Концепции, типы системных представлений. Требования к СУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Принципы и процесс диагностики систем управления»
Выполнил: студентка 2 курса
Специальность «финансы, кредит, страхование»
Группа 2722б
Конюхова Юлия Ивановна
Научный руководитель:
Профессор
Половинкина Алла Ивановна
Оценка:________
Подпись руководителя:________
Дата защиты: «__»___________2015
Воронеж 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Система управления как объект исследования………………………….4
1.1 Концепции, типы системных представлений. Требования к СУ…..4
1.2 Методы исследования СУ…………………………………………….8
2. Диагностика систем управления…………………………………………11
2.1 Классификация диагностики СУ………………………………….....13
2.2 Виды и методы диагностики СУ……………………………………18
2.3 Методика диагностики СУ…………………………………………..21
2.4 Методы и инструментарий диагностики……………………………26
Заключение…………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………….28
Введение
Диагностика систем управления – это основной фактор научного подхода к улучшению управления. Нынешними приемами и методами исследования обязан владеть каждый менеджер. В условия динамичности нынешнего производства и социального устройства, управление обязано постоянно развиваться. В наше время это невозможно обеспечить без исследования путей и вероятностей такого развития, без выбора альтернативных вариантов. Необходимость в диагностике систем управления продиктована довольно значительным кругом проблем, с которыми случается сталкиваться различным организациям. От верного решения таких проблем зависит успех работы данных организаций.
Целью курсовой работы является -овладение различными методиками диагностики для выработки правильной экономической (политической, социальной) политики, стратегии и тактики в СУ.
Предметом курсовой работы является диагностический механизм системы управления.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
- изучение основных понятий и функций системы управления;
- изучить особенности диагностики систем управления;
- изучить влияние диагностики на систему управления;
Система управления как объект исследования
Концепции, типы системных представлений. Требования к СУ
Исследование, будучи научным изучением и процессом познания, всегда находилось под пристальным вниманием ученых. Естественно, что в условиях рыночных отношений и конкуренции, особым интересом ,объективно, пользуются исследовательские работы по улучшению и совершенствованию систем управления организациями. [1]
Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления. [1]
Термин «система» трактуется неоднозначно, например:
· "Все, состоящее из связанных друг с другом частей, мы будем называть системой"
· "Система - это комплекс взаимодействующих компонентов".
· "Система - это множество связанных действующих элементов".
· "Система - это множество взаимосвязанных элементов... не существует ни одного подмножества элементов, не связанного с другим подмножеством".
· "Система - это не просто совокупность единиц...,а совокупность отношений между этими единицами". [1]
И хотя понятие системы определяется по-разному, обычно все-таки имеется в виду, что «система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями".
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
· детерминированность элементов системы;
· динамичность системы;
· наличие в системе управляющего параметра;
· наличие в системе контролирующего параметра;
· наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. [3]
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. [5]
Субъект управления – это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. [5]
Объект управления – на что направлено властное воздействие субъекта управления: это могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы. [5]
Процесс управления характеризуется следующими особенностями:
· управление – процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве;
· Управление – целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа и постановки определенных целей. [5]
В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления. Если объект управления никак не реагирует на управляющие воздействия – никакого управления нет. Объекты управления по своим функциональным признакам разделяются на подсистемы:
· технологическую;
· техническую;
· организационную;
· социальную;
· экономическую; [5]
Система управления организацией представляет собой состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц и звеньев аппарата управления, выполняющих различные управленческие функции и полномочия. Другими словами, система управления – совокупность специализированных на управленческой деятельности звеньев, уровней и связей между ними. [3]
Цель системы управления – регламентировать действия и упорядочить состав входящих в управляемый объект элементов, а так же их характеристики. [3]
Звенья управления, входящие в состав системы управления, - это относительно обособленные органы (или группы людей, объединенные общими выполняемыми функциями, родственными видами деятельности.): должность, отдел, подразделение, служба. [2]
Уровни (ступени) управления – это совокупность звеньев управления, находящихся на одном горизонтальном уровне. Взаимосвязь между уровнями отражает иерархию, последовательность подчинения органов управления, отношения субординации. [2]
Системы управления предприятиями и фирмами многообразны и специфичны. На их характер и особенности функционирования влияют объемы производственной деятельности, производственный профиль, характер выпускаемой продукции и технология ее производства, сфера деятельности предприятия, масштабы заграничной деятельности и т.д. [2]
Главным при создании организационной структуры управления является формирование и обособление звеньев по критериям специализации и сочетание функций, объема и масштаба полномочий управления. [2]
Как правило, структура управления носит иерархический характер, т.е. строится по возрастающим уровням, начиная с низшего звена (например, цеховых руководителей), затем переходит к руководству среднего звена (начальники отделов, лабораторий, служб) и ,наконец, к руководству высшего звена (директор, президент, управляющий и т.п.) [2]
Иерархическая (пирамидальная) структура, функционирующая как единое целое, представляет собой, во-первых, наиболее простую идеализированную концепцию (модель) организации, во-вторых, наглядное изображение представлений традиционной, классической школы в теории управления. Эта структура обусловлена тем, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому уровню и должностному лицу, «вес» стратегических решений в линейной цепи подчинения уменьшается пропорционально удалению его от высшего звена управления. [2]
Совершенствование структуры системы управления и характеристик ее элементов (звеньев) – это постоянный процесс, состоящий из изучения, пересмотра и обновления ее элементов, а этап исследования системы управления в современных условиях является одной из необходимых функций менеджмента. [2]
Поэтому необходимость исследования систем управления обусловлена тем, что переход человечества к новому типу цивилизации сопровождается возникновением совершенно новой ситуации, характеризующейся рядом особенностей. ] [2]