды;
· команда отслеживает существующий уровень продуктивности и эффективности, а также свои потенциальные возможности;
· команда сфокусирована на усовершенствовании и развитии, как в отношении самой команды и ее членов, так и в отношении конечного продукта;
· на данной стадии существует вероятность конфликтов с топ-менеджерами по вопросам, связанным с предоставлением информации;
· существует опасность обособления сплоченной команды в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.
Индивидуальные процессы:
· личные взаимоотношения базируются на доверии и становятся особенно тесными;
· каждому созданы условия для полной самореализации;
· каждый член команды исполняет несколько функциональных ролей;
· у каждого существует и поощряется возможность для саморазвития и роста;
· лидерская позиция присуща каждому;
· каждый активен и участвует в решении задач;
· Мы делаем это!!!
Роль и задачи лидера:
· отслеживать наличие интергрупповой активности;
· делегировать больше полномочий;
· оказывать доверие, где это необходимо и возможно;
· оценивать эффективность команды, отмечать успехи и выполнение обязательств;
· важно оценить работу команды как результат усилий команды в целом;
· необходимые качества для поддержания команды на этом этапе включают в себя одобрение, оценку, уменьшение числа инструктажей и полезных замечаний.
Стиль лидерства заключается в разделении лидерства.