Прочие классификации информационных систем
Классификация по степени автоматизации.В зависимости от степени автоматизации
информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются
как ручные, автоматические, автоматизированные.
Рис. 3.4. Классификация ИС по степени автоматизации, сфере применения и характеру информации
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки
информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в
фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия
человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и
человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.
Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов
управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по
характеру использования информации и по сфере применения.
Классификация по характеру использования информации:
1. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу
информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например,
информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи
билетов.
2. Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки инфор-
мации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени
воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два
класса:
• управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает
решение. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов
данных. Примером может служить система бухгалтерского учета;
• советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению
и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой
степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. Примером служат
медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения
предполагаемой процедуры лечения.
Классификация по сфере применения.Информационные системы организационного
управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.
К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными
фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование,
оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет,
управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций
производственного персонала. Они широко используются для поддержания технологического
процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации
функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании
новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные
расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной
документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций
фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.
В настоящее время под корпоративной информационной системой (КИС) предприятия
подразумевается система управления его бизнес-процессами, позволяющая увязывать функции
отдельных подразделений с движением финансовых и товарных потоков по всей технологической
цепочке управленческих процедур.
Основными особенностями КИС считаются комплексность охвата функций управления,
повышенная упорядоченность деловых процессов, возможность локальной установки и внедрения
отдельных частей системы, адаптивность ее функциональной и инструментальной структуры,
возможность развития после ее внедрения.
Другими словами, КИС – это информационная система масштаба предприятия, главной
задачей которой является информационная поддержка производственных, административных и
управленческих процессов (бизнес-процессов).
Классификация интегрированных информационных систем.Сегодня на рынке
присутствуют различные интегрированные информационные системы, которые предназначены для
решения аналитических задач (вычисления заданных показателей и статистических характеристик
бизнес-деятельности, ведения отчетности, визуализации данных, т.е. их наглядного представления, и
извлечения из данных знаний), имитационных (определения возможных последствий принятого
решения), оптимизационных, которые основаны на интеграции имитационных, управленческих,
оптимизационных и статистических методов моделирования и прогнозирования.
Эти системы могут либо составлять одну систему класса ERP (Enterprise Resource Planning),
либо использоваться по отдельности в зависимости от размера компании, целей и задач, стоящих в
настоящее время перед ней.
Типы корпоративных информационных систем:
• системы поддержки деятельности руководителя (Executive Support Systems – ESS),
помогающие принимать неструктурированные решения на стратегическом уровне управления
компанией и проводить системный анализ информации из внешней среды;
• управляющие информационные системы (Management Information Systems – MIS),
обслуживающие управленческий уровень, при этом они обеспечивают менеджеров среднего и
высшего звена текущей информацией о выполнении основных бизнес-процессов в компании и о
некоторых изменениях во внешней среде;
• системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems – DSS), работающие со
всеми типами данных и позволяющие проводить аналитические исследования, строить модели и
разыгрывать сценарии для решения слабоструктурированных и вообще неструктурированных
проблем в инновационных проектах;
• рабочие системы знания (Knowledge Work System – KWS), целью которых является
аккумулировать знания и опыт;
• системы диалоговой обработки трансакций (Transaction Processing Systems – TPS) – базовые
деловые системы, обслуживающие исполнительский (эксплуатационный) уровень организации и
предназначенные для автоматического выполнения большого числа трансакций, составляющих
стандартный бизнес-процесс этого уровня;
• системы автоматизации делопроизводства (OAS), работающие почти исключительно с
формализованными данными, их функции – дополнять и контролировать работу систем TPS на
эксплуатационном уровне и документооборот на уровне организации.
Контрольные вопросы
1. Какие основные этапы развития информационных технологий управления персоналом вы
знаете?
2. Каковы характерные особенности АСУП, разрабатываемые на 1-м этапе?
3. Каковы характерные особенности АСУП, разрабатываемые на 2-м этапе?
4. Каковы характерные особенности АСУП, разрабатываемые на 3-м этапе?
5. Новые информационные технологии (НИТ). Понятие.
6. Какие существуют принципы создания корпоративных систем?
7. Что такое принцип системности?
8. Что такое принцип развития (открытости)?
9. Что такое принцип совместимости?
10. Что такое принцип стандартизации (унификации)?
11. Что такое принцип эффективности?
12. Что такое принцип первого руководителя?
13. Бизнес-моделирование как метод управления. Понятие.
14. Что такое бизнес-процесс, бизнес-функция?
15. Система управления бизнес-процессами предприятия.
16. Информационная система. Определение, понятие.
17. Принципиальная схема системы управления персоналом.
18. Что такое бизнес-процесс «Управление персоналом»?
19. Корпоративная система управления бизнес-процессами. Состав.
20. Информационная система управления персоналом. Понятие.
21. Информационная система и информационная технология.
22. Какие классификации информационных систем вы знаете?
23. Что такое системы обработки данных (СОД)?
24. Что такое информационные системы управления (ИСУ)?
25. Что такое системы поддержки принятия решений (СППР)?
26. Структура информационной системы.
27. Что такое информационное обеспечение ИС?
28. Что такое техническое обеспечение ИС?
29. Что такое математическое и программное обеспечение ИС?
30. Что такое организационное обеспечение ИС?
31. Что такое правовое обеспечение ИС?
32. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач.
33. Структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и
частично структурированные задачи. Примеры.
34. Автоматизированные информационные системы.
35. Виды информационных систем, используемые для решения частично структурированных
задач.
36. Модельные информационные системы.
37. Экспертные информационные системы.
38. Функциональный признак. Понятие.
39. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням
управления.
40. Типы информационных систем.
41. Информационная система оперативного уровня.
42. Информационные системы специалистов.
43. Информационные системы для менеджеров среднего звена.
44. Управленческие ИС.
45. Системы поддержки принятия решений.
46. Стратегические информационные системы.
47. Информационные системы в фирме.
48. Классификация ИС по степени автоматизации.
49. Ручные ИС.
50. Автоматические ИС.
51. Автоматизированные ИС.
52. Информационно-поисковые системы.
53. Информационно-решающие системы.
54. Классификация ИС по сфере применения.
55. Информационные системы организационного управления.
56. ИС управления технологическими процессами (ТП).
57. ИС автоматизированного проектирования (САПР).
58. Интегрированные (корпоративные) ИС.
59. Классификация интегрированных информационных систем.
60. Типы корпоративных информационных систем.__