УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. УММ практических занятий
Практическое занятие №1
Тема «Предмет дисциплины «Деловые коммуникации»»
План
1. Деловые и научные коммуникации как проблема междисциплинарных исследований.
2. Коммуникология как наука и практика.
3. Концептуальные подходы к коммуникациям.
4. Знание основных правил коммуникации и практический успех.
Основные понятия: деловые и научные коммуникации; коммуникология как наука и практика; концептуальные подходы к коммуникациям; знание основных правил коммуникации и практический успех.
Задание №1.Определите основные этапы становления и развития теории коммуникации.
Задание №2. Объясните, в чем состояла «революция» софистов и Сократа в философии с точки зрения исследования коммуникация.
Список литературы
1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).
2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).
3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.
4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.
5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.
7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.
Практическое занятие №2
Тема «Этика деловых и научных коммуникаций»
План
1. Нравственные основы коммуникаций
2. Этнокультурные нормы деловых и научных коммуникаций. Коммуникации в условиях глобализации.
3. Правила делового этикета в производственной и научной среде.
Основные понятия: необходимость соблюдения этических норм в деловом общении; нравственные основы коммуникаций; этические механизмы организации деловых и научных коммуникаций; общечеловеческие нормы и ценности как основа коммуникаций в современном мире; этнокультурные нормы деловых и научных коммуникаций; коммуникации в условиях глобализации; этика и этикет; профессиональный этикет и коммуникации; правила делового этикета в производственной и научной среде.
Задание №1.Охарактеризуйте национальный этикет делового общения (США, Великобритания, Австралия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Португалия, Швеция, Арабские страны, Япония, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия).
Задание №2. Раскройте содержание терминов «кросс-культурная антропология» и «кросс-культурный менеджмент».
Список литературы
1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).
2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).
3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.
4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.
5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.
7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.
Практическое занятие №3
Тема «Личность в деловых и научных коммуникациях»
План
1. Мотивы, ценности, установки в процессе коммуникаций.
2. Типология личности и ее проявления в коммуникациях.
3. Психологические особенности личностных коммуникаций в профессиональной и учебно-научной среде.
Основные понятия: мотивы, ценности, установки в процессе коммуникаций; коммуникативная личность; типология личности и ее проявления в коммуникациях; архетипы в деловой и научной коммуникации; интерактивные и перцептивные стороны коммуникации; рефлексия; идентификация; самопрезентация личности; механизмы воздействия на окружающих в коммуникациях; психологические механизмы защиты; личность и научное сообщество; психологические особенности личностных коммуникаций в профессиональной и учебно-научной среде.
Задание №1.Перечислите основные парадоксы и патологии межличностной коммуникации в деловых коммуникациях.
Задание №2. Назовите основные коммуникативные типы деловых партнеров.
Список литературы
1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).
2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).
3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.
4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.
5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.
7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.
Практическое занятие №4
«Деловые и научные коммуникации в организациях»
План
1.Особенности коммуникаций в организациях и коллективах.
2. Основные направления коммуникаций в производственных и научных организациях.
3. Кафедра как рабочая группа. Особенности групповых коммуникаций в системе науки и образования.
Основные понятия: особенности коммуникаций в организациях и коллективах; зависимость коммуникаций от вида организации; научно-исследовательские группы; научные школы; научные кружки; междисциплинарные научные объединения; основные направления коммуникаций в производственных и научных организациях; внешние и внутренние коммуникации; коммуникации с властными структурами, с бизнес-структурами, с общественностью; влияние межличностных отношений на характер коммуникаций в группе; групповая сплоченность и ее реализация в коммуникациях; формальная и неформальная структура коллектива; коммуникации в корпоративной культуре; конфликты, их причины и способы разрешения в процессе коммуникаций; кафедра, как рабочая группа; особенности групповых коммуникаций в системе науки и образования.
Задание №1.В коммуникативном пространстве Академии ВЭГУ представлено деловое и иное взаимодействие коммуникативного характера между представителями разных социальных групп (руководство, преподаватели, студенты, сотрудники, обслуживающий персонал и т.п.).
1) Раскройте, каким образом, по Вашему мнению, осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали в рассматриваемом вузе?
2) В чем вы видите причину устойчивой дистанции в коммуникациях (общении) между студентами и преподавателями, связано ли это с информационным или социальным разрывом?
Задание №2. Определите основные характеристики организационных коммуникаций.
Список литературы
1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).
2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).
3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.
4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.
5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.
7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.