Воросы для подготовки к зачетам (3 и 4 курс)
1.Виды перевозок во внешних сообщениях.
2. Агентирование.
3. Интермодальная перевозка
4. Типы коносаментов
5. Принцип рациональной загрузки
6. Общая характеристика и принципы построения тарифов на доставку грузов
7. Основные платы и сборы взимаемые с грузовладельцев
8. Основные формы организация морского судоходства.
9. Фрахтовое агентирование
10. Мультимодальная (трансмодальная) перевозка
11. Грузовые документы в каботаже.
12. Документы регламентирующие перевозку опасных грузов
13. Система тарифов
14. Основные сборы и платы взимаемые с судов
15. Договора морской перевозки.
16. Брокерская деятельность
17. Амодальная перевозка
18. Документы, удостоверяющие качественное состояние груза
19. Документы необходимые для перевозки навалочных грузов
20. Различие между тарифом и фрахтом.
21. Плата за выполнение погрузо-разгрузочных работ.
22. Долевые коносаменты.
23. Хранение грузов
24. Юнимодальная перевозка
25. Документ о времени
26. Документы регламентирующие перевозку ННЗ
27. Краткая характеристика прейскуранта 11-01.
28. Премия за досрочную погрузку или выгрузку судов
29. Экспедирование.
30. Погрузочно-разгрузочные и стивидорные работы
31. Договор морской перевозки
32. Грузовые документы загранплавания
33. Обязательные документы на судне
34. Тарифы на перевозку сухогрузов в каботаже.
35. Технология прохождения транспортных документов при перевозке грузов на речном транспортете.
36. Фиксчур-нот (fixture note, fixing letter)
37. Лизинговые (арендные) операции
38. Рейсовый чартер (voyage c/p)
39. Документы качества состояния груза
40. Документы регламентирующие перевозку зерновых грузов
41. Ставки станочных операций
42. Плата за хранение грузов в портах.
43. Сквозной коносамент
44. Транспортное экспедирование
45. Генеральный контракт (general contract).
46. Грузовые ордера
47. Документы регламентирующие перевозку лесных грузов
48. Особенности применения тарифных ставок при перевозке грузов между портами.
49. Обеспечение сохранности грузов при перевозках.
50. Букинг-нот (booking note).
51. Транспортное агентирование. Плата за агентское обслуживание.
52. Коносамент (Bill of Lading)-три функции документа
53. Фрахтовые ордера
54. Документы необходимые для перевозки КГГ
55. Тарифы на перевозки грузов в контейнерах, пакетах, буксировку плотов и плавучих объектов.
56. Штраф за простой под погрузкой или выгрузкой
57. Берс-нот (berth note).
58. Основные функции морских агентов.
59. Коносамент (bill of lading)
60. Офферты (offerts)
61. Документация необходимая для морской перевозки генеральных грузов
62. Тарифы на перевозки наливных грузов
63. Штраф за задержку контейнеров
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Обеспечение грузовых перевозок. Основные понятия.
Перевозки морским транспортом осуществляются во внутренних и внешних сообщения.
Во внешних сообщениях различают два вида перевозок:
а) перевозки при экспорте и импорте;
б) перевозки между иностранными портами.
В зависимости от вида плавания различают заграничные плавания и каботажи, которые в свою очередь делятся на большой каботаж (плавание между портами разных бассейнов с заходом в загранпорты) и малый каботаж - плавание в пределах одного - двух бассейнов без заходов в иностранные порты.
Организация морского судоходства имеет две основные формы:
а) линейная, или регулярная - судоходство на направлениях с регулярным грузопотоком: на таких линиях суда закрепляются не менее чем на 3 месяца.
б) рейсовая, или трамповая - при непостоянном потоке, без закрепления за линией судов.
Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки, который имеет следующие основные формы:
чартер,
коносамент,
букинг-нот,
берс-нот
и фиксчур-нот.
При перевозках по чартеру для размещения груза предоставляется судно целиком или его определенная часть. Эту форму договора применяют при перевозках массовых грузов, поставки которых осуществляются пароходными партиями, наливных, навалочных и лесных.
В чартере детально оговаривают содержание договора и взаимные обязательства сторон: наименование и технико-эксплуатационные характеристики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т.д. Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на период данной сделки. На практике для оформления договора используют типовые проформы чартеров. В настоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные грузопотоки массовых грузов.
В качестве договора морской перевозки при отправках мелкопартионных генеральных грузов в линейном судоходстве используют коносамент. В отличие от чартера условия линейного коносамента разрабатывает судоходная компания (конференция) односторонне, без согласования с грузовладельцами, и они являются едиными для всех отправителей и действуют в течение длительного времени.
Согласно условиям коносамента капитану предоставляется право размещать груз в подпалубных помещениях судна по своему верхней палубе должно быть предварительно согласовано с грузовладельцем.
Важной особенностью перевозок по коносаменту является то, что линейные компании, как правило, принимают груз к перевозке заблаговременно до подхода судна (обеспечивают его хранение на своих складах, производят комплектацию судовых партий и подготовку грузовых документов). Погрузка-выгрузка оплачивается судовладельцем и организуется на причалах линии.
Долевые коносаменты, или деливери- ордера (delivery order), встречаются при внешнеторговых перевозках. Они выписываются (в случаях возникновения в них надобности) уже после того, как отправка данной партии груза оформлена одним, основным, коносаментом. Такая необходимость возникает главным образом при следующих обстоятельствах: когда более или менее значительная партия груза, перевозка которой уже оформлена одним коносаментом, продается нескольким покупателям и появляется надобность раздробить коносамент на несколько частей, чтобы каждый покупатель имел возможность самостоятельно получить свою долю партии груза, обозначенную в основном коносаменте; когда отправителем и получателем партии груза по основному коносаменту являются экспедиторские фирмы, объединяющие в целях экономии в одну партию грузы нескольких владельцев и выдающие грузы в порту назначения их действительным получателям.
Применяют различные формы и способы выдачи долевых коносаментов.
Если долевые коносаменты выдает держатель основного коносамента, то обычно их визирует капитан судна или агент перевозчика. Для этого им вручают также оригинал основного коносамента.
Долевые коносаменты могут быть выписаны перевозчиком или его агентом по просьбе держателя основного коносамента и также в обмен на основной коносамент.
Регулярные линии обслуживают перевозки мелкопартионных генеральных грузов, которые, как правило, рассредоточены между большим числом портов. Это обусловливает широкое использование специальных форм договора морской перевозки—сквозных и долевых коносаментов, а в последние годы договоров на комбинированную перевозку.
Долевые коносаменты облегчают прием-сдачу груза за счет уменьшения числа коносаментов, дают экономию на консульских сборах, которые взимаются с каждого коносамента. Отправителям мелких партий товара долевой коносамент позволяет сократить расходы по перевозке, так как в противном случае они должны оплачивать сумму минимального фрахта, установленного тарифами за каждый коносамент.
Экспедиторские фирмы производят укрупнение мелких партий и оформляют их перевозку долевыми коносаментами, удерживая в качестве платы за посреднические услуги примерно половину суммы экономии, получаемой грузовладельцами. Особую важность приобретает долевой коносамент при смешанных железнодорожно-морских и авиационно-морских перевозках.
Особым видом коносамента, также выполняющим функцию договора морской перевозки, является так называемый сквозной коносамент (through Bill of Lading).Его применяют обычно в линейном сообщении, когда перевозчик принимает груз с обязательством доставить в пункт назначения, до которого не следуют суда данной линии. Таким образом, в пути следования производят перевалку груза на другое судно, которое может принадлежать как тому же, так и другому перевозчику, с которым первоначальный перевозчик находится в соответствующих договорных отношениях.
Линейные компании принимают к перевозке грузы также и на те порты данного района, которые обслуживаются ими непосредственно. В этих случаях также оформляют прямой или сквозной коносамент, и перевозчик принимает на себя обязательство произвести в каком-либо порту по пути следования судна перевалку указанного в коносаменте груза на другое судно (своей или чужой компании), следующее в порт назначения товара.
Сквозной коносамент, таким образом, освобождает грузовладельца от забот по организации перегрузки и дальнейшей отправки груза в порту (портах) перевалки. Кроме того, он дает возможность грузоотправителю после отправки товара на судне первого перевозчика оперировать с коносаментом так, как если бы груз был отправлен морем без перевалки в пути.
Порты, в которые осуществляется перевозка по сквозному коносаменту, включаются в тарифный список так называемых аутпортов. Оплата перевозки складывается из базисной ставки на порт перевалки и специальной надбавки за рендж.
Доставка товаров по сквозному коносаменту осуществляется на основе соглашения между компаниями—участниками перевозки. Каждый из партнеров несет ответственность за перевозку и перевалку груза только на своем участке. Соглашение предусматривает и распределение общей суммы фрахта. При этом в зависимости от заинтересованности разных компаний в расширении перевозок распределение фрахта между ними может значительно отклоняться от действительной степени участия каждого в обеспечении доставки груза.
Балтийская и международная морская конференция (БИМКО) разработала типовую проформу коносамента для сквозных морских перевозок, аналогичные проформы существуют для железнодорожно- и авиационно-морских перевозок.
Независимо от формы договора морской перевозки коносамент определяет правоотношения перевозчика с получателем груза. Условия чартера только тогда обязательны для получателя, когда в коносаменте есть ссылка на них.
Букинг-нот (booking note) является заявкой грузоотправителя для бронирования на судне, совершающем очередной рейс, места для определенной партии груза. Букинг-нот за подписью грузоотправителя вручается перевозчику или его агенту и, скрепленный подписью последнего, обретает характер договора морской перевозки. Применяют его в линейном плавании. Условия перевозки оговариваются в нем кратко, но указывают форму коносамента, которая будет применяться при перевозке груза.
По рекомендации БИМКО букинг-нот должен содержать следующие условия перевозки: наименование перевозчика и грузовладельца, количество и род груза, пункты отправления и назначения груза, название судна, намеченное время погрузки судна, ставка фрахта, условия перевозки—в трюме или на палубе, применяемая форма коносамента.
Берс-нот (berth note) —разновидность договора морской перевозки, который может применяться как в трамповом, так и в линейном судоходстве. В том случае, когда в трамповом судоходстве судно отфрахтовано на перевозку партии груза, не обеспечивающую полной загрузки судна, перевозчик старается получить дополнительный груз и погрузить его на том же причале, на котором производится погрузка судна. Договор на перевозку таких дополнительных партий груза оформляется в форме берс-нота. В линейном судоходстве эта форма договора может применяться в том случае, когда количество генеральных грузов в каком-то направлении недостаточное, но есть возможность догрузить судно массовым грузом, перевозимым не на линейных условиях, а на условиях, схожих с чартерными перевозками на трамповых судах.
Берс-нот составляет и подписывает перевозчик или его агент в нескольких экземплярах и в форме письма его направляют грузоотправителю, последний подтверждает своей подписью условия перевозки, изложенные в берс-ноте. Эти условия, как правило, аналогичны условиям букинг-нота, но может быть и ряд дополнительных условий перевозки, не указанных в принятой форме коносамента.
Фиксчур-нот (fixture note, fixing letter)применяют в трамповом судоходстве для фиксирования факта заключения сделки о фрахтовании судна до подписания договаривающимися сторонами чартера. После подписания чартера фиксчур-нот теряет силу как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки.
Фиксчур-нот содержит основные условия фрахтования: наименование судна, количество и род груза, время подачи судна, порт погрузки и выгрузки, размер фрахта, нормы погрузки и выгрузки, наименование фрахтователя и проформу чартера.
Грузовладелец обязан строго выполнять все технические условия и требования к физико-химическим свойствам и упаковке грузов, предъявляемых для морской перевозки.
При отправке опасных грузов отправитель обязан в письменном виде уведомить перевозчика о свойствах груза, а при необходимости дать рекомендации относительно способа перевозки. Такой груз принимается только с письменного согласия перевозчика. При этом в случае возникновения угрозы для судна или груза со стороны опасных грузов они могут быть выгружены в любом месте, уничтожены или обезврежены перевозчиком без ответственности за груз с его стороны.
Если перевозчик не был осведомлен отправителем об опасных свойствах груза, то он имеет право в любое время и в любом месте выгрузить и уничтожить или обезвредить такой груз без какого-либо возмещения отправителю, более того, грузовладелец обязан покрыть все убытки и расходы, возникшие вследствие такой перевозки, а также оплатить полный фрахт.
Отправитель должен своевременно передать перевозчику все касающиеся груза документы, предусмотренные портовыми, таможенными или иными административными правилами, и нести ответственность за любые убытки (простой судна, таможенные штрафы и др.), вызванные неправильным, неполным оформлением этих документов или их несвоевременной передачей.
Все грузы принимают к перевозке по массе или по счету мест. Штучные грузы принимают счетом мест с указанием их массы. При сдаче груза получателю судно не несет ответственности за его массу, если число мест соответствует числу, указанному в документах, а тара и упаковка находятся в хорошем состоянии.
Прием и сдачу грузов обычно производят на судне. Если правила техники безопасности не позволяют тальманам находиться в трюме, то груз считают на берегу, в пределах вылета грузовых стрел. При передаче грузов борт судна—транспорт получателя счет груза производится только от имени судна без участия тальманов порта.
В процессе грузовых работ судовые и береговые тальманы регулярно сверяют свои записи по счету мест для того, чтобы своевременно установить устранить расхождения между ними.
Все грузовые и коммерческие операции, выполняемые в процессе подготовки к перевозке, непосредственно транспортирования и выдачи груза получателю можно разделить на 2 группы.
К первой группе относятся обязательные и дополнительные постоянные операции, выполняемые с грузами и документами:
– планирование перевозок;
– подготовка груза к перевозке;
– погрузочно-разгрузочные операции;
– приемосдаточные операции;
– оформление документов;
– складские операции.
Из перечисленных операций только погрузочно-разгрузочные, приемосдаточные и оформление перевозочных документов обязательны при любых условиях организации перевозки.
Оформление документов предполагает как оформление перевозочных документов с предварительным расчетом провозных плат, так и оформление в определенных случаях актов общей формы, коммерческих или иных актов, ведение отчетности по приему, выдаче и выгрузке грузов.
Ко второй группе относятся операции, выполняемые дополнительно по договору с грузовладельцем, перевозчиком или владельцем подвижного состава, а также операции, связанные с организацией пропуска груза и подвижного состава через государственные границы. К таким специальным видам транспортных операций можно отнести:
– транспортное экспедирование;
– транспортное агентирование;
– терминально-складское обслуживание;
– страхование груза;
– таможенное оформление груза и др.
Основные формы посредничества в международных транспортных операциях следующие.
1. Экспедирование. Транспортный посредник – экспедитор– действует в интересах грузовладельца или лиц, имеющих заинтересованность в грузе. Объект работ и услуг экспедитора – груз.
2. Агентирование. Транспортный посредник – агент – действует в интересах перевозчика. Объект работ и услуг агента – транспортное средство.
3. Фрахтовое агентирование. Транспортный посредник – фрахтовый агент – действует в интересах перевозчика. Основная функция фрахтового агента – продажа услуг перевозчика и, главным образом, продажа перевозок. 4. Брокерская деятельность (на морском транспорте). Транспортный посредник – брокер – действует на открытом фрахтовом рынке в интересах судовладельца. Основные функции брокера – заключение сделок по продаже морского фрахта, а также купля и продажа судов.
5. Хранение грузов. Транспортный посредник – хранитель (владелец склада, оператор транспортного терминала) – действует в интересах лиц (грузовладельцев, перевозчиков, таможенных органов и др.), передавших ему груз на временное хранение. Основная функция хранителя – операции с грузом в целях сохранения количества и качества переданного ему груза.
6. Погрузочно-разгрузочные и стивидорные работы. Транспортные посредники – погрузочно-разгрузочные и стивидорные компании –действуют в интересах грузовладельцев или перевозчиков, поручивших им осуществить стивидорные работы (погрузку и выгрузку грузов на транспортные средства и операции с грузами на борту судна).
7. Лизинговые (арендные) операции. Лизинговые компании действуют в интересах производителей и пользователей транспортных средств и транспортного оборудования (главным образом, контейнеров). Лизинговые компании закупают транспортные средства и контейнеры для использования их арендаторами. По окончании договора лизинга транспортные средства или оборудование могут переходить в собственность арендатора (перевозчиков или грузовладельцев в зависимости от того, с кем заключен договор лизинга).
Транспортное экспедирование – вид посредничества, которое выполняется в интересах грузовладельца и связано с надлежащим исполнением договора перевозки и сопутствующих ему операций (погрузки, выгрузки, хранения, упаковки, маркировки, транспортного страхования, таможенного оформления, определения провозных плат и сборов, расчетов с перевозчиком и пр.). Таким образом, экспедитор должен действовать только в интересах клиентов – грузоотправителя или грузополучателя, которые являются его принципалами по договору транспортного экспедирования.