Тема 5.2. Цели и целепологание в организации
Организация – означает структура, строение и сочетание, а также что-то хорошее, планомерное обдуманное устройство чего- либо.
Организация в современной науке принято рассматривать в трех различных аспектах.(рис. 5.2.1. )
,
Рис. 5.2.1. Триединство термина «Организация»
1. как объект – явление
2. как процесс управления
3. как воздействие и или действие (налаживание чего либо)
Рассмотрим каждый подробнее
Организация как объект — это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании слово «организация» относится к интересующим нас сложным формациям, таким как предприятия, фирмы банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные, например, по профессиональному признаку.
Организация как процесс — это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Другими словами, это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов и т.д. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание».
Организация как воздействие — это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это может быть, например, организация системы водоснабжения. В принципе в этом смысле понятие «организация» применимо и к предприятию, если речь идет, скажем, о разработках схемы организационной структуры, или организационном проектировании.
Любая организация не может существовать без цели. Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы.
Существует понятие разнообразие целей.Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также социальная ответственность.
С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления и оценки социальной ответственности выражают в большей степени философию данной организации, чем конкретизацию результата.
Есть еще и социальные организации. То есть объединение людей понятие коллектива.
Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства.
В каждом подразделении организации также необходима выработка своих целей. Например, целью подразделения маркетинга может стать сокращение количества жалоб потребителей в следующем году. Цели сходных подразделений в различных организациях могут быть гораздо ближе друг другу, чем даже цели различных подразделений в рамках одной организации, поэтому особенно необходима их координация. Цели подразделений должны удовлетворять деятельности организации как целого, а не входить в противоречия с целями других подразделений.
Чтобы понять, как главная цель организации может быть разбита на составляющие, необходимо изучить весь процесс.
Задачи – это конкретизированная поставленная цель, которую стремятся достигнуть конкретные исполнители. Процесс формирования задачи для каждого исполнителя состоит в разбиении генеральной цели организации (миссии) на подцели, которые затем становятся задачами для исполнителей. Процесс разбиения целей носит название декомпозиций.
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
2. наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
3. наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают, как общую все члены дано группы;
4. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Цели являются начальным элементом системы управления организацией. Целеполагание (выбор и постановка цели) определяет набор конкретных функций и структуру управления, формирование стратегии и целевых программ, содержание информационных технологий и внутриорганизационных процессов. Вся деятельность организации - это процесс достижения целей с помощью определенных средств (структура, процессы). (рис. 5.2.2.)
Рис. 5.2.2. Процесс целеполагания
Цели нижнего уровня служат средством достижения целей более высокого уровня управления.
Цели классифицируются по разным признакам.
По источникам - внешние и внутренние. Внешние цели задаются извне, учитывают потребности более широкой социальной общности. Внутренние цели - это цели самого коллектива.
По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические, а, исходя из периода времени, необходимого для реализации, подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.
. Цели могут иметь троякую направленность: на получение заданного результата; на осуществление той или иной деятельности; на достижение того или иного состояния объекта управления.
По форме выражения - подразделяются на цели, характеризуемые количественными показателями и описываемые качественно.
Цели можно рассматривать по уровню. Здесь выделяется миссия, общеорганизационные цели и цели подразделений, задачи.
Миссия создает представление о предназначении организации, ее философии, смысле существования, социальной ответственности перед обществом и своими работниками, ценностях и т.п. Миссия компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта.
Миссия создает основу для формулировки целей организации и ее подразделений, выработки стратегии, распределения ресурсов, ориентирует деятельность управляющих. Цели преобразуются в конкретные задачи, рабочие задания.
Целям присущи множественность, соподчиненность, соотносительная важность, развертываемость.
Предприятие исполняет много ролей, например, роли производителя, потребителя, поставщика, нанимателя, налогоплательщика и т.д. Отсюда множественность целей.
Цели могут находиться друг с другом в отношении соподчиненности. При этом цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и продолжительными по времени существования, чем цели низшего уровня.
Соотносительная важность целей делает необходимым ранжировать их, устанавливать приоритет. Цели можно ранжировать по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; по возможности их достижения в заданный срок; по величине выгоды, которая может быть получена и т.п.
Развертываемость означает, что более общая цель (по содержанию, по времени или по уровню) конкретизируется в определенном спектре локальных целей. (рис. 5.2.3.)
Правила осуществления декомпозиции главной цели на подцели:
- общая цель и цели разных уровней должны содержать описание конечного результата, а не способов их получения;
- реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
- фундамент дерева целей должны составлять задачи, работы, которые должны быть выполнены в установленные сроки.
Рис. 5.2.3. Развертывание целей
Суть управления по целям в организации состоит в том, что сотрудники, исходя из официальных целей, заложенных в планах, формулируют собственные индивидуальные цели деятельности. Исходя из достижения этих целей, оценивается эффективность деятельности, осуществляется материальное и моральное поощрение.
Участие подчиненных в постановке целей, интеграция целей во все организационные уровни, связь целей с оценкой их исполнения - это три существенные черты УПЦ.
Задачи, решаемые подчиненными могут быть конечным этапом в построении дерева целей.