Системы автоматизации производственной деятельности организации
Производство является сердцевиной любой промышленной организации. Постановка задач планирования производства в западных системах по автоматизации деятельности организации отлична от таковой в отечественных автоматизированных системах управления (АСУ). Отечественные разработчики КИС, например, Корпорация «Галактика», предлагают систему «Галактика-Производство» («Галан-тис»), спроектированную с учетом стандарта MRP II, позволяющую организации планировать производственную деятельность, контролировать издержки, эффективно управлять себестоимостью и получать своевременную и достоверную оценку планируемого и фактического производственного результата. Данная система охватывает многие виды производства (в терминологии «Галактики»): дискретное, непрерывное - сборочное (синтетическое), перерабатывающее (аналитическое), прямое (когда из одного вида сырья получается один вид продукции). В основном система ориентирована на организацию массового, серийного и единичного производств.
Показательно, что зарубежные системы управления деятельностью организации находят свое применение на российском рынке. Например, на новом автозаводе «Джи-Эм АвтоВАЗ» в г. Тольятти внедрена в течение 9 месяцев система «SAP». Данная организация является совместным предприятием корпорации «General Motors», «АвтоВАЗа» и Европейского банка реконструкции и развития с уставным капиталом 238 млн долл. Генеральный директор «Джи-Эм АвтоВАЗа» Джон Милонас подчеркнул, что впервые в своей европейской практике «General Motors» участвует в организации производства автомобиля, сконструированного вне стен корпорации.
«Джи-Эм АвтоВАЗ» использует более 90 % отечественных комплектующих и материалов, в основном поставляемых «АвтоВАЗом». Круг поставщиков (сейчас их 125) будет расширяться. Особенностью нового завода является отсутствие склада комплектующих, поскольку они поступают на конвейер по мере необходимости строго фиксированными партиями (технологии Just in Time и Kanban). Число сотрудников на производстве — 1221 человек, при этом некоторые сервисные и вспомогательные функции (например, уборка цеха окраски) передаются внешним контрагентам.
В настоящее время в системе SAP реализовано около 100 рабочих мест (в том числе позволяющих планировать и управлять производством). В проекте участвовали ведущие сотрудники от каждого подразделения (12 человек) от «Джи-Эм АвтоВАЗ» и 8 человек от «SAP». В мае 2003 г. было запущено специализированное отраслевое решение для автомобильной промышленности, а в 2004 г. планировалось внедрить модуль, позволяющий наладить непосредственное взаимодействие с информационными системами внешних поставщиков и дилеров организации.
Проекты подобного рода длятся обычно 3—5 лет и стоят от 3 до 5 млн долл. Предполагается, что на основании прогноза сбыта система построит предварительную производственную программу, а затем с учетом поступивших от дилеров заявок будет корректировать ее и планировать ресурсы для выпуска партий требуемого объема и комплектации.
В настоящее время на рынке предлагаются также компьютеризированные системы оперативного производственного управления, так называемые MES-системы (Manufacturing Execution Systems Association), или в отечественной терминологии автоматизированные системы управления производственной деятельностью (АСУПП). Международная ассоциация производителей и поставщиков MES-решений определяет MES как автоматизированную систему контроля и оптимизации производственной деятельности, которая в режиме реального времени инициирует, отслеживает, оптимизирует и документирует производственные процессы от начала выполнения заказа до выпуска готовой продукции. В MES-системах управления производственными процессами принят стандарт на выполнение 11 функций:
1. контроль состояния и распределения ресурсов;
2. оперативное/детальное планирование;.
3. диспетчеризация производства;
4. управление производственными документами;
5. сбор и хранение производственных данных;
6. управление персоналом;
7. управление качеством продукции;
8. управление производственными процессами;
9. управление фондами (техническое обслуживание);
10. отслеживание истории продукта;
11. анализ производительности.
Электронная коммерция
Глобализация экономики, интеграция мировых рынков, исчезновение торговых и инвестиционных барьеров вызвали бурный рост электронного бизнеса (e-business) и электронной коммерции (e-commerce). Само понятие электронной коммерции не является новым. Так, еще в 1966 г. Ф. Кауфман призывал руководителей «научиться выходить за рамки своих организаций», используя возможности межорганизационных систем (МОС), основанных на сети компьютеров, установленных в разных организациях и позволяющих им осуществлять совместную обработку общей информации.
Сегодня МОС позволяют организациям включать в схемы важнейших процессов своего бизнеса покупателей, поставщиков и партнеров и тем самым повышать качество продукции, скорость и гибкость обслуживания потребителей. При этом могут создаваться различные каналы распределения и производиться новые продукты и услуги, базирующиеся на информации. Кроме того, многие МОС радикально меняют баланс власти в отношениях покупателей и поставщиков, увеличивают барьеры на вход-выход в отрасль и часто влияют на конкурентные позиции ее участников.
Электронные сетевые технологии изменяют способы ведения бизнеса. Благодаря бурному развитию и широкомасштабному распространению современных электронных способов обмена информацией инфокоммуникационные технологии (ИКТ) стали основным направлением повышения эффективности бизнес-процессов в организации (сбыта продукции, поставки ресурсов, обмена документами, маркетинговой деятельности, отношений с клиентами, управления производственными и транспортно-складскими ресурсами и т. д.). Началось становление нового способа, новой стратегии ведения бизнеса, в результате которого в конце 1990-х гг. многие компании, тратившие в начале этого десятилетия большие деньги на закупки и поддержку программных продуктов класса ERP, начали перераспределять свои бюджеты ИКТ в пользу других направлений, а именно электронного бизнеса. В результате чего зашла речь об отказе от прежней философии автоматизированных систем, т. е. от систем, автоматизирующих внутренние бизнес-процессы, перешли к информационным системам, ориентированным вовне.
Однако на этом пути была совершена серьезная ошибка. Изначально многие организации были уверены, что Интернет сам по себе сможет обеспечить оптимальное обслуживание клиентов, что в конце концов привело к появлению проектов с низким качеством сервиса, которые не отвечали потребностям клиентов. Более того, в результате такого перехода Интернет-проекты были изначально не связаны с остальными системами, используемыми организациями. Даже в тех случаях, если данные о клиентах и процессах заказа сохранялись внутри системы, они не анализировались и не передавались в другие отделы. Проще говоря, эти системы оказались настолько ориентированными вовне, что оторвались от самой организации и оказались изолированными от нее. Результат не замедлил себя ждать.
Через некоторое время стало очевидно, что отсутствие качественного сервиса во многих e-commerce проектах стало причиной серьезных проблем для их владельцев. Не всегда создатели и владельцы Интернет-магазинов отдают себе отчет в том, что бизнес должен быть качественно выстроенным прежде всего в офф-лайне, а уже во вторую очередь следует продвигаться в Интернет, причем не теряя связи со своим «земным» фундаментом.
Чаще всего под электронным бизнесомпонимается любая коммерческая деятельность организации, осуществляемая с помощью современных информационных сетевых технологий и использующая те возможности рынка, которые возникают в результате появления новых правил сетевой экономики. Но это определение представляется несколько некорректным. Так, понимая под электронным бизнесом любую коммерческую деятельность, часто делаются такие ошибочные заключения, как, например, отождествление его с электронной коммерцией. Она же является одной из составных частей электронного бизнеса (хотя и находящейся «на виду») и представляет собой осуществление операции по реализации товаров и услуг организации через компьютерную сеть.
В настоящее время наиболее распространенной формой электронной коммерции является организация торговли и обслуживания через Интернет. Говоря иными словами, электронная коммерция по своей сути есть торговля, основанная на современных компьютерных технологиях.
Влияние электронной коммерции на цены и предложение товара
Чем приобретение товаров и услуг через Интернет отличается от традиционного? Главные отличия таковы:
- Во-первых, легче найти информацию и сравнить характеристики товаров, особенно однородных. Затраты на поиск будут меньшими, чем в случае традиционных покупок.
- Во-вторых, продавцы обладают большей информацией о своих покупателях благодаря «персонифицированным технологиям», что делает возможным для продавцов идентифицировать покупателей в реальном времени, иметь доступ к данным о предыдущих покупках и соответственно менять цены и предложение.
В принципе, эта система дает дополнительные возможности использовать следующие стратегии:
- дифференциацию продуктов: предлагать потребителям различных сегментов рынка один и тот же продукт в разных вариантах;
- применение ценовой дискриминации: назначать различным потребителям различные цены на один и тот же продукт;
- рыночный «штурм»: формировать предложение под индивидуального потребителя;
- выработка массовой привычки: формирование низких цен на основные позиции для индивидуальных покупателей.