Основы стилистики. Стилистическое редактирование текста

Задание № 54. Определите, к какому стилю относятся приведенные ниже тексты. Сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:

1. Функциональный стиль (научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорный).

2. Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и т.п.).

3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

4. Основные стилевые черты.

5. Характерные особенности данного стиля.

Текст 1.

Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни отца (подпись).

Текст 2.

Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать!

(А. Островский)

Текст 3.

Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.

Текст 4.

У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой; у Истры тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять с своими плотинами, прудами, мельницами, огородами, окруженными ракитниками и гусиными стадами.

(И. Тургенев)

Текст 5.

Правительство Эстонии выделило 10 миллионов крон на поддержку реэмиграции некоренных жителей, передает наш корреспондент Г. Сапожникова. Материальную поддержку в размере 115 долларов получат только гражданские лица.

Текст 6.

В Тбилиси на улице Георгия Товстоногова состоялось торже­ственное открытие мемориала имени бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке значится, что «с 1915 по 1946 г. в этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал президент Межгосударственной конфедерации театральных деятелей Кирилл Лавров.

Текст 7.

Демография – наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и другим признакам, его движение – рождаемость, бракосочетание, смертность и т.п.

Текст 8.

Подтверждаем получение Вашего письма № ... от ... , в котором Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится... Надеемся, что Вы примете в ней активное участие.

Задание № 55. Назовите по пять примеров, относящихся к лексике пяти функциональных стилей. Дайте определение межстилевой нейтральной лексики.

Например:

Научный стиль: молекула, гранула, глагол и т.д.

Официально-деловой: заявление, докладная и т.д.

Публицистический стиль: демократия, приватизация и т.д.

Задание № 56. Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.

Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, по­скольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

Задание № 57.Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

Задание № 58.Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю.

Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно... Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи - хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы... Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! ...И еще. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?» (АиФ. 1997. №47).

Задание № 59. Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит художественному стилю речи.

Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать... «Утро вечера мудренее», - пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец уже спал, в каби­нете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спало. И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и старательном выщелкивании соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари.

Задание № 60. Сделайте стилистический анализ приведенного ниже текста; укажите признаки научного стиля.

Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.

Задание № 61. Охарактеризуйте стилистическое использование элементов официально-делового стиля в отрывке из романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

В случае оставления жалобы без последствий, к чему, по мнению адвоката, надо быть готовым, так как кассационные поводы очень слабы, партия каторжных, в числе которых была Маслова, могла отправиться в первых числах июня, и поэтому для того, чтобы приготовиться к поездке за Масловой в Сибирь, что твердо решено Нехлюдовым, надо было теперь же съездить по деревням, чтобы устроить там свои дела.

Задание № 62. Выберите подходящие слова из предложенных вариантов, свой выбор мотивируйте.

1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значительность). 2. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов. 4. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки). 6. Многим студентам нашей группы (представилась, предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции. 7. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным). 8. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории. 9. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые, стилистические) поправки. 10. Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей любителей природы. 11. Работа написана простым языком, сразу уясняется (существо, сущность) вопроса. 12. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание № 63. Устраните лексические повторы в тексте. Отметьте явления плеоназма и тавтологии.

1. Суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. 2. Всех потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями. 3. Она не проронила ни одного лишнего слова. 4. Историков и неисториков, сделавших себе имя на этой теме, за это время стало больше, чем самих участников событий, но истина принадлежит его величеству факту. 5. Основными причинами преступности среди несовершеннолетних являются сложная обстановка в семьях, пагубное влияние видеосалонов, слабая материальная база досуга, отсутствие методической помощи, отсутствие координации, творческого общения педагогов. 6. Коллектив нашей школы-гимназии долго готовился к этому шагу. Ведь поменялась не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и сам коллектив. Для гимназии, для работы в ней нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% нашего коллектива прошли в прошлом году различные курсы при вузах. Также последний год наш коллектив тесно сотрудничает с Бауманским университетом.

Задание № 64. Найдите в тексте фразеологизмы, отметьте их неудачное использование, постарайтесь объяснить характер ошибок.

Что будет в закромах?

Объединение райкоопзаготпрома, казалось бы, должно задавать тон в организации заготовок и закупок сельхозпродукции в системе райпотребсоюза. Оно располагает достаточной сетью заготовительных контор, необходимыми складскими помещениями. В районе есть где развернуться заготовителям. Почти в сорока тысячах хозяйств выращивают скот, птицу, растет число мини-ферм. На территории района расположено свыше ста скотоводческих товариществ, не говоря уже о совхозах и колхозах.

Однако факты свидетельствуют о том, что райкоопзаготпром не обрел еще своего настоящего лица. Судите сами: из 49,6 миллионов рублей общего объема заготовительного оборота за семь месяцев текущего года на долю объединения приходится только одна треть.

Мыслимое ли дело, в разгар сезона не закупать ни одного килограмма фруктов? Конечно, в условиях рынка работа заготовителей осложнилась. Сдатчики получили более широкие возможности распоряжаться своей продукцией. Значит, надо их как-то заинтересовать, привлечь на свою сторону. Райкоопзаготпром должен делать основную погоду в сфере заготовок. А для этого ему надо серьезно перестроить свою работу с учетом требований рыночной экономики. Новый руководитель объединения пытается добиться перелома, но пока не получает нужной поддержки со стороны специалистов. Состоявшийся недавно разговор на правлении райкоопзаготпрома заставит специалистов пересмотреть свое отношение к работе. Надо каждому лицом повернуться к рынку и жить по его законам.

(Газ. «Родник», № 122, от 10.09.92)

Задание № 65. Отредактируйте предложения, заменив диалектные слова нейтральными.

1. Ледокол шел ходко, но Степан надеялся проскочить на правый берег, пока дорога по льду была еще не порушена. 2. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу. 3. Из-под ножа литовки швидко вспорхнул перепел. 4. Федор Рябчиков – из бедняков, грамоту одолел самоуком. 5. Весенняя жизнь на полях начинается, когда примякнут утренние заморозки. 6. На пустыре появились грядки и деляны овощного хозяйства.

Задание № 66. Найдите диалектизмы в рассказе В. Шукшина «Как помирал старик».

... Егор встал на припечек, подсунул руки под старика: – Держись мне за шею-то. Вот так! Легкий-то какой стал!.. - Выхворался... – Вечерком зайду, проведаю. Может, зарубим курку, сварю бульону. Он ить скусный, свеженький-то... – Не надо. И поисть не поем, а курку порешим... – Хоть счас не ерепенься!.. Одной ногой уж там стоишь, а ишо шебаршит кого-то. Может, оклемаешься ишо!

Задание № 67.Пользуясь словарем синонимов русского языка, подберите синонимы к следующим словам и составьте с ними предложения.

Договор, доказательство, жестокий, кудрявый, нападение, пасмурный, победить, привыкать.

Задание № 68. Найдите возможные синонимы для прилагательных в приводимых ниже словосочетаниях.

Влажные руки, длинный путь, четкий рисунок, частый лес, энергичный работник, посторонний человек, забавный случай, верный друг, большой пакет.

Задание № 69. Определите значения слов, выступающих в качестве паронимов.

Интеллигентские – интеллигентные; туристический – тури­стский; болотистый – болотный; экономный – экономический; человеческий – человечий; обличив – обличение; малинный – малиновый; стилевой – стилистический; существо – сущность; проблемный – проблематичный; проводить – производить; удач­ный – удачливый.

Задание № 70.Укажите стилистическую функцию выделенных слов; подберите к ним синонимы.

1. Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную обитель. 2. В вашем заведении высокий посетитель вкусил хлеба. 3. И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная. 4. Я вам, тятенька, во всю жизнь свою ни в одном слове не перечил. 5. Ему почему-то казалось, что суд еще не кончился, что проволочка еще тянется и что настоящего «решения» еще не было. 6. Григорий Иванович, широко улыбаясь, трясся на волгломсене. 7. Ведь и я когда-то была молодая и пригожая.

Задание № 71. Укажите ошибки, вызванные смешением паронимов.

1. Пусть не блещет картина какими-либо художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, насилие. 2. Напрягая последние усилия, путники выбрались, наконец, на ровную дорогу. 3. Розыск моего мужа не обвенчался успехом. 4. Где здесь натуральная контора – мне нужно копию заверить.

Задание № 72.Выберите подходящий вариант, свой выбор мотивируйте.

1. Для проведения бесед были подобраны квалифицированные (лéкторы – лекторá). 2. Нельзя вливать новое вино в старые (мехи΄ – мехá). 3. Крупные (лоскуты´ – лоскýтья) кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскýтья – лоскуты´ ) его одежды развевались по ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и послышались тихие, переливчатые (тóны – тонá) свирели. 6. Луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тонá – тóны). 7. На постоянную работу требуются квалифицированные (тóкари – токаря´ ) и (слéсари – слесаря´ ). 8. У причала стояли военные (кáтеры – катерá), а на внешнем рейде – (крéйсеры – крейсерá). 9. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры – шоферá).

Задание № 73. Отредактируйте предложения. Укажите, где нарушен порядок слов.

1. Хозяйка дома и ее дочери по очереди читали стихи, шел разговор о судьбе Марины Цветаевой, а закончилось все сладким столом, сервированным совместными усилиями и чаем из самовара. 2. За несвоевременное устранение последствий аварии в подвалах жилых домов оштрафована заместитель начальника ЦАГИ Ольга Бессолова. 3. Англия – владычица морей, разбила турецкий флот, обученный англичанами в Средиземном море. 4. Местком не организовал, опираясь на весь коллектив, разъяснение важности проводимого мероприятия. 5. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций завода. 6. В это время в реках и в водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами.

Задание № 74.Отредактируйтепредложения, укажите, где нарушен порядок слов.

1. Предложено закупить как можно большим числом бригад лошадей, инвентарь. 2. Обязать райторг вне очереди снабжать продуктами питания лиц, выезжающих на тушение пожара, согласно установленным нормам. 3. Сейчас эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 4. Выделенных рабочих с участков управлением шахты на курсы начальники, участков временно задержали. 5. Прежде чем включить установку, необходимо снять все плакаты с надписью: «Не включать!» – работают люди», – повешенные перед началом работы. 6. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Петрова А.И., которая в этом году по указанию министерства значительно увеличилась в объеме, по сравнению с прошлым годом. 7. Лучшая доярка колхоза Козлова на 28-й день после отела получила от коровы 37 литров молока.

Задание № 75.Предложения, нуждающиеся в правке, отредактируйте. Объясните, чем вызваны ошибки.

1. Особенно наступает горячая для бригадира нашей бригады пора летом. 2. Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации новые газеты. 3. Механизмы должны быть выключены и рубильники заперты во время перерывов в работе. 4. Спроси, как иногда трудно работать на стройке у мамы Риммы Волковой. 5. После первой мировой войны правительство Колумбии признало озеро государственной собственностью и запретило всякие поиски золота иностранцам. 6. К купленным машинам более бережливо фермеры стали относиться. 7. В часы отдыха по очереди они вслух читают.

Задание № 76. Найдите в отрывке из художественного текста просторечные формы и нарушения литературных норм, подумайте, с какой целью они используются автором.

– Вы его не хватайте, – посоветовал Потап, – он дерется. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент… Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет.

– Михаил Иваныч, – сказал городовой, а я вас и не признал-с.

Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал первый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.

– Уморили, – глупо сказал Потап. – А я думаю: дай-ка я их пугну-с...

– Ну, будя, – сказал Шипов. – Много чести. А чего это у вас никто не пьет, не ест? Ай случилось чего?

(Окуджава Б. Похождения Шипова).

Задание № 77.Исправьте ошибки, вызванные наличием лишнего слова.

1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

2) Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом отличали их одного от другого.

3) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

4) Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

5) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

6) Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

Задание № 78.Выберите одно из двух слов, приведенных в скобках.

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент – абонемент).

2) У девушки были влажные, (чувствительные – чувственные) губы.

3) В этот день я услышала много (обидных – обидчивых) слов.

4) Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения.

5) Все вокруг привлекательно: и (близкие – ближние) и (далекие – дальние) холмы.

6) Студент быстро (усвоил – освоил) материал.

7) Молодой рабочий (усвоил – освоил) профессию токаря.

8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (винова­тым – виновным) видом.

9) Мать приготовила (сытый – сытный) завтрак.

10) В новых кварталах города находятся самые (высо­кие – высотные) дома.

11) (Болотистый – болотный) ил является отличным удобрением.

12) Один берег реки был луговой, а другой – (глинистый – глиняный).

13) (Соседний – соседский) кот важно прошел на кухню.

14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное – искусственное) вскармливание.

15) Мы живем в одном доме, но на (разных – различных) этажах.

16) В жаркий день приятно походить по (теневым – тенистым) аллеям.

17) В квартире нужно было (провести – произвести) ремонт.

18) На поляне мы увидели высокий (земельный – земляной) холм.

19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная – бережливая).

20) Давайте найдем в себе (скрытые – скрытные) резервы и доберемся до вершины.

21) Мой брат – человек очень (практический – практичный), он не выбрасывает старые веши.

22) С (особым – особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

23) Ему была (предоставлена – представлена) возможность поехать на юг.

24) Знаток во всем, он все же был (невежей – невеждой) в живописи.

25) Помещики жестоко обращались со своими (придворными – дворовыми).

Задание № 79. Найдите ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2) В магазин завезли импортные моющие обои.

3) К праздничному столу купили пять кило банан.

4) Врачиха выписала мне лекарство.

5) В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.

6) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

7) Библиотеку переселили в более худшее помещение.

8) В институт я не пошла, так как была заболевши.

9) Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.

10) В личной жизни я потерпел полное фиаско.

11) Становьте сюда свой чемодан.

12) На концерте мы видели всех знаменитых артистов, ихние наряды были потрясные.

13) Отсюдова было хорошо видно море.

14) Я предъявил оплоченный чек.

15) Мальчик добился пересиления чувства страха.

16) Красноречие юноши произвело на девушку надле­жащий эффект.

17) Работу нужно закончить к пятому апрелю.

18) Ребенок держался за коляску обоими руками.

Задание № 80. Придайте каждому предложению литературную форму и запишите. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи?

Мне от головной боли. За три рубля городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Через веревочку прыгает / моя внучка. Напротив живет / ушел на пенсию. Дома забыл чем писать. Ты взял на чем загорать? Возьми чем укрыться. Завтра праздничное надену. Зимнее надо брату покупать. Скоро выпускной /потом вступительные / ужас! У мальчика температура. Без слуха в училище не примут, Он и второй завалил. Мы заняли на машину.

Задание № 81. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание № 82. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

1. респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

2. мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный;

3. амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание № 83. Из приведенных в скобках слов выберите нужный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и «Словаря иностранных слов» установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т.е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (концепции, представления) о (персонажах, героях, образах).

Задание № 84. Считаете ли вы, что лексическая избыточность затрудняет восприятие речи? Подумайте и найдите объяснение следующим плеоназмам – почему они возникли:

Свободная вакансия, прейскурант цен, хронометраж времени, самый оптимальный, потенциальные возможности, первое боевое крещение, лучшая элита нашего балета, в мае месяце, так например, планы на будущее, неиспользованные резервы, простаивать без дела, поступательное движение вперед.

Задание № 85. На чем основан комический эффект приводимого отрывка (пародии на критическую статью о сказках, в которых встречается образ мышки)

«…Проанализируем этот художественный образ в известном произведении русского фольклора – народной сказке «Репка». Здесь выводится образ передовой, прогрессивной мыши. Это далеко уже не та мышка – вредитель и мот, которую мы наблюдали в «Курочке Рябе», и тем более не та, что мы встречали у «Кота в сапогах». В «Репке» перед нами предстает мышка совершенно нового, передового формата. Она как бы является собирательным образом нелишних мышей. Хочется невольно воскликнуть: «Побольше бы таких мышей в книжках для наших малышей!…»

Задание № 86. Определите, употребление каких слов стилистически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

1. На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника. 2. К концу года рапортуют труженики торговой сети столицы. 3. Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 4. Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре.

Задание № 87. Устраните элементы канцелярского стиля в следующих текстах:

1. Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде. Успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо). 2. Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов (из телепередачи «Поле Чудес»). 3. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 4. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришел в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов). 5. Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидирования ее отставания по плану надоев молока (из газет). 6. Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей (из газет).

Задание № 88. Сделайте стилистическую правку предложений, замените однокоренные слова подходящими синонимами.

1.Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 6. Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве. 7. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.

Задание № 89. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, называя устраненные недочеты (смешение стилей, неточность словоупотребления, канцеляризмы, многословие, речевые штампы и т. д.). При необходимости дайте свои варианты правки.

1. Новые животноводческие комплексы крупного рогатого скота зародятся в разных районах республики. 1. Новые животноводческие комплексы для крупного рогатого скота будут построены во многих районах республики.
2. В актовом зале школы царила деловая суета. 2. В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.
3. Повысить эффективность каждого рабочего за счет организации труда. 3. Повысить эффективность труда каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда.

Задание № 90. Сделайте грамматико-стилистическую правку предложений.

1. Кутерье (имя спортсмена) понял о том, что тактику поединка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема. 6. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу. 8. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 9. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 10. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. 11. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Задание № 91.В отрывке из статьи, опубликованной в газете, выделите слова, принадлежащие к разным функциональным стилям. Насколько стилистически обоснованно их употребление в контексте?

В четверг вечером в столицу приехал знаменитый американский актер, герой костоломных боевиков Чак Норрис. В Москву стареющая кинозвезда заявилась на открытие собственного клуба и казино "Беверли Хиллз", а также для проведения переговоров с финансовыми компаниями о расширении своей деятельности в России.

Господин Норрис подошел к раскручиванию русского бизнеса очень ответственно и помимо своего звездного тела привез еще несколько популярных у нас песен исхудавшего греческого певца Демиса Руссоса и сразу трех героев "Санты-Барбары", которых иначе, как Си Си Кепвелл, Мейсон и Тед, у нас не называют. Вся компания с пафосом разместилась в Палас-Отеле, сняв всего пятнадцать номеров. Естественно, президентский номер за 1300 за ночь достался самому главному, то бишь Чаку Норрису. Остальные звезды расположились в двухэтажных номерах люкс, которые, впрочем, обставлены не хуже президентского и отличаются от него лишь размерами.

Пробудет эта честная компания до завтра. Причем Чак Норрис успел за эти дни сняться в передачах сразу у нескольких телекомпаний. Но что самое интересное, его заманил к себе в "Смак" главный рок-кулинар страны Андрей Макаревич и заставил что-то варить-парить на своей телекухне. Так что на сей раз в России голливудский каратист предстанет сразу в трех ипостасях: актер, бизнесмен, повар.

(Рязанцев А. Чак Норрис въехал в Россию

со "Смаком" // МК. – 1996. – 26 окт.)

Задание № 92.Дайте оценку использованию разностильной лексике в заметке, опубликованной в газете. Особо обратите внимание на соединение книжных и разговорных слов. Насколько оправдан выбор лексических средств в данном случае?

Первыми приход весны обычно чувствуют птицы. В Московском зоопарке, как будто сверяясь с календарем, в первые же дни марта начали танцевать японские журавли.

Не отстают от длинноногих и красавицы лебеди. Отбив у обнаглевших за зиму ворон право плавать по всей очищенной ото льда территории пруда, они каждую минуту охарашиваются, пристально посматривая на самок.

Утки проплывают мимо селезней с таким видом, будто век их видеть не хотят. У этих вообще полный беспредел. По жизни селезень обречен гибнуть за утку. В момент опасности он не имеет никакого морального права взлететь раньше ее. Подлые подруги довольно часто подставляют пернатых мужиков, не отрываясь от земли до последнего. Именно поэтому при определенной сноровке селезня можно поймать голыми руками.

... А вот пеликаны от первых солнечных лучей совсем одурели и целуются напропалую, подавая положительный пример всем нам.

(Федоткина Т. // МК.)

Наши рекомендации

Число: 2080