Раздел 3. Советская культурная политика и практика ее реализации в национальных районах Южной Сибири в 1918-1930-е гг
Тема 1. Формирование советской системы школьного образования.(6 часов)
1. Система народного образования в начальный период социалистического строительства и создание советской школы
2. Подготовка учителей в 1920-1930-е гг. Совершенствование форм и методов педагогического образования
3. Профессиональная и общественная деятельность советского учительства в национальных районах Южной Сибири в 1920-1930-е гг.
Задание:
I. Ответьте на следующие вопросы:
Какова политика советской власти в области развития общественных наук?
Какие меры предпринимала советская власть по отношению интеллигенции, которую считала антисоветской?
Что Вы понимаете под термином «культурная революция»? Какова главная цель «культурной революции»?
Какое влияние оказал «политический тоталитаризм» 1930-х гг.на развитие культуры?
Как изменилась структура управления культурой в 1930-е гг.?
Когда, по Вашему мнению, произошел переход «старых» специалистов на позиции социализма? Обоснуйте ответ.
Что Вы понимаете под идейно-политическим размежеванием отечественной интеллигенции?
Почему Советская власть в начальный период социалистического строительства в первую очередь обратилась к проблемам народного образования?
Каковы особенности развития системы народного образования в Сибири, национальных районах Южной Сибири в 20-30-е гг. ХХ в.?
В чем заключается сущность «Положения об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республике»?
Назовите основные принципы единой трудовой школы.
Какое значение имели решения VIII съезда РКП(б) для развития советской системы образования?
В чем сущность декрета ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети»?
Что Вы понимаете под всеобщим первоначальным образованием?
Какие меры предпринимали партия и советское правительство для увеличения численности учителей?
Каковы достоинства и недостатки курсовой подготовки учителей в 1920-1930-е гг.?
В чем сущность постановления ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931 г.)
II. Дайте определение следующих понятий и терминов:
Всеобуч, всеобщее обязательное начальное образование. Всероссийский учительский союз, единая трудовая школа, Комиссариат просвещения, концентр, курсовая подготовка учителей, ликбез, ликпункт, отдел народного образования, передвижная красная юрта, техникум, училище, учителя-интернационалисты, учительский съезд, школа I, II ступени, школа повышенного типа, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского ученичества.
Литература:
Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937). Абакан, 1983
Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. 1917-1942гг.
История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 томах. Л., 1968
Форма контроля: индивидуальное собеседование на консультации
Тема 2. Традиции высшего профессионального образования в России и Сибири(4 часа)
1.Становление системы высшего образования в регионе. Профессиональная подготовка специалистов через высшую школу.
2. Высшее педагогическое образование в Восточной Сибири
3. Научно-исследовательская работа в вузах Восточной Сибири.
Задание:
I. Ответьте на следующие вопросы:
Как советское государство в 1918 г. перестраивало систему высшего образования?
Каково назначение рабочих факультетов?
Как реорганизовывалась «старая» высшая школа?
В 1921 г. было утверждено Положение «О высших учебных заведениях РСФСР». Как оно повлияло на судьбу вузов?
Каковы особенности формирования научно-педагогической интеллигенции в национальных районах Южной Сибири? Ответ обоснуйте.
Как развивалась историческая наука в 1930-х гг.?
Каково влияние Краткого курса истории ВКП(б) на дальнейшее развитие исторической науки?
Какой урон нанесли политические репрессии 1930-х гг. профессорско-преподавательскому составу высшей профессиональной школе?
Литература:
Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. 1917-1942гг.
История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 томах. Л., 1968
Форма контроля: групповое собеседование на консультации
Тема 3. Научные учреждения и основные направления научных исследований в Ойротии, Хакасии и Тувинской народной республике (6 час.)
1. Создание системы научно-исследовательских учреждений. Формирование научной интеллигенции.
2. Организация научных исследований.
Задание:
I. Ответьте на следующие вопросы:
Какова политика советской власти в области развития науки?
Какие формы организации науки преобладали в первое десятилетие советской власти?
Какие направления науки получили приоритетное развитие в 20-30-е гг. ХХ в. и почему?
Какова политика советской власти в области развития общественных наук?
Какие меры предпринимала советская власть по отношению к научной интеллигенции, которую считала антисоветской?
Что Вы понимаете под названием «философский пароход»?
Какое влияние оказал «политический тоталитаризм» 1930-х гг. на развитие науки?
Как изменилась структура управления наукой в 1930-е гг.?
II. Назовите даты следующих событий:
большая группа ученых была выслана из СССР -
состоялся Всесоюзный краеведческий съезд -
Академия наук переименована в Академию наук СССР -
создано Общество изучения Сибири и ее производительных сил (ОИС). -
состоялся первый Восточно-Сибирский краеведческий съезд –
Литература:
Коновалова, Р.Ж. Региональные особенности развития научной сети Бурятской АССР/Р.Ж.Коновалова// Территориальные аспекты экономического развития Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1987.
Развитие науки в Бурятии. Улан-Удэ, 1982.
Румянцев, Г.Н. Развитие науки в Бурятии – Монголии/Г.Н.Румянцев // Развитие национальной культуры в Бурятии. Улан - Уде, 1998.
Форма контроля: 15-минутная контрольная работа на семинарском занятии