Уровни таксономии блума
Категория | Навыки | Примеры заданий | Типология заданий | Достижение цели |
1. Знание | Повторение или распознавание информации | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать | Задания на воспроизведение нового материала | Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д. |
2. Понимание | Схватывание (понимание) смысла информационных материалов | Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по другому | Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование | Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики. На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия |
3. Использование | Применение в сходной ситуации | Применить, проиллюстрировать, решить | Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, т.е. в новых конкретных условиях | Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет |
4. Анализ | Определение части и структуры | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия | Задания на анализ материала, т.е. выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи | Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных |
5. Синтез | Соединение частей по-новому | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план | Задания на синтез, предполагающий умение объединять отдельные элементы в новое целое | Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. Это творческая переработка информации для создания нового целого |
6. Оценка | Оценивание значимости на основе критериев | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать | Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям | Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным |
номии Блума, перечислены навыки, формируемые на соответствующем
уровне, примеры заданий, типология заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания, а также цели, которые ученик должен достичь на данном уровне. Используя представленные в табл. 5.3 рекомендации, учитель сможет изучать и анализировать динамику развития творческих способностей ребенка.
Выделяя особенности таксономии Блума, следует отметить, что представленная иерархия целей идет от
Рис. 5.1. Таксономия Блума простейшего к наиболее сложному,
причем предполагается, что в основании пирамиды находятся знания. Учитывая результаты педагогических исследований и современные представления о сущности понятия «е-портфолио», отметим, что его использование в обучении информатики должно обеспечивать:
• наполнение е-портфолио информацией о динамике формирования знаний, умений и возможности их использования для саморазвития;
• непрерывный доступ студента к е-портфолио;
• возможность архивации по желанию студента текстовых данных, аудио и видеоданных;
• защиту информации студента от несанкционированного просмотра и использования;
• возможность доступа к е-портфолио, контроля и внесения корректив, касающихся учебной деятельности ученика со стороны учителя.
Рассмотрим примеры использования е-портфолио в образовательном процессе Великобритании.
В проекте QCA и Futurelab's eVlVA е-портфолио использовался не только для архивации академических результатов учеников, но и для поддержки рефлексии и антиципации. Ученики накапливали и размещали информацию, представленную в любом виде (символы, графика, анимация, аудио, видеоинформация), на Webсайте учебного заведения в течение длительного времени. При необходимости они могли обращаться к преподавателям и кураторам, направляя информацию либо по сети, либо по мобильному телефону.
На сайте http://www. cityofnottinghampassport. com приводится пример е-портфолио, который отображает достижения обуча
емого, его прогресс и способность управления собственным обучением. Данный е-портфолио подтверждает ежегодные результаты работы обучаемого во многих областях учебной программы.
Таким образом, использование е-портфолио в учебном процессе позволяет обучающимся контролировать свой прогресс обучения, планировать образовательную стратегию, развивать рефлексию и антиципацию, а преподавателям — оптимизировать контрольнокоррегирующую деятельность.
5.5.Изучение ИКТ в школах Великобритании
В рекомендациях Министерства образования Великобритании (DfES) выделяются следующие основные возможности использования средств ИКТ в образовании (рис. 5.2).
1. Использование данных и источников информации.
2. Поиск и выбор.
3. Организация и исследование.
4. Анализ и автоматизация процессов.
5. Модели и моделирование.
6. Контроль и мониторинг (наблюдение).
7. Соответствие целям.
8. Усовершенствование и представление информации.
9. Коммуникация.
Рассмотрим более подробно предлагаемые методические подходы к использованию возможностей средств ИКТ на примере предмета ИКТ.
Рис. 5.2. Основные возможности использования средств ИКТ
![]() |
Использование данных и источников информации предполагает получение самой разнообразной информации из широкого диапазона источников. Имеется в виду, что ученики будут писать рефераты, готовиться к урокам, выполнять домашние задания, искать дополнительную информацию. Причем ученик должен самостоятельно оценивать качество найденного материала, анализировать правильность и надежность различных информационных источников и выбирать информацию, соответствующую конкретной задаче, используя CD-ROM или сеть Интернет. Он должен уметь компилировать различную информацию (текст, графики и числовые данные) и представлять ее в одном отчете или реферате.
Использование данных и источников информации позволит ученикам, вопервых, понять, что различные формы информации (текст, графика, звук, числовые данные и символы) могут быть объединены для создания единого документа; вовторых, осуществить поиск необходимой информации, сохранить эту информацию и изменить ее, определить, какая информация является более подходящей для решения конкретной задачи; втретьих, прийти к пониманию того, что любой человек, используя недостаточно надежный информационный источник, может быть введен в заблуждение благодаря неполной или неточной информации.
Во время поиска и выбора нужной информации учащиеся изучают возможности использования поисковых серверов. Они учатся не только искать соответствующую информацию, но и систематизировать и совершенствовать ее. Например, учащийся в процессе поиска нужной информации в Интернете может выбирать данные, найденные на сайте с окончанием .org или .gov, только потому, что они представляются более надежными.
Современные информационно-поисковые системы позволяют осуществлять целенаправленный поиск и выбор нужной информации в условиях большого разнообразия информационных источников.
Рассмотрим, каким образом реализуется в учебном процессе возможность поиска и выбора:
• поиск разнообразных источников информации, уместной для решения конкретной задачи (например, использование ключевого слова, навигационных структур и программ-поисковиков);
• сужение поиска для достижения более конкретных и точных результатов;
• оценка значения информации из различных источников для решения специфической задачи;
• подтверждение источников используемой информации.
Остановимся на том, как используются учащимися возможности ИКТ в целях организации и исследования. Большую роль в данном случае играют предоставляемые возможности поиска и
сбора информации для какой-либо определенной цели или задачи. Так, ученики обрабатывают данные различными способами, чтобы собрать и сгруппировать какие-либо факты, сделать выводы или подтвердить выдвинутые гипотезы. Они учатся эффективно представлять результаты своих исследований. Например, ученики могут выдвигать гипотезу об эффективности региональной телекоммуникационной сети. Для того чтобы проверить эту гипотезу, они разрабатывают анкету, собирают и записывают мнения пользователей этой сети, обрабатывают полученные данные в электронных таблицах, строят графики, представляют результаты в наглядном виде. Или, например, вносят результаты в базы данных и, используя результаты обработки и анализа этих данных в системах управления базами данных, подтверждают или опровергают гипотезу. Можно также анализировать полученные результаты и сравнивать их с результатами, полученными из других источников информации, чтобы каждый ученик мог проверить и обоснованность их достоверность.
Рассмотрим, каким образом реализуется в учебном процессе возможность организации и исследования. Имеется в виду, что в процессе исследования осуществляются:
• проектирование и использование соответствующей структуры обработки данных для ответов на вопросы и построения выводов;
• проектирование анкеты, листа для опроса или представления данных;
• эффективная проверка данных на наличие ошибок;
• исследование соотношений между переменными;
• использование программного обеспечения для представления данных в виде простых графиков, диаграмм или таблиц, доказательство выбора в виде презентации;
• получение новой информации, статистическая обработка данных, например расчет средних величин, вероятности события и т.д.;
• проверка правильности полученных выводов и заключений;
• обоснование перспектив развития, прогнозирование. Учащихся обучают анализировать проблемы, разбив их на
составные части, и автоматизировать процессы анализа и обработки информации, чтобы увеличивать скорость и точность обработки. Так, учащиеся могут представить полученные в ходе анализа результаты, используя шаблоны страниц публикаций, а затем исследовать различные возможности решения поставленной проблемы перед принятием окончательного решения.
Информационные и коммуникационные технологии позволяют использовать модели и моделирование, чтобы развивать
умения учеников выдвигать и доказывать научные концепции. Так, учащимся объясняют, каким образом они могут использовать модели и моделирование, чтобы представлять конкретную ситуацию или процесс на экране, как управлять работой и контролировать работу компьютерных систем. Они исследуют компоненты моделируемой системы и их отношения, изменяя переменные и правила, и могут использовать эту методику для ответов на вопросы типа «что, если?». Например, учащиеся могут исследовать модель относительных затрат использования мобильного телефона, выполненную на электронных таблицах, изменяя количество минут, используемых в месяц (изменяющиеся переменные), чтобы видеть, сколько стоил бы телефон, если... Затем они могут усложнять данную модель с помощью включения количества свободных текстовых сообщений (изменяющиеся правила).
Ученики изменяют условия проведения эксперимента, значения переменных, чтобы исследовать науку о моделях, предсказывать результаты и проверять гипотезы. Они анализируют проблему, выявляют этапы ее решения, проверяют и уточняют свои решения. Например, во время какого-либо научного эксперимента учащиеся могут изучать приборы для измерения температуры, света и влажности, используя различные датчики со стандартной программой; рассчитать результаты для каждого датчика, спроектировать включение сигнального устройства, когда все условия будут выполнены.
Таким образом, мультимедийное программное обеспечение, предназначенное для иллюстрации научных моделей, может использоваться, чтобы помочь учащимся развивать понимание сложных явлений и процессов. Однако подобное программное обеспечение позволяет изменять ограниченный диапазон параметров для изучения как конкретных явлений и процессов, так и в целом науки моделирования. При этом надо иметь в виду тот факт, что, сталкиваясь с необходимостью введения ограничений в процессе построения моделей, школьники осознают отличия математических и компьютерных явлений от их реальных прототипов.
Контроль и мониторинг (наблюдение). Информационные и коммуникационные технологии позволяют контролировать физическое состояние тел с помощью системы датчиков, сопрягаемых с ЭВМ, и специального программного обеспечения для обработки собранных данных. Можно также использовать эти данные, чтобы исследовать и изучать гипотезы и делать выводы. Учащиеся применяют датчики, прикрепленные к специальному лабораторному оборудованию, чтобы контролировать широкий диапазон физических параметров (например, температуру, свет, содержание кислорода, громкость звука). При изучении ряда пред
метов необходимо проводить мониторинг состояния явлений и процессов, а также полноценные наблюдения, которые сопровождаются регистрацией полученных данных, а затем их полноценной математической обработкой.
Использование возможностей средств ИКТ в целях контроля и мониторинга позволяет учащимся контролировать изменение физического состояния тел, причем этот контроль более эффективен по сравнению с традиционными методами за счет использования точного оборудования, сопрягаемого со средствами ИКТ.
Рассмотрим, как учителя Великобритании рекомендуют совместно с учащимися выявлять соответствие определенной цели в процессе обмена и совместного использования информации. Имеется в виду, что ученики в ходе занятия анализируют и оценивают эффективность своей работы, для того чтобы обосновать сделанный ими выбор, выслушать критические замечания.
Особое внимание уделяется тому, чтобы ученики умели использовать эту критическую оценку в презентации результатов своей работы, улучшить ее или обосновать пути усовершенствования. Например, учащиеся могут использовать цифровое видео для создания видеоролика по заданной тематике, проводить дальнейшее усовершенствование своей работы, изобретая критерии для анализа; они определяют общие формы и условные обозначения.
Коммуникации используются для того, чтобы научить учащихся осуществлять обмен и совместное применение информации. Учащимся объясняют, как распознать обычные формы и условные обозначения, используемые в процессе коммуникации, и как применять эти знания, чтобы должным образом представлять информацию конкретной аудитории. Их обучают, каким образом эффективно использовать средства телекоммуникаций, чтобы связываться с более широкими и отдаленными аудиториями. Например, учащиеся могут применять анкетные опросы, присланные им по электронной почте или расположенные в Интернете, чтобы получить информацию от учащихся других стран, признавая и понимая связанные с этим технические проблемы и правила, управляющие такой связью.
Контрольные вопросы
1. Каким образом на уроках информатики информационные и коммуникационные технологии используются в качестве объектов обучения, а в каких случаях — в качестве средств обучения?
2. Перечислите уровни усвоения учебного материала. Каким образом уровни усвоения учебного материала могут быть использованы при разработке тестовых заданий?
3. Как можно применять возможности интерактивной доски на уроках информатики?
4. Перечислите и опишите основные программно-аппаратные средства интерактивной доски.
5. Приведите пример использования возможностей интерактивной доски программно-аппаратных средств на уроках информатики.
6. В чем сущность понятия «портфолио»?
7. Перечислите и раскройте назначение, модели и особенности е-портфолио; приведите примеры применения е-портфолио.
8. Как можно использовать портфолио при изучении информатики?
9. В чем сущность таксономии Блума?
10. В чем особенность методических подходов к использованию информационных и коммуникационных технологий в школах Великобритании? Каким образом опыт учителей Великобритании можно использовать в отечественном образовании?
11. В чем сходство и различие подходов к применению информационных и коммуникационных технологий в России и Великобритании?
Глава 6
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ
6.1. Автоматизация информационно-методического
обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением
Решение проблемы автоматизации системы управления отечественными образовательными учреждениями, и каждого образовательного учреждения в частности, обеспечит формирование единого информационно-образовательного пространства Российской Федерации.
Увеличение потока нормативной, учебно-методической, технической и другой информации, поступающей в учреждения образования, ставит на повестку дня вопрос автоматизации обработки этой информации.
Всвою очередь, своевременная качественная и оперативная обработка информационных потоков упрощает ведение делопроизводства, определяет действенность принимаемых управленческих решений.
Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) — поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования за счет использования средств ИКТ в процессе ведения делопроизводства в учебном заведении, в профессиональной деятельности учителя-предметника, методиста, организатора учебно-воспитательного процесса.
Средства ИКТ в процессе управления учебным учреждением обеспечивают прежде всего автоматизацию ведения делопроизводства в учебном заведении, оперативное руководство учебно воспитательным процессом, информационное взаимодействие всех участников учебного процесса в локальных и глобальных сетях.
Возрастающий интерес к вопросам автоматизации управления учебным заведением в профессиональной деятельности учителя объясняется тем, что это позволит:
• использовать современные системы обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации (текстовой, графической, визуальной, речевой);
• автоматизировать основные и вспомогательные информационные процессы, например совместную работу служащих над документом (дистанционно, в локальной или глобальной сети), «безбумажное» общение между служащими с их рабочего места, информационное взаимодействие по телекоммуникациям;
• вести базы данных, в том числе базы данных дистанционного доступа, обмениваться информацией между базами данных;
• предоставлять обучаемым, учителям, родителям, работникам органов управления образованием возможность удаленного доступа в учебное заведение и дистанционного общения друг с другом, поиска нужной информации (рис. 6.1);
• вести администрирование прав доступа пользователей к функциям и ресурсам системы;
• оптимизировать состав и содержание информационного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
![]() |
• систематизировать имеющиеся в школе материалы, документы, представленные в цифровом формате, электронные средства учебного и образовательного назначения, ссылки на сайты и порталы в Интернете, упростить хранение, поиск и пересылку этих документов;
• проводить обработку информации, хранящейся в базах данных, с помощью систем управления базами данных;
• обеспечивать доступ обучаемым и педагогам к средствам коммуникации, к внутренним и мировым информационным ресурсам;
• оптимизировать движение информационных потоков между школой и органами управления образованием, организовывать обмен информацией на локальном уровне внутри школы.
Реализация перечисленных возможностей позволит создать комплексную систему управления учебным заведением. Основное назначение этой системы — автоматизация процессов информационно методического обеспечения, информационное взаимодействие (на базе локальных и глобальных сетей) всех участников учебного процесса (учителей, учеников, родителей, администрации школы) с работниками органов управления образованием.
Подключение к Интернету учебных заведений всех уровней, федеральных и региональных органов управления образованием инициировало создание и наполнение сайтов, образовательных порталов (например, портал Министерства образования и науки Российской Федерации www.informika.ru).
В настоящее время работники сферы образования, ученики и их родители становятся пользователями глобальной сети, участниками информационного взаимодействия на базе интернет технологий. ИКТ позволяют организовывать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю.
Каким образом могут использовать учителя, ученики, родители, работники органов управления образованием современные системы автоматизации управления учебным заведением на базе интернеттехнологий?
Учителя могут ознакомиться с новыми приказами и распоряжениями, идеями учителейноваторов, узнать о новых учебниках, семинарах и конференциях, использовать в учебном процессе разнообразные ресурсы глобальный сети Интернет. Ученики могут получить информацию о тех мероприятиях, которые организуют школы и органы управления образованием, о новых книгах, фильмах, играх, найти дополнительную информацию по тому или иному предмету, вести электронный портфолио. Внедрение новых информационных технологий вселяет надежду на то, что будет решена главная задача современной школы — наиболее полное
удовлетворение познавательных потребностей школьников и их всестороннее развитие.
Родители могут получить информацию об оценках, успехах и неудачах своего ребенка, рекомендации учителей; работники органов управления образованием — собрать исчерпывающий материал о той или иной школе, а также получить другую необходимую им информацию.
Рассмотрим примерный состав современных систем автоматизированного управления учебным заведением и выделим те процессы, которые они автоматизируют.
6.2.Состав системы автоматизации управления учебным заведением
Существующие системы автоматизации управления предназначены, вопервых, для поиска и представления необходимой информации; вовторых, для обработки полученной информации (программа может строить графики успеваемости, представлять результаты учебного процесса в виде таблиц и графиков, проводить статистическую обработку полученных данных) в целях интеллектуального обеспечения процесса принятия управленческого решения.
Руководителю учебного заведения необходима информация о реальном состоянии и развитии образовательной системы для выработки стратегии управления.
Ряд современных систем управления учебным заведением имеет модули тестирования и контроля знаний, создания различных тестов, электронных учебников, учебно-методических материалов, сайтов, организации информационного взаимодействия образовательного назначения в локальных и глобальных сетях и т.д. Модули тестирования и контроля знаний позволяют постоянно диагностировать учащихся в ходе образовательного процесса, получать информацию о продвижении каждого учащегося в процессе обучения, управлять процессом обучения каждого учащегося, получать показатели развития ученика: рост его достижений по учебным дисциплинам, динамику умственного и интеллектуального развития, развития личности в целом.
Встроенные системы для быстрого создания сайта учебного заведения позволяют даже ученикам младших классов создавать свои странички на сайте школы.
Характерные особенности российских образовательных учреждений: многоплановость видов их деятельности и региональные особенности. Специфика каждого образовательного учреждения проявляется в организации учебного процесса, управлении на
умными исследованиями, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, проведении кадровой политики, реализации социальных программ и т.д.
Современная система автоматизации управления учебным заведением среднего уровня образования (на базе средств ИКТ) представляет собой комплекс различных программ для автоматизации основных процессов (делопроизводства, ведения личных дел обучаемых, составления расписания и т.д.). Состав программнометодического комплекса отражает основные тенденции использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Таким образом, информатизация образования изменяет организационную структуру учреждения и функции всех участников образовательного процесса, совершенствует способы получения и анализа информации о состоянии управляемого объекта. Но попытки использовать автоматизированные системы управления школой без изменения структуры управления и функциональных обязанностей участников образовательного процесса приводят к механическому перекладыванию части рутинной работы администрации на систему.
Следовательно, информатизация в школе должна носить системный характер, затрагивать все составляющие образовательного процесса: учебную, педагогическую и управленческую деятельность. Поэтому в системах управления учебным заведением необходимо предусматривать комплексную автоматизацию всех перечисленных ранее процессов: ведения делопроизводства, кадровых дел сотрудников, личных дел обучаемых, составления расписания, тестирования, диагностики, контроля, создания информационно методических материалов, электронных средств учебного и образовательного назначения, создания и заполнения сайта учебного заведения, информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, учета успеваемости и посещаемости.
6.3.Обзор современных систем автоматизации управления учебным заведением
Цели появления на рынке любого программного продукта, позволяющего автоматизировать процесс управления учебным заведением: во-первых, облегчить и упростить деятельность администраторов и учителей, с тем чтобы сократить затраты времени на выполнение рутинных операций и увеличить количество времени, отведенного непосредственно на процесс обучения; во вторых, сформировать информационную инфраструктуру учреждения; в-третьих, собирать, обрабатывать и анализировать ин
формацию о ходе учебного процесса и принимать обоснованные решения по управлению учреждением, а самое главное — сформировать информационное образовательное пространство школы, организовать информационное взаимодействие между всеми сотрудниками учебного заведения и органами управления образованием всех уровней.
Представленные на отечественном и зарубежном рынке программные продукты — это комплексы программ, включающих в себя автоматизированные информационно-аналитические системы для директора, заведующего учебной частью (завуча), учителя, работников школьной библиотеки, медицинского персонала школы и сотрудников бухгалтерии. Выделим основные функциональные возможности ряда отечественных и зарубежных программных продуктов, программных и программно-аппаратных решений для сферы образования.
Фирма «Аверс».Предлагает комплекс программ, который позволяет автоматизировать многие аспекты деятельности учебного заведения: «АРМ Директор», «Школьная библиотека», «АВЕРСБухгалтерия» и «Тарификация».
Автоматизированная информационно-аналитическая система «АРМ Директор» позволяет автоматизировать рабочие места директора школы, секретаря, заведующего учебной частью, учителя, классного руководителя, медсестры. Программа содержит блоки делопроизводства (ведение личных дел сотрудников учреждения и школьников, создание отчетов с использованием системы поиска и дизайнера отчетов и др.), планирования (расчет базисного, учебного планов и сетки часов, распределение основной и дополнительной нагрузки преподавателей), успеваемости (учет успеваемости учащихся в виде оценок, обобщенных и относительных показателей), аналитики (анализ качества знаний, успеваемости учащихся), приказов (издание приказов по учебному заведению, ведение книг приказов по сотрудникам и учащимся школы и др.), тарификации. Использование блока классный журнал позволяет осуществлять учет успеваемости, тематическое планирование. Блок здоровье предназначен для организации рабочего места медсестры, учета и контроля прививок, диспансеризации, текущего состояния здоровья учащихся и сотрудников школы.
Автоматизированная информационно-аналитическая система «Школьная библиотека» осуществляет учет библиотечного фонда и организацию деятельности школьных библиотек.
«АВЕРСБухгалтерия» автоматизирует работу на всех участках бухгалтерского учета бюджетного учреждения за счет ведения многоуровневого аналитического учета, контроля за использованием денежных средств, формирования достоверной отчетности.
Соответственно руководитель получает объективную информацию для принятия решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами учреждения.
Практическая реализация комплекса программ фирмы «Аверс» позволит сформировать информационную инфраструктуру учреждения, повысить качество и обоснованность принимаемых решений по управлению учреждением, сформировать единый информационный ресурс, необходимый для автоматизации процесса управления системой образования в регионе.
Система «Сетевая школа», или «Net Школа».Предлагает комплексное решение по автоматизации учебно-воспитательного процесса в целом, а не только отдельных его частей (работу завуча, классного руководителя и т.д.). Система представляет собой сетевое клиент-серверное приложение и имеет Webинтерфейс (т.е. на клиентских машинах не нужно ничего, кроме стандартного броузера, поставляемого вместе с операционной системой), что позволяет пользователю не быть «привязанному» к какому-то определенному компьютеру, включенному в локальную школьную сеть. Система осуществляет сбор и представление информации о сотрудниках, учениках и родителях. В ней содержатся учебные планы, классные журналы, школьное расписание, разнообразные отчеты и другая информация. Система поддерживает информационное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей, администрации школы (обмен сообщениями, доска объявлений) — как в рамках локальной сети учебного заведения, так и через Интернет. На сайте школы учителя могут собирать электронные учебные материалы и методические пособия по всем школьным дисциплинам и организовывать дистанционное обучение (например, в случае болезни ученика). Система «Net Школа» позволяет привлечь к работе не только школьных работников и учеников, но и родителей, у которых дома или на работе есть компьютер с выходом в Интернет. С последними обновлениями системы можно познакомиться на официальном сайте в Интернете www.netschool.roos.ru.
Комплекс «Школьный офис».Представляет собой программное обеспечение для автоматизации управления школой и представляет собой единую программно-информационную платформу, позволяющую путем подключения различных модулей создавать единую базу данных школы и автоматизировать рабочие места директора, завуча, секретаря, классного руководителя и других сотрудников школы. Использование подобных комплексов позволяет стимулировать процесс информатизации, создавая единое информационное пространство школы, объединять рабочие места сотрудников в полноценную систему управления учебным заведением. Администратор сети создает и контролирует общие
базы данных, подключение к ним учителей, родителей, библиотекарей через локальную или глобальную сеть.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (фирма «Кирилл и Мефодий»).Это программный продукт, который состоит из двух основных блоков:
1) учебного, включающего в себя мультимедийные уроки и учебные пособия по предметам в соответствии с учебным планом средней общеобразовательной школы, интерактивные словари, энциклопедии, медиатеку «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», конструктор курсов и тем и т.д.;
2) административного, обеспечивающего информационную поддержку работы учителя и школьного администратора (сбор и хранение сведений об учениках школы, учителях, изучаемых предметах; сбор и хранение промежуточных и итоговых оценок учеников и т.д.).
Программный комплекс «Школьный портфель» компании «Хронобус».Предлагает программное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Программный комплекс состоит из трех пакетов: «ХроноГраф 2.0 Плюс. Редактор расписания занятий учебного заведения»; «1С: ХроноГраф Тарификация»; «ПараГраф М: Учебное заведение XXI».
В программах комплекса используются современные технологии. Например, SQLзапросы позволяют мгновенно извлекать из системы нужные данные и их выборки, быстро формировать отчеты по деятельности учебного заведения. Все три пакета обладают возможностями взаимного обмена данными. На основе OLEтехнологий осуществляется связь со стандартными офисными приложениями Microsoft Office, которая обеспечивает экспорт данных в эти приложения и импорт данных из них в комплекс «ПараГраф М: Учебное заведение XXI».
Комплекс включает в себя программы: «Администрация» (информационно-поисковая система, в которой организована основная работа с базой данных учебного заведения); «Конструктор запросов и отчетов» (программный компонент, расширяющий возможности предыдущей программы средствами построения новых отчетных форм и новых запросов к базе данных); «Успеваемость» (программа для ввода и обработки данных по итоговой успеваемости); «Диспетчер данных» (сервисная программа для архивации, профилактики баз данных, экспорта архивов, переключения между базами данных, настройки доступа к базе данных в локальной сети); «Диспетчер пользователей» (сервисная программа для регистрации пользователей и обеспечения им прав доступа к программам и данным); «Перевод года» (сервисная программа для перевода данных текущего учебного года в новый
учебный год). Помимо этого в комплекс входят демонстрационная база данных учебного заведения; базы данных по предметам, базовый учебный план; библиотеки запросов и отчетов. С более детальной информацией о пакете «ХроноГраф» можно ознакомиться на сайте www. chronobus. ru.
Рассмотрим зарубежный опыт создания и использования систем автоматизации управления учебным заведением. В качестве наиболее распространенных систем этого класса выделим наиболее известные в Европе программные продукты.