Способ связи предложений в тексте

Предложения в тексте могут соединяться двумя способами связи – последовательным и параллельным.

При последовательном способе соединения предложений «данным» следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения. Образуется непрерывная цепь из предложений; поэтому последовательную связь называют еще и цепной. Главное в последовательной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций. Например: Зимою не то, что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал: – Жук, ну ты и жук! Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (…)И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (…) В этом отрывке предложения связаны при помощи лексического повтора: зал ожидания… даже с котом –кот еще не стар– Пашка угостил кота рыбной головкой. К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка – она – ее. Грамматический повтор: попил – перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения. Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые – поездов мало – народу совсем нету; вокзалы чистые – никто не сорит шелуху семечек.

При параллельном способе соединения предложений «данное» не меняется. Оно означает один и тот же предмет (или его части, разновидности). Предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Например: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?..

ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Оратор– человек, обладающий даром, способностями произносить речь красиво и убедительно.

1. Требования к поведению оратора 2. Риторические позиции оратора в ходе выступления
- обаяние; - артистизм; - уверенность; - дружелюбие; - искренность; - объективность; - заинтересованность; - увлеченность. - Информатор (оратор непосредственно излагает материал). - Комментатор (оратор использует дополнительные сведения и лично интерпретирует материал). - Собеседник (оратор использует прием диалогизации). - Советчик (оратор расставляет акценты). - Эмоциональный лидер (оратор чувственно и эмоционально, пафосно воздействует на аудиторию)
3. Приемы привлечения внимания аудитории 4. Приемы поддержания внимания к тексту публичного выступления
- Изложение цели и задачи выступления. - Обращение к событию, времени, месту, известному историческому эпизоду, к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми. - Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. - Использование риторического вопроса. - Прием сопереживания. - Возбуждение любопытства. - Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни. - Ссылка на свое эмоциональное состояние. - Демонстрация какого-либо предмета. - Изложение парадоксальной ситуации. - Цитирование афоризма, точки зрения авторитетной личности, концепции ведущего специалиста, ученого. - Постановка проблемного вопроса и ответ на него. - Обращение к жизненно важным интересам слушателей. - Вопросно-ответный ход рассуждения. - Закон края. - Вопросы к аудитории. - Организация дискуссии. - Обращение к отдельным слушателям. - Авансирование. - Неожиданное краткое отвлечение от темы. - Демонстрация предмета. - Приближение к слушателям. - Развлекательные элементы во второй части выступления.  
5. Контактоустанавливающие речевые действия 6. Признаки однородности аудитории
- Формулы этикета (приветствия, прощания, обращения, комплименты). - Визуальный контакт. - Техническая организация текста (интонирование, акцентирование, использование логических ударений и т. д.). - Метатекстовые конструкции (в начале выступления…, в заключении…, во-первых…, во-вторых и т. д.) - Личностный тип общения. - количественный состав слушателей; - возраст, пол, национальность; - уровень образования, профессиональные интересы, настроения; - социальное положение и др.  

Наши рекомендации