Воздушно-капельные инфекции, сопровождающиеся сыпью

План ответа:

1. Возбудитель.

2. Устойчивость во внешней среде.

3. Пути передачи.

4. Инкубационный период.

5. Катаральный период (есть или нет).

6. Этапность сыпи (есть или нет).

7. Характер сыпи, сколько держится.

8. Что остается после сыпи.

9. Характерные симптомы.

10. Карантин.

11. Изоляция больного.

12. Осложнения.

13. Вакцинация (есть или нет, чем, сроки).

14. Лечение не осложненных форм (требуется или нет).

Приложение 3

Тестовые задания

Во всех тестах выберите один или несколько ответов

1. Синдром интоксикации:

а) резко выражен; б) умеренно выражен; в) слабо выражен; г) не выражен.

2. Сыпи предшествует:

а) ангина; б) катаральные явления;

в) продромальный период; г) нечего не предшествует.

3. Элементы сыпи:

а) мелкая красная папула на розовом фоне;

б) мелкая розовая папула на гиперемированном фоне;

в) отдельные папулы и везикулы.

4. Сыпь:

а) сливается; б) не сливается.

5. Время появления сыпи:

а) в первые сутки болезни; б) через несколько суток; в) в первые часы.

6. Первые элементы появляются:

а) на волосистой части головы; б) за ушами; в) на лице;

г) без четкой локализации; д) на шее.

7. Имеется ли этапность в появлении сыпи:

а) имеется; б) нет этапности, одномоментно.

8. Сыпь держится:

а) в течение суток; б) в течение 3-5 дней; в) более 5 дней.

9. После сыпи остается:

а) пигментация; б) шелушение; в) рубцы; г) ничего не остается.

10. Специфические симптомы:

а) «малиновый» язык; б) пятна Бельского-Филатова-Коплина;

в) отсутствуют; г) зуд кожи; д) ангина.

11. Сроки появления специфических симптомов:

а) за 1-2 суток до высыпаний; б) на 1-2 сутки после высыпаний;

в) симптомы отсутствуют.

12. Реакция лимфатических узлов:

а) увеличение и болезненность шейных, подчелюстных лимфоузлов;

б) не характерна;

в) увеличение и болезненность затылочных лимфоузлов.

13. Карантин:

а) 21 день; б) 7 дней; в) не накладывается.

14. Изоляция больного:

а) на 5 дней; б) не изолируется; в) на 22 дня; г) на 9 дней;

д) до полного выздоровления; е) на 10 дней.

15. Осложнения и последствия:

а) редко, не характерны; б) нефрит; в) ревматизм; г) пневмония;

д) отит, мастоидит; е) энцефалит, менингит; ё) абсцесс, флегмона.

16. Вакцинация:

а) проводится; б) не проводится.

17. Возбудитель:

а) вирус; б) бактерии.

18. Лечение не осложненных форм:

а) не требуется; б) симптоматическое; в) этиопатогенетическое;

г) местное.

19. Геморрагические элементы:

а) имеются; б) не имеются.

20. Антибактериальные препараты:

а) не применяются; б) применяются;

в) применяются только при осложнениях.

Эталон ответа

В/о Краснуха Корь Скарлатина
1. б 1. в 1. а 1. б
2. г 2. г 2. в 2. а
3. в 3. а 3. б 3. б
4. а 4. б 4. а 4. а
5. а 5. а 5. б 5. а
6. г 6. а, б, в 6. а, б, в 6. д, в
7. б 7. а 7. а 7. а
8. г 8. в 8. в 8. г
9. г 9. г 9. а 9. б
10. в 10. в 10. б 10. а, д
11. в 11. в 11. а 11. б
12. б 12. в 12. б 12. а
13. а 13. а 13. а 13. б
14. г 14. а 14. а 14. е
15. е 15. а 15. г, е 15. б, в
16. б 16. а 16. а 16. б
17. а 17. а 17. а 17. б
18. а 18. а, б 18. б 18. в, б
19. а 19. б 19. б 19. а
20. а 20. а 20. в 20. б

Приложение 3

Ситуационная задача

В поликлинику обратился мальчик 11 лет с жалобами на появление сыпи на лице, шее, руках, повышение температуры до 37,50С, головную боль.

При осмотре: состояние удовлетворительное, температура 370С, кожа сухая на ощупь, имеется бледная мелкопятнистая сыпь на шее, за ушами, на лице, на теле, руках и ногах. Сыпь не сливается, не бледнеет при надавливании. На слизистой рта энантема (красные пятна). Пальпируются шейные, затылочные, подчелюстные лимфоузлы, частота дыхания и пульс в норме.

Задание:

1. О каком заболевании можно думать?

2. Выявите проблемы ребенка, поставьте цели ухода.

3. Составьте план ухода с мотивацией.

4. Найдите ошибку, что мальчик сделал неверно и почему.

5. Дайте рекомендации по соблюдения противоэпидемического режима.

Эталон ответа

1. Краснуха.

2. Проблемы:

- головная боль – приоритетная;

- повышение температуры;

- эстетическое неудобство при появлении сыпи.

Потенциальная: зуд кожи.

3. План ухода:

Действия медицинской сестры Мотивация
1. Информировать мальчика о заболевании. Обеспечить право пациента на информацию.
2. Отправить домой, изолировать от других детей и взрослых, не болевших краснухой. Для остановки распространения заболевания.
3. Организовать масочный режим при контакте с больным. Для профилактики заражения.
4. Следить за регулярным проветриванием комнаты, проведением влажных уборок 2 раза в день. Для поддержания санитарного режима.
5. Следить за соблюдением мальчиком гигиенического ухода за кожей. Слизистыми. Профилактика инфицирования, зуда кожи.
6. При повышении температуры свыше 38,50С парацетомол ½ таблетки (по назначению врача). Для облегчения состояния.

4. Мальчик может заразить контактных не болевших и не привитых детей и взрослых (особенно беременных женщин, т.к. вирус обладает тератогенностью).

5. Изоляция больного до 5-го дня от начала высыпания.

Задача 1

Вы – участковая медсестра, активно посещаете ребенка на дому 4-х лет с диагнозом: Скарлатина. Жалобы мамы: снижение аппетита, вялость, повышение температуры до 380С., боль в горле при глотании. Больна 3-й день.

При осмотре: состояние средней тяжести, вялая, капризная. На лице сыпь обильная, на щеках румянец, на остальном теле и на конечностях мелкопятнистая, папулезная, сливается. Тахикардия – 120 в мин., температура 38,10С. В зеве яркая гиперемия, миндалины увеличены, красные, налет гнойный в лакунах, язык «малиновый».

Задания:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные.

3. Поставить цели ухода.

4. Составить план ухода с мотивацией.

Тема 7. Планирование сестринского ухода при инфекционных заболеваниях. Дифтерия, менингококковая инфекция, коклюш, паротит.

Цели занятия:

- систематизировать и углубить знания по данной теме;

- обобщить знания по лечению и уходу за пациентами с инфекционными заболеваниями.

студент должен знать:

-причины, клинические проявления, методы диагностики проблем больного ребенка, организацию и оказание сестринской помощи детям с инфекционными заболеваниями;

-пути введения лекарственных препаратов ребенку;

-виды реабилитации детей после перенесенных заболеваний.

Студент должен уметь:

-планировать подготовку больного ребенка к диагностическим исследованиям,

-планировать сестринский уход при различных заболеваниях у детей.

Результатом работы с данным разделом должно явиться овладение профессиональными и общими компетенциями:

ПК 1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Основная литература:

- Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 380 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»), стр. 168 – 190.

Дополнительная литература:

- Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

- Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

Ход работы:

1. Работа с понятиями: найдите обозначение терминов в словаре, запишите в тетрадь (приложение 1).

.2 .Пользуясь схемами ответа, дайте развернутый ответ по заболеваниям: дифтерия, коклюш, эпидемический паротит, менингококковая инфекция (приложение 2).

3. Дайте ответы на вопросы для самоконтроля

3.1.Назовите механизм, пути распространения дифтерии, менингококковой инфекции.

3.2.Что является возбудителем заболеваний дифтерией, менингококковой инфекцией, эпидемическим паротитом, коклюшем.

3.3.Каковы дополнительные методы обследования при данных инфекционных заболевания?

3.4.Как проводится профилактика дифтерии, коклюша, эпидемического паротита.

3.5.При возникновении заболевания в детском саду, какова тактика медицинской сестры.

3.6.Как планировать сестринский уход при данных заболеваниях?

4. Решите тестовое задание (приложение 3), сравните с эталоном ответа.

5. Решите ситуационную задачу (приложение 4) по выбору, запишите ответ в тетрадь.

6. Вопросы, выносимые на экзамен:

6.1.Коклюш- причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактические и противоэпидемические мероприятия.

6.2.Эпидемический паротит- причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактические и противоэпидемические мероприятия.

6.3.Дифтерия- причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактические и противоэпидемические мероприятия.

6.4.Менингококковая инфекция- причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактические и противоэпидемические мероприятия.

7.Вопрас, выносимые на экзамен:

Приложение 1

Термины

1. Паротит.

2. Панкреатит.

3. Орхит.

4. Менингит.

5. Менингококковая инфекция.

6. Эндотоксин.

7. Экзотоксин.

8. Гиперестезия кожи.

9. Ригидность.

10. Ликвор.

11. Иммуноглобулин.

12. Бактерионосительство.

13. Реприза.

14. Паралич.

Приложение 2

Дифтерия

  1. Возбудитель.
  2. Устойчивость во внешней среде.
  3. Инкубационный период.
  4. Выраженность интоксикации.
  5. Налеты на миндалинах
  6. Отек.
  7. Стадии крупа.
  8. Специфическое лечение.
  9. Неспецифическое лечение.
  10. Карантин.
  11. Обследование контактных.
  12. Изоляция больного.
  13. Вакцинация.

Наши рекомендации