Тема: «Понятие о споре. Ведение спора»
Прежде чем вступать в спор, нужно четко выделить предмет спора – те положения и суждения, которые подлежат рассмотрению. Предмет спора обязательно должен быть обозначен противниками, важно в разгар спора не потерять его, не переключиться на обсуждение других проблем, иначе задача данного конкретного спора так и не будет решена. Словесная дуэль концентрируется обычно вокруг тезиса – положения, истинность которого доказывается одним из оппонентов. Задача его противника – опровергнуть выдвинутый тезис, или, выдвинув противоположное суждение, доказать его. Тезис – самый главный элемент спора. Собственно спор состоит в аргументации тезиса, то есть в приведение доводов, или аргументов, в доказательство истинности или ложности тезиса. Аргумент должен отвечать двум условиям. Во-первых, аргументы представляют собой такие мысли, положения, истинность которых несомненна не только для человека, который их приводит, но и для того человека, которому он хочет что-либо доказать. Во-вторых, аргумент должен быть логически связан с тезисом, из аргумента должна вытекать истинность или ложность тезиса. В качестве аргументов могут быть использованы конкретные факты, которые демонстрируют направление, в котором совершается развитие какого-либо явления, статистические данные, различный цифровой материал, мнения авторитетов в той или иной области человеческого знания, цитаты из произведений великих мыслителей, ученых, писателей. Аргументы могут быть логическими (обращенными к сознанию), и психологическими (обращенными прежде всего к эмоциональной составляющей личности).
Упражнение. Предложите ряд аргументов, доказывающих или опровергающих суждения А. П. Чехова.
1. Голодная собака верит только в мясо. 2. Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу. 3. Чужими грехами свят не будешь. 4. Умный любит учиться, дурак учить. 5. Ничто так не усыпляет и не опьяняет, как деньги; когда их много, то мир кажется лучше, чем он есть. 6. Если боитесь одиночества, то не женитесь.
Тема: «Культура речи и культура общения».
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.
Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Основные показатели культуры речи:
словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы).
словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики);
стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, логичность, точность, отсутствие стандартных, избитых выражений).
Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности. При общении, в первую очередь, учитываются особенности речевого этикета. Этический компонент культуры речи проявляет себя в речевых актах - целенаправленных речевых действиях, таких, как выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветливости, поздравления и т.п.
Таким образом, этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определённых ситуациях некоторых правил языкового поведения.
В речевом общении также необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. Начинается речевой этикет с соблюдения условий успешного речевого общения.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении. Да и с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т.к никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении. Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем.
Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания партнера по общению, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме. Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться. Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… и т.п.