Самостоятельная работа. Самостоятельная работа может быть классной и домашней
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классных работ — контролирующая, а домашних — закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Правильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные упражнения.
Для актуализации опорных знаний, умений проводятся подготовительные самостоятельные работы. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определенных фактов, припоминание правил, способов действий, предварительное чтение заданных текстов и т. п. Применяются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов, составление описаний, сравнение некоторых данных — словом, все, что нужно для последующего сознательного и активного обучения. К учебным самостоятельным работам относится прежде всего самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по учебнику или по другим источникам. Проверочные самостоятельные работы — это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе и дома.
Учитель всегда будет помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы. Ее цель определяет содержание и методику. А целей у самостоятельных работ много: на уроках чтения они необходимы для формирования полноценных умений и навыков чтения, понимания содержания прочитанного; на уроках математики самостоятельные работы служат для формирования вычислительных навыков, их закрепления и упрочения и т. д. На каждом уроке самостоятельная работа приобретает свои специфические особенности, естественно, меняются и формы, и методика ее осуществления. Остаются в силе общие требования. Важнейшее среди них — достаточность «опор» для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы. При затруднениях многие дети приучены сидеть и ждать указаний учителя. Желательно, во-первых, не формировать у детей такую установку, а во-вторых, заранее обеспечить их необходимыми инструкциями, указаниями, алгоритмами, по которым они могли бы самостоятельно корректировать ход и результаты выполнения работы.
Алгоритм — это описание приемов мышления или последовательности умственных операций, использующихся при решении многих однотипных заданий. Он играет решающую роль при обучении детей «действовать по правилам». При выполнении новых для учеников действий они, сперва под руководством учителя, овладевают алгоритмом, а затем выполняют, опираясь на него, все новые и новые задания. Общие алгоритмы длительного действия учитель оформляет в виде настенной таблицы (определение строения предложения, деление многоцифровых чисел и т. д.).
На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сформулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т. п. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференцированного и индивидуального обучения. В зависимости от уровня подготовленности ученика они будут содержать более сложные или, напротив, упрощенные задания с планом рассуждений или без них, детальным или упрощенным алгоритмом. Если работа новая для всех, то проводится фронтальный инструктаж, в классе вывешивается настенная таблица в виде памятки.
Одни из видов самостоятельной работы — ознакомление учеников с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам определяет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, устанавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необходимо найти ответы при чтении. В 3—4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания.
Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщательного руководства со стороны учителя. В 1-м классе домашние задания не задаются, а в 4-м классе их выполнение должно отнимать у детей не больше 1-го часа времени. Домашняя самостоятельная работа, как правило, закрепляет изученное в классе. Учитель позаботится, чтобы она не была механической, не сводилась к повторному выполнению уже известных упражнений.
Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:
ü предусмотрит ее место в структуре урока;
ü подумает, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;
ü определит ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
ü предусмотрит затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
ü определит форму заданий;
ü установит оптимальную длительность работы;
ü подберет соответствующий дидактический материал;
ü предусмотрит рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.