Другие работы на ЭПС при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещается
13.3. Требования безопасности при приемке и постановке состава на позиции ТО-3, ТР-1.
Перед въездом (выездом) на ремонтные позиции депо необходимо убедиться, что:
- ворота полностью открыты и закреплены;
- входные двери в кабину машиниста (в служебный тамбур электропоезда) закрыты на замок;
- автоматические двери закрыты и находятся под питанием;
- на крыше и лестницах электропоезда и на смотровой позиции, на которую будет ставиться электропоезд, нет людей.
Перед приемкой или осмотром электроподвижного состава на позициях в депо необходимо убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети по зеленому показанию сигнализации, положению рукоятки привода секционного разъединителя и по наличию заземления контактной сети, а также в отсоединении от деповской сети воздушных и электрических проводов. При не горящих огнях сигнализации на позиции следует считать, что контактная сеть находится под напряжением.
При питании электроподвижного состава от постороннего источника следует убедиться, что его питающие кабели отключены от МВПС.
К приемке и осмотру электроподвижного состава следует приступать только с разрешения дежурного по депо или его помощника.
Прежде чем поднять токоприемник, машинист ставит об этом в известность помощника и они вместе обязаны убедиться в том, что:
- закрыты двери высоковольтных шкафов;
- закрыты крышки подвагонных ящиков, коллекторные люки электрических машин;
- убраны тормозные башмаки, а также посторонние предметы из-под колесных пар;
- с отремонтированных электрических машин и аппаратов сняты временные присоединения и заземления;
- электрические машины, аппараты и приборы готовы к пуску и работе;
- складные лестницы для выхода на крышу электропоезда сложены;
- быстродействующий выключатель отключен и рукоятки контроллеров машиниста находятся на нулевой позиции;
- главные разъединители на электропоезде включены;
- люди находятся в безопасной зоне;
После этого машинист обязан громко подать один длинный оповестительный звуковой сигнал и громко объявить по радиооповестительной установке электропоезда "Поднимаю токоприемник", после чего поднять токоприемник способами предусмотренными схемами электроподвижного состава.
При приемке электропоезда необходимо проверить наличие и осмотреть защитные средства:
- диэлектрические перчатки;
На диэлектрических перчатках проверить наличие штампа следующего содержания:
N
Годно до кВ
Дата следующего испытания 20__г
(наименование лаборатории)
На средствах защиты и предохранительных приспособлениях, применение которых не зависит от напряжения (диэлектрические перчатки, противогазы), проверить наличие штампа следующего содержания:
N
Дата следующего испытания 20___г.
(наименование лаборатории)
Запрещается пользоваться средствами защиты, срок годности которых истек.
Отсутствие проколов в диэлектрических перчатках следует проверить путем скручивания их в сторону пальцев, а также наличие штампа об электрических испытаниях (срок проведения испытаний 1 раз в 6 месяцев).
- при осмотре слесарно-монтажного инструмента с изолирующими рукоятками проверить, чтобы изоляция на рукоятках не имела раковин, сколов, вздутий и других дефектов.
Перед устранением неисправностей приборов и утечек воздуха в соединениях, аппаратах и резервуарах, находящихся под давлением, необходимо отключить их и выпустить сжатый воздух.
Запрещается открывать и закрывать вентили и краны ударами молотка или других предметов.
Перед опробованием тормозов машинист обязан предупредить об этом помощника, убедиться в отсутствии людей около электропоезда и под ним, и проверить включение тормозных приборов.
При осмотре оборудования электропоезда следует пользоваться переносным светильником. Запрещается использование переносных светильников без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов. При подключении переносных светильников к источнику питания их следует держать в руках или прочно закрепить (подвязать) во избежание самопроизвольного падения.
Перед осмотром аккумуляторных батарей выключить рубильник аккумуляторной батареи и вынуть предохранитель параллельной работы аккумуляторных батарей.
Запрещается класть инструмент на аккумуляторные батареи.
Перемычки аккумуляторных батарей следует крепить, снимать и ставить торцевыми ключами с изолирующими рукоятками.
13.4. Требования безопасности в аварийных и нестандартных ситуациях
К аварийным ситуациям при обслуживании электропоезда относятся:
- срабатывание защитных приборов в низковольтных цепях управления;
- выключение моторного вагона из схемы тяги электропоезда;
- срабатывание устройств обнаружения волочения деталей и схода подвижного состава в поездах (УКСПС);
- срабатывание устройств обнаружения нагрева деталей подвижного состава.
К нестандартным ситуациям при обслуживании электропоезда относятся:
- обрыв элементов контактной подвески;
- обнаружение нагрева буксы;
- излом токоприемника;
- необходимость оказания помощи остановившемуся на перегоне локомотиву, специальному самоходному подвижному составу или моторвагонном поезду.
- перезарядка тормозной магистрали;
- возникновении пожара в электропоезде;
- срабатывание реле боксования;
- саморасцеп автосцепок в составе электропоезда;
- срабатывание тормозов.
13.4.1. Требования безопасности при срабатывании защитных приборов в высоковольтных и низковольтных цепях управления; выключение моторного вагона из схемы тяги электропоезда.
При необходимости проведения работ, во время следования поезда, по восстановлению защитных приборов в низковольтных цепях управления или выключению моторного вагона из схемы тяги электропоезда помощник машиниста данные работы в низковольтных шкафах электропоезда обязан проводить:
- с особой осторожностью, исключая возможность касания токоведущих частей оборудования шкафа;
- применять слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками.
- применять диэлектрические перчатки.
13.4.2. Требования безопасности при срабатывании устройств обнаружения волочения деталей и схода подвижного состава в поездах (УКСПС), устройств обнаружения нагрева деталей подвижного состава, обнаружения нагрева буксы, перезарядки тормозной магистрали, срабатывании реле боксования, срабатывании тормозов.
При подъеме и спуске с электропоезда машинист и помощник машиниста обязаны находиться лицом к кузову и держаться за наружные поручни.
При любой необходимости осмотра подвижного состава на перегонах и станциях высаживание работника локомотивной бригады должно производиться с той стороны, где обеспечивается лучшая видимость смежных путей и меньшая угроза от движения поездов по соседнему пути.
Проходить вдоль путей необходимо по обочине или посередине междупутья, обращая особое внимание на движущиеся по смежным путям подвижной состав.
При приближении поезда по соседнему пути встать между вагонами осматриваемого электропоезда и ожидать полного освобождения пути или (по возможности) подняться в кабину электропоезда.
Для осмотра и ремонта подвижного состава снаружи, в темное время суток, следует пользоваться аккумуляторными фонарями.
13.4.3. Требования безопасности при обрыве элементов контактной подвески.
В случае падения контактного провода на МВПС локомотивной бригаде следует оставаться в кабине управления.
При сходе или подъеме на электропоезд необходимо надеть диэлектрические перчатки.
Передвигаться в 8-ми метровой зоне от места падения провода следует небольшими (не более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли.
Вызвать представителей ЭЧ для осмотра контактной сети и проведения работ для восстановления движения поездов. Сообщить энергодиспетчеру, через ДСП (ДНЦ) о запрете повторной подачи напряжения в контактную сеть. Время сообщения информации ДСП (ДНЦ) записать.
До прибытия работников ЭЧ принять меры к закреплению электропоезда ручными тормозами, при необходимости тормозными башмаками на случай истощения тормозной и питательной магистралей. Произвести объявление пассажирам о запрете прислоняться к автодверям и запрете выхода из вагонов.
По прибытию работников ЭЧ записать время их прибытия и данные работников (удостоверение с фотографией, удостоверение по электробезопасности не ниже 4 группы), регистрируемый приказ ДНЦ о снятии напряжения в контактной сети.
Подъем на крышу электропоезда допускается только после снятия напряжения контактной сети и её заземления с двух сторон электропоезда и по разрешению представителя дистанции электроснабжения. При этом помощник машиниста обязан находиться на земле и наблюдать за находящимися на крыше электропоезда, согласно требований охраны труда при работе на высоте.
Все выходы локомотивной бригады на крышу электропоезда после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности следует регистрировать в бортовом журнале ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, обязательной подписью машиниста и представителя дистанции электроснабжения.
При осмотре крышевого оборудования электропоезда запрещается перепрыгивать с вагона на вагон. Дойдя до конца моторного вагона, следует вернуться назад и спуститься по той лестнице, по которой поднялся. По земле дойти до следующего моторного вагона и подняться по лестнице на крышу следующего вагона;
При наружном осмотре электропоезда, при проходе вдоль путей любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м, а также допускать приближения к ним посторонних лиц. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, обязан выходить из опасной зоны мелкими шагами не более 0,1 м и не отрывая ног от земли.
После окончания работ на крыше электропоезда и снятия заземления доложить об этом ДСП (ДНЦ). Время сообщения записать. По возможности, за время оставшееся до подачи напряжения написать краткий первичный акт осмотра крышевого оборудования и контактной сети. Полученный регистрируемый приказ о подаче напряжения в контактную сеть записать в ТУ-152. После устранения повреждения крышевого оборудования МВПС или элементов контактной подвески снятие заземляющих штанг производиться представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера.
Запрещается отпускать дрезину ЭЧ (при ее наличии) до приведения электропоезда в рабочее состояние.
13.4.4. Требования безопасности при изломе токоприемника.
После остановки поезда - сообщить по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов, ДСП (ДНЦ), ограничивающих перегон, об остановке поезда для его осмотра, с указанием километра и пикета. На обратной стороне бланка предупреждения ф. ДУ-61 записать время остановки поезда и время сообщения ДСП (ДНЦ).
После осмотра поврежденного токоприемника, если его детали мешают движению поезда, машинист обязан сообщить об этом ДСП (ДНЦ), а также о наличии габарита и вызвать представителей службы ЭЧ (контактников) для увязки токоприемников. Сообщить энергодиспетчеру, через ДСП (ДНЦ) о запрете повторной подачи напряжения в контактную сеть, если части поврежденного токоприемника касаются элементов контактной сети. Время сообщения информации ДСП (ДНЦ) записать.
До прибытия работников ЭЧ принять меры к закреплению электропоезда ручными тормозами, при необходимости тормозными башмаками на случай истощения тормозной и питательной магистралей. Произвести объявление пассажирам о запрете прислоняться к автодверям и запрете выхода из вагонов.
По прибытию работников ЭЧ записать время их прибытия и данные работников (удостоверение с фотографией, удостоверение по электробезопасности не ниже 4 группы), регистрируемый приказ ДНЦ о снятии напряжения в контактной сети.
Подъем на крышу электропоезда допускается только после снятия напряжения с контактной сети и её заземления с двух сторон электропоезда и по разрешению представителя дистанции электроснабжения. При этом помощник машиниста обязан находиться на земле и наблюдать за находящимися на крыше электропоезда, согласно требований охраны труда при работе на высоте.
Все выходы локомотивной бригады на крышу электропоезда после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности следует регистрировать в бортовом журнале ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, обязательной подписью машиниста и представителя дистанции электроснабжения.
При наружном осмотре электропоезда, при проходе вдоль путей любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м, а также допускать приближения к ним посторонних лиц. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, обязан выходить из опасной зоны мелкими шагами не более 0,1 м и не отрывая ног от земли.
После окончания работ на крыше электропоезда и снятия заземления доложить об этом ДСП (ДНЦ). Время сообщения записать. По возможности, за время оставшееся до подачи напряжения написать краткий первичный акт осмотра крышевого оборудования и контактной сети. Полученный регистрируемый приказ о подаче напряжения в контактную сеть записать в ТУ-152. После устранения повреждения крышевого оборудования МВПС или элементов контактной подвески снятие заземляющих штанг производиться представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера.
Не отпускать дрезину ЭЧ (при ее наличии) до приведения электропоезда в рабочее состояние.
13.4.5. Требования безопасности при необходимости оказания помощи остановившемуся на перегоне электропоезду.
При подъеме и спуске с электропоезда машинист и помощник машиниста обязаны находиться лицом к кузову и держаться за наружные поручни.
При любой необходимости осмотра подвижного состава на перегонах и станциях высаживание работника локомотивной бригады должно производиться с той стороны, где обеспечивается лучшая видимость смежных путей и меньшая угроза от движения поездов по соседнему пути.
Проходить вдоль путей необходимо по обочине или посередине междупутья, обращая особое внимание на движущиеся по смежным путям подвижной состав.
При приближении поезда по соседнему пути встать между вагонами осматриваемого электропоезда и ожидать полного освобождения пути или (по возможности) подняться в кабину электропоезда.
Для осмотра и ремонта подвижного состава снаружи, в темное время суток, следует пользоваться аккумуляторными фонарями.
Запрещается проходить между электропоездами, если расстояние между их автосцепками менее 10 м, а так же обходить электропоезд на расстоянии менее 5 м от автосцепки.
13.5. Требования безопасности по окончании работы.
По окончанию работы локомотивная бригада в полном составе является к дежурному по депо (пункту оборота), согласно графика работы, приказа или распоряжения дежурного, для сдачи маршрутного листа, поездных документов (скоростемерных лент, картриджей КЛУБ-У, РПДА, рапортов и т.д.) и проверки наряда (графика) на следующие сутки.
При проходе от электропоезда к помещению дежурному по депо (по пункту оборота), к помещению дома отдыха локомотивная бригада обязана соблюдать установленные маршруты служебного прохода.
13.6. Ответственность за нарушение требований охраны труда.
За нарушение требований охраны труда машинист и помощник машиниста электропоезда могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.
Назад
14. Заключение:
14.
14.1. Считать утратившими силу:
14.1.1. «Инструкцию по обслуживанию электропоездов, обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров и их культурного обслуживания в моторвагонном депо Санкт-Петерубрг-Московское (ТЧ-10) Октябрьской железной дороги» № ТЧ-10/01-2002 г.
14.1.2. Местную инструкцию «О порядке начала и окончания работы локомотивных бригад в пункте оборота и при смене локомотивных бригад на станциях.» № ИОТ-ТЧ-20-172-03.
14.1.3. Местную инструкцию «О порядке осмотра, закрепления подвижного состава на станциях и проверке его в пути следования» № ТЧ-20-001-2003.
14.1.4. Местную инструкцию локомотивной бригаде ТЧ-20 по уходу за пневматическими магистралями, компрессорами и другим пневматическим оборудованием электропоезда в зимний период.
14.1.5. Местную инструкцию по обеспечению сохранности огнетушителей в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.6. Местную инструкцию по действию локомотивной бригады при срабатывании реле напряжения на электропоезде в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.7. Местную инструкцию «О порядке действия локомотивной бригады в случае срабатывания защиты тяговых двигателей на электропоездах в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20)».
14.1.8. Местную инструкцию «О порядке действий локомотивных бригад при срабатывании реле боксования (РБ) в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20)».
14.1.9. Инструкцию «О порядке технического осмотра токоприемников с подъемом на крышу электропоезда на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования С.Петербургского отделения Октябрьской железной дороги» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.10. Инструкцию «О порядке производства поездной и маневровой работы в зоне воздушных промежутков» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.11. Местную инструкцию «Особенности содержания токоприемников» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.12. Местную инструкцию «Об обязанностях локомотивной бригады при столкновении на переезде» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.13. Местную инструкцию «О порядке закрепления электропоездов и вагонов на путях станций, депо, перегона» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.14. Местную инструкцию «О порядке пользования КЛУБ-У» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.15. Местную инструкцию «О порядке действий локомотивных бригад при возникновении неисправности устройств АЛСН» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.16. Местную инструкцию «По действиям локомотивной бригады при обслуживании электропоезда на участке С.Петербург – Финляндский - Дача Долгорукова – Пупышево - С.Петербург» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.17. Местную инструкцию «О порядке эксплуатации сдвоенных поездов» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.18. Местную инструкцию «О порядке действий локомотивных бригад при формировании состава в пути следования» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.19. Местную инструкцию «О порядке обслуживания тормозов» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.20. Местную инструкцию «О порядке следования подвижного состава с ползунами и наварами» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20).
14.1.21. Местную инструкцию «По обеспечению сохранности подвижного состава в пунктах оборота депо при постановке на отстой по станциям оборота» в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20) 2006 г.
14.1.22. Местную инструкцию локомотивной бригаде по обеспечению безопасности обслуживания пассажиров в поездах моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20) от 19.08.2005 г.
14.1.23. Местную инструкцию «По установке мест и порядке проверки действия тормозов электропоездов в пути следования в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20) 2007 г.»
14.2. Действие настоящей инструкции не распространяется на локомотивные бригады при обслуживании скоростных поездов, за исключением глав № 2 и 8.
14.3. Действие глав № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14 настоящей инструкции распространяется на локомотивные бригады других депо Октябрьской железной дороги, работающих на электропоездах приписки депо С. Петербург – Московское ТЧ-10, с приложениями отражающими конкретные местные условия данных депо. Разработка данных приложений возлагается на начальника соответствующего локомотивного депо.
14.4. Главный консультант по разработке настоящей инструкции – начальник моторвагонного депо Санкт-Петербург - Московское Пегов Дмитрий Владимирович.
14.5. В разработке настоящей инструкции приняли активное участие заместитель начальника депо по эксплуатации Тимофеев Е.А. машинисты-инструкторы Куров А.В., Белик Н.С., Крушинский Д.В, Збитнев С.В., Чубиков С.М., инженеры по эксплуатации Иванов А.О., Кадыков Д.А., Комков А.В.
Приложение №1